3. Об истинном священстве в Церкви Христовой
Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры (Еф. 4:11–12).
Церковь Христова есть хранительница истинной веры, христианского благочестия и святых таинств, в которых подается верующим благодать Св. Духа для получения вечной жизни. Для научения людей вере и благочестию и особенно для совершения святых таинств и богослужения и поставлены Христом в Его святой Церкви особые люди – пастыри ее. Таким образом Церковь состоит из мирян и пастырей, поставляемых на это высокое и святое служение чрез таинство священства.
Что же такое таинство священства?
Таинство священства это такое священное действие, в котором чрез епископское молитвенное руковозложение, преемственно идущее от Св. Апостолов, подается избранному лицу «дар Божий (2Тим. 1:6), то есть, благодать Св. Духа (Деян. 20:28), дающая ему право и власть учить мирян истинам веры, управлять мирянами в делах веры и священнодействовать, то есть совершать для них богослужение и преподавать им спасительные таинства.
Новозаветное священство имеет три степени: епископы, пресвитеры и диаконы. Епископ, как преемник всей полноты апостольской власти, совершает все таинства и рукополагает пресвитеров и диаконов; пресвитер совершает все таинства, кроме рукоположения; а диакон только служит пресвитеру при совершении им таинств и богослужения.
Истинное и законное священство должно вести свое начало от самих Апостолов. Священное рукоположение не простой знак избрания или полномочия на служение, но чрез него подается «дар Божий» (2Тим. 1:6), подается Сам Дух Святой, дающий рукоположенному божественное право «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).
Где нет законно рукоположенного чрез преемственно идущее от Апостолов епископское руковозложение священства, там нет и Церкви Христовой, там нет «совершителей тайн Божиих» (1Кор. 4:1), нет благодати, а следовательно и спасения.
Сектант:
1) Не нужно в Церкви никакого священства, «ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:14) и (Евр. 7:26–28).
Объяснения православного:
1) То верно, что един ходатай и посредник между Богом и всем человечеством, всем миром есть Христос, Сын Божий, «предавший Себя для искупления всех» (1Тим. 2:6), «ибо нет другаго имени под небом, даннаго человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12), почему Он ходатайствует за нас одесную Бога на небе (Рим. 8:34); на небе же и Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26–27), а на земле ходатайствуют пред Богом друг за друга люди, ибо всякая молитва к Богу одного христианина за другого и есть ходатайство, а апостол Иаков говорит: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведнаго» (Иак. 5, 16).
Не нужно нам никаких пастырей-ходатаев за нас пред Богом, ибо «мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» (1Ин 2:1), еще: (1Тим. 2:5), (Евр. 7:24–25), (Евр. 9:15), (Евр. 12:24) и (Рим. 8:34).
Апостол Павел просил христиан молиться за него Богу, «чтобы избавиться ему от неверующих в Иудее» (Рим. 15:30–31); и получив избавление от «близкой смерти», приписывает это молитвенному ходатайству за него пред Богом христиан, когда пишет, что он надеется, что Господь и еще его избавит, «при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» (2Кор. 1:8–11), (1Фес. 5:25), (2Фес. 3:1–3), (Евр. 13:18).
Итак, Христос – единый ходатай за весь мир, а все люди пред Ним – ходатаи друг за друга. Тем более пастыри Церкви могут и должны быть ходатаями пред Христом за вверенных их пастырству людей.
Сектант:
2) На земле все христиане равны, все и священники: «вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшаго вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2:9) и (Откр. 1:6), (Откр. 5:10).
Объяснения православного:
2) И в Ветхом Завете весь Израиль назывался «царством священников»: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Однако не каждый израильтянин был в буквальном смысле священником; а избирались на священническое служение «из среды сынов Израиля» не многие лица, взятые из одного лишь колена Левиина, лица (Исx. 28 и 29 главы); если же к священнослужению приступал кто-либо посторонний, не посвященный на это служение, то предавался смерти (Числ. 3; 10 гл. 16-я и 18; 7 и др.). Так и в Новом Завете «никто сам собою не приемлет сей чести (священства), но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4).
Если священников не нужно в Церкви потому, что христиане называются «священниками», то не нужно и царей, ибо христиане именуются в Писании (Откр. 1:6) и (Откр. 5:10) и «царями». А между тем в той же второй главе первого послания апостол Петр учит: «Бога бойтесь, царя чтите» (1Пет. 2:17), а в пятой главе пишет христианам: пастырей ваших умоляю я «сопастырь и свидетель страданий Христовых»... (1Пет. 5:1) и апостол Павел учит, что Сам Христос «поставил иных пастырями и учителями» (Еф. 4:11–12). Если каждый сектант «священник» и служитель алтаря, то где же алтарь его, и если он «царь на земле», то где принадлежащее ему царство?
Очевидно, христиане называются «царями» и «священниками» не в прямом, буквальном смысле, а в духовном, как люди освященные в святых таинствах Церкви, как люди избранные в удел Божий, царствующие над своими грехами и приносящие души и тела свои «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумнаго служения» (Рим. 12:1); «приносящие Богу жертву хвалы, то есть плод уст прославляющих имя Его, благотворения и общительности, ибо таковыя жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:15–16).
Сектант:
3) В Церкви не должно быть пастырей и пасомых: в ней все равны, в ней «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).
Объяснения православного:
3) Здесь говорится не о равенстве в Церкви членов ее по их положению, а о безразличии в деле спасения национальности (народности), происхождения и пола. Послание к Галатам написано против христиан из иудеев, гордившихся пред христианами из язычников своим происхождением от самого Авраама. Апостол и говорит, что царство небесное открыто для всех, будет ли то иудей или эллин, раб или свободный и т. п.
Положение же членов Церкви в деле учения, священнодействия и управления ею не одинаково: есть наставники и наставляемые (Евр. 13:7), есть учители и учащиеся (Рим. 12:7–8), есть пастыри и пасомые, которые должны «повиноваться пастырям» (1Пет. 5:5). В этом отношении есть различие даже между мужским полом и женским: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же он хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей, ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор. 14:34–35).
Сектант:
4) Не нужно особых пастырей для научения верующих: каждый может назидать себя и других: «когда вы сходитесь, и у каждаго из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию» (1Кор. 14:26). «Наставляйте друг друга каждый день» (Евр. 3:13), (Еф. 5:18–19) и (Кол. 3:16).
Объяснения православного:
4) В приведенном месте послания к Коринфянам ап. Павел говорит не о церковном учительстве, а об особых, чрезвычайных дарах, существовавших лишь на первых порах в Церкви Христовой, – о дарах языков, откровения и истолкования пророчеств. Эти дары получали не только св. Апостолы, а и некоторые из верующих (Деян. 10:44–46) и (Деян. 11:28), (1Кор. 14 гл.). Особенно обильно стали проявляться эти дары у коринфских христиан, которые стали злоупотреблять ими, говоря на незнакомых языках к народу или пророчествуя разом по несколько человек, чем производили беспорядок в собраниях. Апостол и говорит, чтобы имеющие чрезвычайные дары пользовались ими к общему назиданию (ст. 26), а не к расстройству слушающих, ибо в Церкви «все должно быть благопристойно и чинно» (ст. 40). Уже в IV веке, как свидетельствует св. Иоанн Златоуст, указанные дары прекратились в Церкви, согласно предсказанию ап. Павла: «пророчества прекратятся и языки умолкнут» (1Кор. 13:8 и 10), (34 беседа И. Злат. на 1Кор. 13 гл. ст. 8).
Учить и вразумлять друг друга христиане, конечно, могут, но только во всем согласно с тем, чему и как учат поставленные в Церкви «пастыри и учители» (Еф. 4:11). Вот почему св. Апостолы и учат о нарочито поставленных в Церкви учителях веры: «как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы» (Рим. 10:14–15). «И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в третьих учителями... Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? (1Кор. 12:28–29). «Братья, мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большому осуждению» (Иак. 3:1).
Таким образом право учительства в Церкви принадлежит не всем ее членам, а избранным, на то поставленным и посланным.
Сектант:
5) И без епископского рукоположения законным пресвитером может быть тот, кого избрал народ и рукоположила община, как это было при избрании ап. Матфия: «И поставили двоих Иосифа, называемаго Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, котораго Ты избрал, принять жребий сего служения и апостольства, от котораго отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий и выпал жребий Maтфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян. 1:23–26).
Объяснения православного:
5) Приведенный пример нисколько не оправдывает самочинное избрание и рукоположение общиною сектантских пресвитеров. Во-первых, избрание Матфия на апостольское служение совершено не мирянами, а самими Апостолами, получившими на это власть от Самого Христа. Такой власти никому из сектантов никогда Христос не давал; они сами, подобно Корею, Дафану и Авирону, незаконно похитили эту власть (Числ. 16 гл.).
Во-вторых, самое избрание Матфия совершено собственно не Апостолами, а Самим Богом: «покажи из сих двоих одного, котораго Ты избрал».
В третьих, при поставлении Матфия на апостольское служение вовсе не было рукоположения, а был брошен жребий на того, кто уже раньше быль избран Христом и поставлен в число 70 Апостолов; после жребия он только перечислен из 70-ти в число 12 Апостолов, получив потом в день Пятидесятницы вместе с другими Апостолами видимо сошедшего на них Св. Духа. Сектантские же «пресвитеры» в числе 70 Апостолов не были, Господь по жребию их не избирал и видимо, как в день Пятидесятницы (Деян. 2:3), Св. Духа на них не посылал.
Сектант:
6) И диаконов избрала и поставила на служение сама община: « Итак, братие, сказали верующим св. Апостолы, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости, их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа исполненнаго веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращеннаго из язычников; их поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:1–6).
Объяснения православного:
6) Относительно избрания первых диаконов нужно, во-первых, заметить, что община избрала их не по своему желанию и почину, а по желанию и предложению Апостолов (ст. 2). Если бы последние не пожелали и не предложили общине избрать диаконов, то никто их и не избирал бы.
Во-вторых, самое рукоположение избранных во диаконы совершено было не кем-либо из общины избравших их христиан, а самими Апостолами, ибо никто из мирян не имел права даже во диаконы рукополагать: «изберите... их поставим (то есть мы, Апостолы) на эту службу... их поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:6).
Что же касается высшей степени священства – епископов и пресвитеров, то мы нигде в Писании не видим, чтобы их избирала община, а видим, что их избирали и рукополагали сами Апостолы (Деян. 14:23), (1Тим. 4:14), (2Тим. 1:6), передавшие потом право избирать и рукополагать пресвитеров епископам, как своим преемникам (1Тим. 5:22), (Тит. 1:5).
Таким образом самовольное избрание и рукоположение сектантами их лжедиаконов и лжепресвитеров не оправдывается словом Божиим, а осуждается.
Сектант:
7) «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью, ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией»? (1Тим. 3:1–5), (Тит. 1:6). Епископы должны быть женатые, а ваши архиереи – монахи.
Объяснения православного:
7) Слова «одной жены муж», конечно, говорят не о том, что у епископа должна быть одна только жена, ибо многоженство вообще в христианстве не допускается. Не означают эти слова и того, что епископ непременно должен быть женатым, ибо и Христос (Mф. 19:12) и сам ап. Павел, ставят девство выше брака. Ап. Павел не был женат и говорил: «желаю, чтобы все люди были, как и я, но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1Кор. 7:7–8).
Будучи сам не женатый, ставивший девство выше брака (ст. 37–38) ап. Павел не мог требовать от епископов, чтобы они непременно были женаты и имели детей. Очевидно, что слова: «епископ должен быть одной жены муж» означают то, что епископ может быть только один раз женат и по смерти жены не должен вступать во второй брак, как и то, что вторично женатый не может быть епископом.
Сектант:
8) Мы не признаем ваших пастырей, ибо истинный пастырь «должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не убийца, не корыстолюбив, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать» (Тит. 1:7–9) и (1Тим. 3:1–13). А ваши пастыри подвержены всяким порокам.
Объяснения православного:
8) Несправедливо, на основании отдельных случаев, огульно приписывать порочность целому сословию людей. Ведь пастыри не с неба нам посылаются, а избираются из подобных нам людей, облеченных плотию, а потому и подверженных грехам. Один Бог без грexa (Откр. 15:4), (Евр. 4:15).
В приведенном месте из послания ап. Павла к Титу изображен идеал (образец) пастыря, но вполне обладать всеми указанными качествами ни один человек не может: если не в одном, то в другом он будет виновен. Сказано ведь и так: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Mф. 5:48); или: по примеру призвавшаго вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1Пет. 1:15). Но кто же из людей может сказать о себе, что он «совершен, как Отец Небесный», и «свят во всех поступках»? Никто, разве только человек самообольщенный (1Ин. 1:8).
Во всех людях, следовательно, и в пастырях мы можем найти тот или иной недостаток. Однако в делах веры мы должны повиноваться и худым пастырям, ибо они носят благодать священства «в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не им» (2Кор. 4:7), (2Кор. 3:5), (1Кор. 2:5). ибо «сила Божия совершается и в немощи» (2Кор. 12:9).
Иуда был не только предатель, а и вор (Ин. 12:6), Сам Христос назвал его «сыном погибели» (Ин. 17:12). даже: «диаволом» (Ин. 6:70), однако и он был сопричислен к Апостолам и «получил жребий служения сего» (Деян. 1:17 и 25), как и другие Апостолы, и Иуда получил право учить, врачевать болезни и совершать великие чудеса (Mф. 10:1), (Mф. 10:6–8); и ему, как и другим Апостолам, сказал Христос: «А если кто не примет вас (и Иуду, очевидно), и не послушает слов ваших (и слов Иуды, конечно), то, выходя из дома или города того, отрясите прах от ног своих. Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Mф. 10:14–15), (Ин. 13:20).
Книжники и фарисеи не только противились учению Христа, но преследовали и искали убить Его, но Он велев Своим ученикам не поступать по делам их, в то же время сказал: «все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Mф. 23:3).
Первосвященник Каиафа не верил в Спасителя и предал Его на смерть, однако не лишен был «дара Божия», в силу которого предсказал, что Христос умрет за людей. «Сие же, замечает Евангелист, он сказал не от себя, но будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ» (Ин. 11:50–51).
Когда первосвященник Анания приказал бить ап. Павла, он обвинил его в несправедливости и назвал «стеною подбеленною». «Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник, ибо написано: начальствующаго в народе твоем не злословь» (Деян. 23:5).
Из представленных примеров ясно видно, что в делах веры мы должны повиноваться и недостойным пастырям, даже таким, как Анна и Каиафа, даже таким как Иуда, если только они законно поставлены, ибо в каждом пастыре мы должны чтить не столько человека, сколько данный ему чрез рукоположение «дар Божий», который может отнять у него только тот, кто дал его, то есть епископ, имеющий один право суда над пресвитером (1Тим. 5:19).
Сектант:
9) Мы не признаем ваших священников, ибо Сам Христос обличает их за их пороки: а) «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте, по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф. 23:1–4).
Объяснения православного:
9) а) Говорить, что здесь Христос обличает новозаветных священников, это значит, обнаруживать пред всеми свое невежество. Разве мог Христос обличать за худые дела новозаветных священников, когда во время жизни Христа на земле их еще и не было, ибо Христово священство появилось только после воскресения Христа, точнее – в день Пятидесятницы? Как можно обличать еще не существующего на свете человека?
Обличения Христа, изложенные в 23 главе ев. Матфея не относятся не только к новозаветному, а и ветхозаветному священству: ими обличаются миряне-книжники и фарисеи. севшие на Моисеевом седалище, то есть самовольно присвоившие себе право учительства, подобно вожакам наших сектантов, а учить народ вере священники не только имели право, но и обязаны были: (Мал. 2:7), (Иез. 44:23) и др.
Сектант:
б) «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (ст. 5), то есть расширяют карманы для денег и для роскоши носят широкие рукава.
Объяснения православного:
б) Под «хранилищами» разумеются кожаные коробочки, или мешочки, внутри которых находятся кожаные же листики с написанными на них словами закона Моисеева. Первые и теперь во время молитвы евреи надевают на лоб, а вторые наматывают на левую руку, согласно ветхому закону: «И да будут слова сии, которыя Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей... И навяжи и в знак на руку твою и да будут они повязкою над глазами твоими» (Втор. 6:6–8) и (Втор. 11:18), (Исх. 13:9).
Под «воскрилиями» же одежд нужно разуметь те разноцветные шнурки с кистями, которые и теперь евреи носят, пришивая их обыкновенно к жилету, на основании слов Моисея: «Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которыя на краях, вставляли нити из голубой шерсти. И будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни и исполняли их» (Чис. 15:38–39).
Фарисеи, чтобы показать народу, что они – люди очень набожные, из тщеславия расширяли привязываемые на лбу и наматываемые на руку «хранилища» и увеличивали длину пришиваемых «к краям одежд» «воскрилия», за что и были обличаемы Христом.
Сектант:
в) «Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (ст. 6–7).
Объяснения православного:
в) У евреев во время пира, званного обеда или вечери участники трапезы не сидели, как у нас, а возлежали за столом, то есть ели полулежа (см. (Mф. 9:10), (Мф. 14:9), (Лк. 22:14)), как возлежал и Христос во время тайной вечери с Апостолами: «когда же настал вечер, Он возлег с учениками Своими, и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Мф. 26:20–21).
Наши же священники за трапезой сидят, а не возлежат, а в синагогах не председают, ибо туда им нечего ходить и нечего им там делать.
Сектант:
г) «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (ст. 8–10). А вы, вопреки словам Христа, называете своих священников «учителями», «отцами» и «наставниками».
Объяснения православного:
г) Св. Апостолы бесконечно лучше понимали и исполняли учения Христа, чем наши сектанты, однако мы видим, что они и себя и других называют «учителями».
«Иных Бог поставил в Церкви во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в третьих, учителями». Все ли Апостолы, все ли пророки, все ли учители? (1Кор. 12:28–29), (Еф. 4:11).
«По данной нам благодати, имеем различные дарования то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении, учитель ли – в учении» (Рим. 12:6–7).
«Братия мои! не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1).
«Я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников» (2Тим. 1:11) и (1Тим. 2:7).
Св. Апостолы называли других и себя: «отцами»:
«Авраам есть omeц всем нам» (Рим. 4:16).
«Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:21).
«Но он (Стефан) сказал: мужи, братья и отцы! послушайте» (Деян. 7:2).
«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали» (1Ин. 2:1) и еще (1Ин. 2:18), (Гал. 4:19).
Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцев: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4:15).
«Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы у потому что вы познали Сущаго от начала» (1Ин. 2:12–14).
Называли св. Апостолы других и «наставниками«: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте, покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали сие с радостию, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно» (ст. 17).
Называя себя и других «учителями», «отцами» и «наставниками», св. Апостолы не могли противоречить Христу. Очевидно, что Христос запрещает здесь называться упомянутыми именами по тщеславию и гордости, которые так были свойственны книжникам и фарисеям.
Наши же пастыри справедливо называются «учителями», ибо учат народ вере Христовой; называются «отцами», ибо духовно рождают детей благовествованием и благодатью Св. Духа в совершаемых ими св. таинствах; именуются «наставниками», ибо наставляют верующих на добрые дела.
Вообще, повторяем, вся обличительная речь Христа, изложенная в 23 гл. Матфея, не может относиться не только к новозаветным священникам, которых тогда еще и не было, но и к ветхозаветным, что подтверждается хотя бы следующими словами Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, что даете десятину с мяты, аниса и тмина и оставляете важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать и того не оставлять» (ст. 23). Из Св. Писания известно, что ветхозаветные священники никогда и никому не давали десятой части дохода от своих произведений, а, напротив, – сами получали десятину всего от народа, ибо «получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть, со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых» (Евр. 7:5), (Втор. 12:18–19), (Втор. 18:1).
Ясно, что обличения Христа в его речи к фарисеям и книжникам относились не в священникам, а к мирянам, подобно нашим сектантам, незаконно присвоившим себе власть учительства.
Сектант:
10) Христос запретил Апостолам брать что-либо за труды, а ваши пастыри учат, совершают требы и даже таинства только за плату: а) Посылая Апостолов на проповедь, Христос сказал им: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром и давайте» (Mф. 10:8).
Объяснения православного:
10) а) Прежде всего нужно заметить, что Сам Христос и Апостолы, «оставившие все, чтобы последовать за Ним» (Mф. 19:27), питались и содержались на счет уверовавших во Христа, «которые служили Ему имением своим» (Лк. 8:2–3). Слова Христа: «даром получили; даром и давайте» говорят не о даровом совершенно труде Апостолов, которые будто не должны были брать ничего у верующих для своих нужд, а говорят о том, что Апостолы, получив даром дар чудес и исцелений, должны совершать их даром, а не за плату, как в том напр., случае, когда хотел приобрести эту власть за деньги Симон Волхв, «чтобы тот, на кого он возложит руки, получал Духа Святаго» (Деян. 8:18–24).
б) «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (ст. 9–10 и Лук. 10:4).
б) Почему Христос запретил ученикам брать с собою в дорогу золото, лишнюю одежду, обувь и проч.? Очень просто, – потому, что «трудящийся достоин пропитания». Поэтому Спаситель и говорит далее Апостолам: «в доме же том (куда они придут с проповедью) оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящиеся достоин награды за труд свой» (Лк. 10:7 и 1Тим. 5:18). Таким образом Апостолы не даром трудились, а получали все необходимое от тех, кому проповедовали Евангелие.
Впоследствии пред Своими страданиями, Спаситель предсказывая Апостолам великие затруднения и лишения во время будущей их проповеди, сказал им иное: «Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, возьми его, также и суму, а у кого нет, продай одежду и купи меч» (Лк. 22:35).
в) Апостолы за свой труд не брали ничего, а трудились даром: «Вот в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас» (2Кор. 12:14). «Мы ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас» (2Фес. 3:8 и 1Фес. 2:9).
в) Нет никакого сомнения, что какие-нибудь особые причины, например, бедность или нарекания Фессалоникийцев и Коринфян, побудили ап. Павла ничем не пользоваться от них для своих нужд, «дабы не поставить какой-либо преграды благовествованию Христову» среди них (1Кор. 9:12). Но проповедуя в других церквах, он не только жил на их средства, но получал от них во время проповеди у Фессалоникийцев и Коринфян все необходимое, даже с излишком.
«Я весьма обрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться обо мне... Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием кроме вас. Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужды... Я получил все и избыточествую» (Флп. 4:10–18).
А Коринфянам ап. Павел пишет: Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам, и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии» (2Кор. 11:8–9).
г) Апостолы запретили пастырям брать за труды от верующих: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия» (1Пет. 5:2).
г) Здесь вовсе нет запрещения пастырям брать вознаграждение за труды свои от пасомых, а запрещается только «гнусная корысть», то есть вымогательство из-за любостяжания, – порок осуждаемый словом Божиим во всяком христианине: (Тит. 1:11), (1Фес. 4:6) и др.
Сектант:
11) Ваши священники носят длинную одежду, а Христос предостерегал учеников Своих: «берегитесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах» (Mк. 12; 38).
Объяснения православного:
11) Если бы здесь обличались священники за ношение длинных одежд, то так было бы и сказано: «берегитесь священников». А то речь идет о книжниках, носивших из тщеславия длинные одежды.
Всякому известно, что наши пастыри носят неудобные для них длинные одежды не по тщеславию, а потому, что такая для них установлена форма в России. Заграницей русские священники носят и короткую одежду. Ведь длинную одежду носят многие великороссы, казаки, а зимою почти все русские люди, в том числе и сектанты; неужели поэтому их всех нужно беречься? Дело не в одежде человека, а в душе его.
Заметим, наконец, что длинную одежду носили пророки, каковой, например, была милоть Илии, а потом Елисея (4Цар. 2:8–13). Да и сам Христос носил длинную одежду, так называемый, хитон, из-за обладания которым воины подняли спор (Ин. 19:23–24).
Сектант:
12) Ваши священники носят длинные волосы, а некоторые молятся с покрытыми головами, в то время как ап. Павел учит: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою постыжает главу. свою. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него» (1Кор. 11:4, 7, 14).
Объяснения православного:
12) Из внимательного чтения всей одиннадцатой главы первого послания к Коринфянам видно, что запрещение молиться с покрытою головою и носить длинные волосы относится не к пастырям Церкви, а к мирянам. В Коринфской церкви вошло в обычай, что женщины, как у язычников при их молениях, начали являться в церковные собрания с открытыми головами, а мужчины с покрытыми, как у язычников и иудеев. Св. Апостол, желая уничтожить языческо-иудейский обычай, «предлагает» мужчинам молиться с открытыми, а женщинам с покрытыми головами.
О священниках же здесь не говорится ни слова, ибо по закону, установленному самим Богом, ветхозаветные первосвященники и священники молились в кидарах (то же, что митры) и в головных повязках (Исх. 28:4, 40) «для славы и благолепия» (Лев. 8:9, 13). Пророк Захария возложил золотой венец на голову великого иерея, Ииcyca сына Иеседекова (Зах. 6:11); и даже на небе св. Иоанн видел старцев славящих Господа, «которые облечены были в белыя одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Откр. 4:4).
Что касается ношения священниками длинных волос, то в этом обычае они подражают назореям, как люди, подобно им, посвятившие себя на служение Богу (Чис. 6:5), (Суд. 13:5). Сам Христос, как Назорей (Деян. 22:8), носил длинные волосы, что подтверждается не только историей, но и изображениями Христа, сохранившимися и найденными в древних христианских катакомбах, или подземных кладбищах, где гонимые язычниками христиане хоронили тела мучеников и совершали тайно богослужение22).
Несомненно, и ап. Павел носил длинные волосы, которые однажды «остриг» в Кенхреях «по обету» (Деян. 18:18). Есть указание, что и некоторые христиане, очевидно, но обету носили длинные волосы (Деян. 21:24).
Нося длинные волосы, служители Церкви Христовой подражают назореям. Христу и апостолу Павлу.
II. Вопросы и ответы православного
Сектант:
1) Может ли быть Церковь Христова без священства?
Объяснения православного:
1) Нет, не может, ибо Христос основал Церковь со священством, а не без него: «Он поставил (в Церкви) одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4:11), (1Кор. 12:28).
Христиане без пастырей, – что стадо без пастуха. Где нет законно рукоположенного священства, там нет и Церкви Христовой, нет, следовательно, и спасения.
Сектант:
2) Всякий ли, кто захочет или кого изберет народ, может уже быть священником и нести его службу?
Объяснения православного:
2) Нет: «никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр. 5:4–5).
Сектант:
3) Как же были призваны и поставлены Аарон и все ветхозаветное священство?
Объяснения православного:
3) «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевьх, чтобы он был священником Мне, – Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых.
И сделай священныя одежды брату твоему для славы и благолепия.., для посвящения его, чтобы он был священником Мне. Вот одежды, которыя они должны сделать: наперсник, ефод33), верхняя риза, хитон44 стяжной, кидар55 и пояс... Сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы и головныя повязки, сделай им для славы и благолепия. И облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и посвяти их, и они будут священниками мне...
И сделай миро для священнаго помазания... Помажь Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне. А сынам Израилевым скажи: это будет у меня миро священнаго помазания в роды ваши. Тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте (сами себе) подобнаго ему. Оно – святыня: святынею должно быть для вас. Кто составит подобное ему, или кто помажет им посторонняго, тот истребится из народа своего» (Исх. 28:1–4, 40–41), (Исх. 30:23–33), (Исх. 40:12–16).
Сектант:
4) Во-первых, – правом учить народ истинам веры.
«И сказал Господь Аарону... Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященнаго и нечистое от чистаго и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев. 10:9–10), (Иез. 44:23).
«Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Савваофа» (Мал. 2:7).
«Левиты слова Твои хранят и завет Твой соблюдают; учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля» (Втор. 33:9–10).
Во-вторых, – священнодействовать; это право принадлежало только им.
«В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять перед Господом, служить Ему (и молиться) и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня, потому нет Левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его» (Втор. 10:8–9).
«И ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам даю Я в дар: службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти» (Чис. 18:1–7) и (Чис. 1:50–51), (Чис. 3:10).
В-третьих, – правом благословлять народ словами и руками.
Объяснения православного:
4) Какими правами пользовалось ветхозаветное священство, которыми не могли пользоваться миряне?
«Скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их» (Числ. 6:23–27).
«И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную. И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу» (Лев. 9:22–23), (Сир. 36:18), (Сир. 50:22–23), (1Цар. 9:13).
Отсюда видно, что чрез священническое благословение благословляет Сам Бог: «благословляйте... и Я (Господь) благословлю их».
Сектант:
5) Чем наказывал Господь евреев, незаконно и самовольно присваивавших себе власть и служение священников.
Объяснения православного:
5) Тяжкими болезнями и смертью.
Так царь Озия, «когда сделался силен и возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном... и проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильнаго... И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме, и отлучен был от дома Господня» (2Пар. 26:16–21).
Смертью наказан был и Оза за то только, что прикоснулся рукою к ковчегу Божию, касаться которого имели право только священники (Чис. 3:10): «Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» (2Цар. 6:6–7).
Возмутившиеся против Моисея и Аарона и присвоившие себе самовольно священническое служение Корей, Дафан и Авирон, по суду Божию, были поглощены землею живыми, а 250 сообщников их сожжены огнем, .«вышедшим от Господа» (Числ. 16 гл.).
Сектант:
6) От кого получало содержание ветхозаветное священство и какое?
Объяснения православного:
6) От народа. Священникам и левитам прежде всего принадлежала часть мяса приносимых в жертву волов и овец (Втор. 18:1–3). «Также начатки от хлеба твоего, вина твоего и елея твоего и начатки от шерсти овец отдавай ему (колену Левиину), ибо его избрал Господь Бог твой из всех колен твоих, чтобы он предстоял (пред Господом Богом твоим), служил (и благословлял) во имя Господа, сам и сыны его во все дни» (Втор. 18:1–5), (Лев. 7:8–10, 31–32).
Ветхозаветное священство получало от народа десятую часть всех его доходов, как это мы уже видели (Евр. 7:5), (Втор. 14:22–27). Смотр. пунк. 9 г) I отдела.
Кроме того священникам была отведена в достаточном количестве земля (Иез. 45:3–5), а для левитов – целые «города для жительства с предместьями их для скота их и для других выгод их» (Иис. Нав. 14:4). «Повели сынам Израилевым, чтобы они из уделов владения своего дали Левитам города для жительства; и поля при городах со всех сторон дайте Левитам. Города будут им для жительства, а поля будут для скота их и для имения их, и для всех житейских потребностей их» (Числ. 35:1–5).
Итак, ветхозаветное священство избиралось «от среды сынов Израилевых», избранные на священное служение посвящались на него чрез миропамазание особо составленным святым миром, облекались в особые священные одежды, «для славы и благолепия», получали права – учить, священнодействовать и благословлять народ, от него же за свое служение получали все необходимое содержание, десятую часть его доходов и землю.
Таковы были избрание, посвящение, права и содержание священства в Ветхом Завете.
Сектант:
7) А в Новом Завете всякий ли, желавший или избранный народом, может совершать священническое служение?
Объяснения православного:
7) Нет, не всякий, а только избранный и поставленный на это служение Самим Богом чрез преемственное от Апостолов епископское возложение рук, сообщающее рукоположенному дар Святаго Духа, дающего ему право учить народ вере Христовой, священнодействовать и управлять народом в делах веры; оттого ап. Павел и учит, что «никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом, как Аарон» (Евр. 5:4).
Как «Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр. 5:5), ибо, говорит Христос, «Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня» (Ин. 8:42); так и Апостолы, первые священнослужители и священноначальники Христовой Церкви, не сами присвоили себе апостольское служение и не народ избрал и уполномочил их на него, а Сам Христос: «Потом взошел на гору, и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк. 3:13–15), (Лк. 6:13).
«После сего избрал Господь и других семьдесят учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк. 10:1).
И сказал им: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16). «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21).
Ап. Павел говорит о своем избрании: «Павел, Апостол Ииcyca Христа, по повелению Бога Спасителя нашего и Господа Ииcyca Христа, надежды нашей» (1Тим. 1:1). «Павел, Апостол, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых» (Гал. 1:1).
Сектант:
8) Какие Христос дал Апостолам особые, только им принадлежащие права?
Объяснения православного:
8) Во первых – право учить:
«Идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Mф. 10:6–7), (Мк. 3:13).
«Идите, научите все народы..., уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Mф. 28:19–20).
Во-вторых, – священнодействовать, то есть совершать богослужение и особенно св. таинства, как то, – крещение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Mф. 28:19);
Причащение: «И взяв хлеб, и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19);
Исповедь и отпущение грехов: «Истинно говорю вам, что вы свяжете на земли, то будет связано на небе; и что разрешите на земли, то будет разрешено на небе» (Mф. 18:18).
«Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:21–23).
«Многие же из уверовавших приходили (к Апостолам), исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19:18);
Рукоположение во диаконы, пресвитеры и епископы:
«Их (избранных во диаконы) поставили пред Апостолами, и сии (т.е. Апостолы), помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:6).
«Рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви, они (Апостолы) помолились с постом и предали их Господу, в Котораго уверовали» (Деян. 14:23).
Епископу Тимофею ап. Павел пишет: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез Мое рукоположение» (2Тим. 1:6).
Св. Апостолы получили право совершать вообще все таинства: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1Кор. 4:1).
В-третьих, – управлять народом в делах веры:
«Слушающий вас Меня слушает; и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10:16).
Св. Апостолы пользовались данною им властью управлять верующими, будучи всегда «готовы наказать всякое непослушание» (2Кор. 10:6): «Я предварял, пишет Коринфянам ап. Павел, и предваряю как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу... Для того я пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости, по власти данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» (2Кор. 13:2 и 10).
Отлучение ап. Павлом коринфского кровосмесника и обратное принятие его в Церковь (1Кор. 5:3–5) и (2Кор. 2:1–10), а также наказание смертью за вероломный обман Анании и Сапфиры (Деян. 5:1–10) наглядно показывают нам власть Апостолов над всеми верующими.
Сектант:
9) Откуда получали содержание за труды свои св. Апостолы?
Объяснения православного:
9) Мы уже видели, откуда, – от верующих: (Лк. 8:2–3), (Лк. 10:7), (2Кор. 11:8–9), (Флп. 4:10–18). Подробно смотри пункт 10-й первого отдела беседы.
Сектант:
10) Кто законные преемники Апостольской власти?
Объяснения православного:
10) Законные преемники Апостольской власти епископы Церкви Христовой, поэтому где нет законных епископов, там нет и Церкви, как, напр., у раскольников и сектантов.
Сектант:
11) Как Апостолы поставляли на епископское служение?
Объяснения православного:
11) Чрез возложение рук, которое заменило собою ветхозаветное миропомазание поставляемых на священническое служение:
«Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» (2Тим. 1:6).
«Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим. 4;14).
Сектант:
12) Какое значение имеет Апостольское рукоположение?
Объяснения православного:
12) В нем подается «дарование», или «дар Божий». Чрез Апостольское рукоположение Сам Дух Святой поставляет рукополагаемого в священную должность: так, призвав пресвитеров Ефесской церкви, ап. Павел сказал им: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).
«Симон, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян. 8:18–23).
Сектант:
13) Какие особенные права принадлежат епископам?
Объяснения православного:
13) Какие общие права принадлежат епископам, а чрез них и пресвитерам Церкви?
Сектант:
14) Право рукополагать пресвитеров и диаконов и право судить и награждать их.
«Для того я оставил тебя в Крите, пишет ап. Павел епископу Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказал (Тит. 1:5).
«Рук, пишет ап. Павел епископу Тимофею, ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником чужих грехов» (1Тим. 5:22).
Из последнего места Св. Писания ясно видно, что не народ избирал и поставлял пресвитеров и диаконов, а епископ, иначе, при неудачном избрании пресвитера или диакона, он не был бы и ответственен, не был бы «участником в чужих грехах» : таким участником был бы избравший их народ.
«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении, ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящаго; и: трудящийся достоин награды своей» (1Тим. 5:17).
«Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1Тим. 5:19).
Объяснения православного:
14) Во-первых,– право учить истинам веры.
«Епископ должен быть... держащийся истиннаго слова, согласнаго с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9).
«Проповедуй слово, пишет епископу Тимофею ап. Павел, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим. 4:2).
«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим. 5:17).
Во-вторых, – право священнодействовать,, то есть совершать богослужение и особенно св. таинства, в которых подается спасающая благодать Божия:
«Он поставил... иных пастырями и учителями к совершению святых на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11–12).
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит боляшаго, и возставит его Господь: и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15).
В-третьих, – право управлять народом в делах веры, обличая их «со всякою властию» (Тит. 2:15), как «начальствующие» (1Тим. 5:17) «наставники», которых они должны «уважать и почитать их преимущественно с любовью, за дело их» (Фес. 5:12–13).
«Сие (чтобы христиане жили благочестиво) говори, пишет ап. Павел епископу Титу, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (Тит. 2:15). А епископу Тимофею пишет: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим. 4:2).
«Младшие повинуйтесь пастырям», говорит ап. Петр (1Пет. 5:5).
«Повинуйтесь, учить ап. Павел, наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали сие с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно» (Евр. 13:17).
Сектант:
15) От кого должно получать содержание новозаветное священство?
Объяснения православного:
15) От верующих членов Церкви:
«Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища, что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор. 9:7, 13–14).
«Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». (Гал. 6:6), (Рим. 15:27). Смотри еще часть 1-я, пункт 10, г).
Сектант:
16) До каких пор будет существовать на земле Христово священство.
Объяснения православного:
16) До скончания века, ибо Церковь Христова, следовательно, и священство будет существовать на земле до пришествия Христа:
«Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды от века и до века» (Еф. 3:21).
Таинство причащения будет совершаться священнослужителями Церкви тоже до конца миpa: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете. доколе Он придет» (1Кор. 11:26).
Я с вами, сказал Христос Апостолам и их преемникам, во все дни, до скончания века» (Mф. 28:20). Апостолы умерли, очевидно, слова «во все дни» и «до скончания века» относятся к их законным преемникам.
«Он поставил... иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все прийдем в единство веры и познания Сына Божия» (Еф. 4:11–13). Все же придут в единство веры не на земле, а только на небе (Лк. 17:1), (Лк. 18:8), (Mф. 24:5, 11–13, 23–27), (Деян. 20:29–30), (2Пет. 2:2) и др., поэтому для совершения людей святыми, для служения и для созидания Тела Христова священство будет в Церкви Христовой до скончания миpa.
«
Итак, истинное священство должно иметь на себе преемственно идущее от самих Апостолов рукоположение, в котором подается благодать Св. Духа, дающая рукоположенному епископом великие права: учить, священнодействовать и управлять народом в делах веры. Все отделившиеся от истинной Церкви Христовой раскольнические и сектантские, общины, как появившиеся в недавнее сравнительно время, в большинстве не имеющие у себя даже по имени епископов, не имеют истинного Апостольского священства, не имеют поэтому благодатных таинств, следовательно, и спасения.
Ближайшие ученики св. Апостолов, а также св. отцы и учители первых веков христианства, так учили об истинном Христовом священстве:
Св. Климент, епископ римский, преемник ап. Петра, пишет: «Апостолы наши знали, чрез Господа нашего Ииcyca Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей (епископов, пресвитеров и диаконов) и потом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение» (Послание св. Климента к Коринфянам).
Св. Игнатий, епископ антиохийский, ученик Иоанна Богослова, в послании к Траллийцам пишет: «Необходимо, как и вы поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерам, как Апостолам Ииcyca Христа... и диаконам служителям таинств Ииcyca Христа». «Только та евхаристия (таинство причащения) должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он предоставил это... Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви, напротив, что одобрит он, то и Богу приятно». Без епископов и Церковь не может назваться Церковию. Кто принадлежит Богу и Христу, тот с епископом. Делающий что-либо (из относящегося к Церкви) скрытно от епископа повинуется диаволу» («Писания мужей Апостольских», изд. Преображенского, стр. 396 и 421»).
От времен апостольских и до нашего времени ведутся списки епископов, законных преемников св. Апостолов. Св. Ириней, епископ Лионский, живший во втором веке, придавал большое значение этим спискам, как доказывающим истинность и законность Христова священства: «Мы, пишет он, можем перечислить епископов, поставленных Апостолами в церквах, преемников их до нас, которые ничего не учили такого, как эти еретики бредят» («Сочинения Иринея». Издание Преображенского, кн. 3, гл. 3, стр. 275).
«Пусть, обращается к еретикам учитель второго века, Тертуллиан, объявят ряд своих епископов, который продолжался бы с таким преемством, чтобы первый из епископов имел своим виновником и предшественником кого-либо из Апостолов или мужей апостольских, долго обращавшихся с Апостолами» (Догм. Бог. Maкария, т. 2, стр. 221).
Вполне уместно и сектантов спросить: пусть укажут, кто из их первых учителей рукоположен Апостолами или кем-либо из мужей апостольских, их очевидцев и учеников?
«Думает ли, пишет св. Ириней, тот быть со Христом, кто восстает против священников Христовых, кто отделяет себя от общения с клиром и народом? Нет, он поднимает оружие против Церкви, противится Божественному домостроительству, он враг алтаря, мятежник против Крови Христовой; в отношении к вере изменник, в отношении к благочестию святотатец, он раб непокорный, сын дерзкий, брат непризнанный».
«Ужели, говорит св. Ириней, питающие ненависть к священникам думают быть со Христом, собираясь вне Церкви Христовой? Сии люди хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровию: неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями» (Св. Ириней. «О единстве Церкви»).
Горе тем, которые, как наши раскольники и сектанты, отвергают законное Христово священство и сами дерзают кощунственно присваивать себе священническое служение! «Горе им, пишет св. ап. Иуда, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам и в упорстве погибают, как Корей!» (Иуд. ст. 11).
Православный христианин! не забывай слов учеников Христовых, св. Апостолов Петра и Павла: «Повинуйтесь пастырям»! (1Пет. 5:5). «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны!» (Евр. 13:17).
«Всею душею твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его; всею силою люби Творца твоего и не оставляй служителей Его!» (Сир. 7:31–32).
* * *
А. Фрикен. «Римские катакомбы». Изд 1877 г. часть 2 стр.228 и часть 3. 1880 г.: «Изображение Спасителя, Богоматери, Апостолов у первых христиан».
Короткая одежда.
Долгая нижняя одежда.
Головное украшение.