Источник

XIX. Завет Божий, с Израилем на Синае

В третий месяц после выхода из Египта, сыны Израилевы пришли в пустыню Синайскую. Там, по зову Божию, взошел на гору Моисей, и Бог повелел ему напомнить странствующим людям все виденное ими в Египте и спасение их, как бы на крилах орлих; Господь обещал сделать народ сей избранным, святым между всеми народами, священным царством Своим, если только сохранит завет Его, и народ единодушно дал клятву исполнить все, что будет заповедано свыше. Тогда Моисей велел два дня очищаться людям, чтобы на третий предстать Господу, у горы Синайской, не прикасаясь к ней, под угрозой смерти, доколе не прейдут на её вершине гласы и трубы и облако, знаменующие присутствие Господа Бога.

На рассете третьего дня, облако мрачное покрыло гору Синайскую, и посреди молний раздались с её вершины трубные гласы; Моисей извел народ в сретение Богу, к подошве горы, гора же вся дымилась, от сошествия Божия в огне, и восходил дым, как дым печной, и ужаснулся народ страшного трубного гласа, когда Моисей говорил Богу и Бог ему ответствовал. Призванный взошел опять на гору и с ним один только Аарон; тогда, с вершины Синая, изрек Господь десять заповедей, которые, как вечный закон, посреди непостоянства и разрушения дел человеческих, прешли все времена и достигли всех народов.

«Я Господь Бог твой, да не будут тебе боги иные, кроме Меня.

«Не сотвори себе кумира, ни всякого подобия того, что на небесах горе, или на земле долу, или в водах и под землею: да не поклонишься, не послужишь им.

«Не принимай имени Господа Бога твоего всуе.»

«Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней делай, и сотвори в них все дела твои, день же седьмой, суббота, Господу Богу твоему.

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле.

«Не убей».

«Не прелюбодействуй».

«Не укради.»

«Не послушествуй на друга своего свидетельства ложного.»

«Не пожелай жены искреннего твоего; не пожелай дома ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что только принадлежит ближнему твоему.»

При звуке страшного грома, при блеске молний, в ужасе отступил народ от дымящейся горы; он молил Моисея быть посредником между Богом и людьми, чтобы не сразил их глагол Божий, и Моисей взошел один во мглу присутствия Господня, принять от него новые повеления народу, уверовавшему и познавшему страх закона.

Поскольку беззаконная жизнь, час от часу более, затмевала в человеках внутренний закон совести, написанный в сердце каждого, то Бог предложил сперва, в кратком десятисловии, закон нравственный, обличающий немощь человеческую и необходимость небесной помощи; потом, чтобы еще более направить на путь спасения народ, уклоняющийся к чувственному, Господь связал его, на каждом шагу, обрядами внешними, которые имели только сень будущих благ, и обуздал бурный, еще юношеский тогда возраст человечества, строгими узаконениями гражданскими, посреди коих всюду проявлялась религия, как душа в теле. Но свобода веры облекалась страхом закона, бывшего пестуном во Христа, потому что многоразличные обряды и наипаче жертвы, приносимые за грехи людей, приготовляли, чрез искреннее сознание грехов, к той искупительной жертве, которая долженствовала однажды быть принесена за весь мир. Дух небесного учения, дотоле сообщавшийся чрез слово Божие, мужам избранным, по их оскудению, заключился в письмена священных книг, для грядущих родов; так произошли пять книг Моисеевых: Бытия, в которой изложил он повесть о начале мира и народа избранного, Исход, живописавший чудное его избавление из Египта; а три последующие: Левит, Числа и Второзаконие, заключали в себе законоположения церковные и гражданские, с повестью сорокалетнего странствования по пустыне.

Самые первые узаконения, которые принес Моисей с горы Синайской, уже показывали, из какого небесного источника они льются, ибо милость и суд изрекались вместе. Рабы из Евреев, чрез шесть лет служения, должны были получать свободу, в седьмой субботний год отдыха, если только не пожелают добровольно остаться при господах своих; но строгий суд постигал жестокосердых: око за око и зуб за зуб, и кровь за кровь, и цена сугубая за татьбу, с тонким разбирательством вольного или невольного поступка, и с заповедью глубокого уважения к судьям и князьям народа.

Господь, напоминая спасенным от работы Египетской, о их долгом странничестве, повелевал не оскорблять пришельцев, вдов и сирот, ибо голос их возопиет о мести, а сиротство падет на обижающих. Он запрещал заимодавцу удерживать у себя одежду, взятую в залог, далее захождения солнца, чтобы не лишить нищего единственного его покрова, на время ночи; внушал даже возвращать врагу заблудившихся вола или осла его, и оставлять в покое саму землю или виноградник, на седьмой год субботний, чтобы бедные могли питаться их избытком и звери сельные остатками полей.

С возобновлением заповеди, о строгом хранении субботы, о начатках всякой твари и десятины всего имущества, посвящаемых алтарю, Бог определил три времени года, в которые должен был весь мужской пол в Израиле являться пред лице Его: в седмицу Пасхи и опресноков, ради избавления от плена; в день Пятидесятницы, на память законоположения Синайского и для благодарения за новые плоды полей, которых приносили начатки; и, в конце года, по собрании плодов, в праздник Кущей, воспомигавший долгое странствование по пустыне, под кровом Божьим; закон сей, о троекратном собрании всего народа, служил теснейшим для него союзом.

Бог обещал еще сынам Израилевым, послать пред ними Ангела своего, очистить путь в землю Ханаанскую и вытеснить оттоле все враждебные племена, достояние коих они должны были наследовать, с тем однако, чтобы не сообщались с ними и не веровали мнимым богам их, дабы не впасть чрез то в тяжкий, непростительный грех пред истинным Богом. – Моисей сошел с горы Синайской и объявил заповеди Божии людям, которые произнесли единогласный обет повиновения. Тогда он создал жертвенник, у подошвы горы, из двенадцати камней, по числу колен Израилевых, заклал жертву спасения, и половину крови возлил на алтарь, другой же окропил народ, прочитав ему прежде книгу завета: «Вот кровь завета, который совершил с вами Господь», сказал он, и это было прообразованием той божественной крови нового завета, которая некогда долженствовала пролиться во оставление грехов.

Потом Моисей возвел с собой на гору Аарона и двух сыновей его, Надава и Авиуда, с семидесятью старцами; избранные видели место, где стоял Бог Израилев, и остались живы. Но Господь воззвал опять Моисея на гору, чтобы дать ему скрижали каменные, с начертанием заповедей своих, которые были сокращением закона любви к Богу и ближним. Вождь Израильский велел народу, в глубокой тишине, ожидать своего возвращения и относиться для суда к Аарону и Ору; а сам, в сопровождении одного Иисуса Навина, поднялся в гору. Слава Божья, в подобии пламени, являлась на Синае, и облако покрывало гору, в течении шести дней; в седьмой, по гласу Божию, взошел Моисей в средину облака, и пробыл там сорок дней и сорок ночей неисходно, без пищи и питья, для принятия наставлений, о таинственном устроении скинии и кивота, по образу, виденному на горе, на который указывал ему сам Господь; – так земное богослужение составилось по образу небесного, и невидимое отразилось в видимом.


Источник: Священная история / [А.Н. Муравьёв]. - Санкт-Петербург : тип. А. Бородина и К°, 1842. - [2], IV, 516 с. (Авт. установлен по изд.: Межов. Систематический каталог русским книгам... с 1825 вплоть до 1869 года... № 87).

Комментарии для сайта Cackle