Источник

2. О Святой Церкви Христовой

Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.

Хранительницею богооткровенного и спасительного учения, то есть Св. Писания и Св. Предания, является святая Церковь Христова.

Что же такое Церковь?

Этим словом часто называют храм, или дом молитвы. Но называют его так только в разговорном языке. Ведь говорят, например, указывая на здание, «это школа», однако говорят и так: «школа занимается», «школа идет» и т.п. Очевидно, что само здание названо школою потому, что в нем собирается школа живая, – школьники. Или, указывая на здание, говорят: «это суд», но говорят и так: «суд идет», «суд постановил», то есть само здание называется судом потому именно, что в нем собирается для дела живой суд, – судьи. Так и храм Божий называется в разговорном языке церковью потому, что в нем собирается для молитвы живая церковь, – верующие люди.

Да и в самом Св. Писании иногда одно слово обозначает два понятия, например, слово «чаша» означает и сосуд (Mф. 10:42), (Мф. 26:27) и страдания (Mф. 20:22), (Мф. 26:39); слово «крест» означает и страдания (Mф. 16:24) и крест вещественный, на котором распят был Христос (Mф. 27:32). Неудивительно, что и слово «церковь» в Писании обозначает и общество верующих (Мф. 18:17) и др. и место их собрания: «Целый год собирались они (Павел и Варнава) в церкви и учили не малое число людей» (Деян. 11:26). «Слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения; чему отчасти и верю... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» (1Кор. 11:18–22) и (1Кор. 14:34–35). Итак в Св. Писании и храм Божий, место собрания верующих для молитвы, называется церковью. Но у нас будет речь о Церкви живой, – об обществе верующих.

Что же должно разуметь под словом «Церковь?»

Под словом «Церковь» разумеется основанное Господом Иисусом Христом, искупленное Его крестными страданиями общество верующих людей, соединенных между собою, под главенством Христа, единою истинною верою, законным, преемственно от Апостолов рукоположенным, священством, участвующее в принятии св. таинств, в которых подается благодать Св. Духа для получения вечной жизни.

Церковь есть Тело, глава которого Христос (Еф. 1:22–23). Подобно тому, как в теле существует много членов: ноги, руки, глаза, уши и проч., и все они нужны для тела и ни один из них не может жить отдельно от него, иначе сгниет и пропадет, так и в Церкви Христовой существует много членов: пастыри и пасомые, учащие и учащиеся, начальствующие и подчиненные и проч., но никто из них не может жить вне Церкви, ибо, отделившись от нее, духовно гниет и гибнет для вечной жизни (1Кор. 12:12–31), (Еф. 4:11–16).

Церковь делится на земную, воинствующую с врагом рода человеческого, к ней принадлежат все верующие, живущие на земле, и на небесную, торжествующую над диаволом, к ней принадлежат все умершие, святые люди и Ангелы Божии. Но та и другая, имея одну главу – Христа (Рим. 14:8–9), составляют одну Христову семью, единую Христову Церковь, в которой все члены, как живые, так и умершие, находятся в единстве веры и в постоянном, живом общении любви и молитвы друг о друге.

Отсюда, кто не в Церкви, тот и не со Христом, кто отделился от Церкви земной, тот отделился и от Церкви небесной; тот понесет на себе и тяжкое осуждение, ибо суд Церкви есть высший суд на земле: «Скажи Церкви (о согрешающем брате); а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Mф. 18:17). Только в единении с Церковью возможно спастись христианину.

Сектант:

1) Где соберутся два или три верующие, там и Христос, там и Его Церковь: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небеснаго, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Mф. 18:19–20).

Объяснения православного:

1) Прежде всего нужно заметить, что слова Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», без всякого сомнения, относятся только к тем людям, которые пребывают в Церкви Христовой. Что касается отделившихся от нее, то если бы их собралось даже два-три миллиона, там Христа не будет, хотя бы они и верили в Него и именем Его даже чудеса творили, подобно сыновьям первосвященника Скевы (Деян. 19:13–17). «Многие скажут Мне в тот день: Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем мы бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многия чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня делающие беззаконие» (Mф. 7:22).

Затем, что двое или трое, собравшиеся во имя Христа, еще не составляют из себя Церкви, видно из слов Самого же Спасителя: «Если не послушает (согрешивший против тебя брат твой), возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви, а если и Церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Mф. 18:15–17). Ясно, что если бы два или три свидетеля, собравшиеся во имя Христа, уже составляла Церковь, то не сказал бы Христос: «если же не послушает их, скажи Церкви», ибо если бы два или три человека составляли Церковь, то какая была бы им нужда обращаться для суда над упорным грешником еще к какой-то другой Церкви?

Во имя Христа собираются все сектанты: баптисты, хлысты, молокане, духоборы и др. Неужели каждое их сборище есть Церковь, где, как глава, присутствует Спаситель? «Разве разделился Христос?» (1Кор. 1:13). Нет, Он среди тех, кто пребывает в единой созданной Им Церкви, которая есть Тело Его (Еф. 1:23).

Необходимо, наконец, заметить, что слова Христа: «где два или три соберутся»... говорят вовсе не о Церкви, а о частном собрании верующих, ибо эти слова сказаны были тогда, когда самой Церкви еще не существовало, ибо она основана Христом только после страданий Его (Eф. 5:25), точнее – в день Пятидесятницы, когда она получила Утешителя Св. Духа.

Сектант:

2) Общество верующих и без священства составляет Церковь Божию: каждый христианин – священник. «Вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшаго вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2:9). «И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1:6). «И соделал нас царями и священниками и мы будем царствовать на земле (Откр. 5:10).

Объяснения православного:

2) Христиане называются священниками не в буквальном, конечно, а в духовном смысле. Если каждый христианин – священник в буквальном смысле и потому в Церкви Христовой не нужно особого священства, то каждый – и царь, следовательно, не нужно и царя земного, а между тем в той же самой главе послания ап. Петра читаем: «Бога бойтесь, царя чтите» (1Пет. 2:17), (Рим. 13:1–8), (1Тим. 2:1–3). О необходимости же в Церкви пастырей ап. Павел так учит: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, к созиданию Тела Христова» (Еф. 4:11–12). Если Сам Христос поставил в Церкви для ее руководства в деле веры пастырей, то сказать, что они в Церкви не нужны, может только человек, отделившийся от Христовой Церкви и примкнувший к беспастырному стаду сектантов. Итак, ясно, что христиане называются в Писании царями и священниками в духовном смысле, как люди избранные в удел Божий, царствующие над своими грехами и приносящие сами себя в жертву хвалы и благотворения (Евр. 13:15–16).

В буквальном смысле христиане будут царями и священниками не здесь, на этой грешной земле, а там, на земле новой (2Пет. 3:13), если удостоятся быть сопричисленными к 24 старцам, поющим «новую песнь» (Откр. 5:8–9), в которой они называют себя царями и священниками, как «достигшие совершенства» и написанные уже на небесах» (Евр. 12:22–24).

Сектант:

3) Можно спастись в какой угодно Церкви, или вере, лишь бы бояться Бога и поступать по правде Его, то есть иметь добрые дела, ибо «Бог нелицеприятен; но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34–35).

Объяснения православного:

3) Нет, никогда! Спасающая вера может быть только одна, оттого и сказано: «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (Eф. 4:5–6).

Это верно, что во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему, ибо Богу, как высочайшему добру, как святейшей правде, приятны все, кто творит добро и живет по правде, будет ли то христианин или еврей или даже язычник. Однако это вовсе не значит, что эти люди, живя вне Церкви, без ее благодатных таинств, могут спастись: тогда для чего же Христос приходил на землю, проповедовал учение и веру в Себя, как Сына Божия, для чего страдал, основал Церковь, поставил священство, установил св. таинства? Нет, без всего этого, хотя бы человек боялся Бога и поступал по правде Его, он будет только приятен Ему, но не спасется, ибо «Он спас нас не по делам праведности, которыя бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Котораго излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:5–7). Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8–9).

Корнилий был приятен Богу: о нем прямо сказано, что он был «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян. 10:2); однако он не имел надежды на спасение до тех пор, пока не вступил в Церковь Христову чрез таинство св. крещения (Деян. 10:6) и (Деян. 10:48).

I. Вопросы и ответы православного

1) Как называется Церковь Христова в «Символе Веры»?

1) Называется «единою», «святою», «соборною» и «апостольскою» Церковью.

2) Почему Церковь Христова называется «единою»?

2) Церковь Христова называется единою, во-первых, потому, что у нее одно основание и одна глава – Христос, ибо в Церкви «никто не может положить другаго основания, кроме положеннаго, которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3:11).

Бог Отец безмерно возвеличил Сына Своего: «воскресив Его из мертвых, и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякаго начальства, и власти, и силы, и господства, и имени, именуемаго не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющаго все во всем» (Еф. 1:20–23).

«Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли; все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего и все Им стоит. И Он Есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1:16–18).

Как у главы может быть только одно тело, так и у Христа, Который именуется главою Церкви, а она телом Его, существует только одна Церковь, одно общество верующих, следовательно, может быть одна лишь истинная вера.

Оттого Христос и учил всегда об одной Церкви, а не о нескольких: «Создам Церковь (а не церкви) Мою, и врата ада не одолеют ея» (Mф. 16:18); учил Христос об одной виноградной лозе (Ин. 15:1–6); об одном овчем дворе (Ин. 10:1), об одном стаде (Ин. 10:7–17) и одном Царстве Небесном, то есть об одной лишь Своей Церкви.

3) Еще почему Церковь Христова называется «единой»?

3) Христос пришел на землю, пострадал и умер за народ «и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать во едино» (Ин. 11:52).

Об этом Он молился и Отцу Небесному пред Своими крестными страданиями в саду Гефсиманском: «Отче Святый! Соблюди их (апостолов) во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю: но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино: да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них и Ты во Мне: да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17).

4) Как учат св. Апостолы о единстве Церкви, а следовательно, и веры?

4) «Имейте, говорит св. ап. Павел, одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп. 2:2), (Рим. 12:16), «стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания: один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (Еф. 4:3–6). «Ибо все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободнаго; нет мужескаго пола, ни женскаго: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:27–28).

«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Ииcyca Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1Кор. 1:10).

«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны» (Рим. 16:17).

5) Что говорит Св. Писание об отделяющихся от Церкви и нарушающих единство веры?

5) «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают. как Корей... Это ропотники, ничем недовольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно), уста их произносят надутыя слова; они оказывают лицеприятие для корысти... Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд. 11, 16 и 19).

6) Какой вывод из учения слова Божия о единстве Церкви?

6) Все, отделяющиеся от Церкви и нарушающие единство ее веры, хотя и верят во Христа, но они противники Его: они разрушают то великое дело спасения людей, ради которого Христос пришел в Мир, пострадал и умер на кресте: «кто не со Мною; тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Mф. 12:30).

«Суд им давно готов и погибель их не дремлет» (2Пет. 2:3)!

II

Сектант:

1) Мы отделились от Православной Церкви потому, что у нее много порочных членов: пьяницы, воры, убийцы, сквернословы и т.п., а Церковь Христова должна быть свята и непорочна, ибо «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковию, не имеющею пятна, или порока, или чего либо подобнаго, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25–27).

Объяснения православного:

1) Да, к сожалению, это верно, что среди православных много порочных людей; но они не мешают спастись тем, кто этого желает. Их порочность не есть следствие учения Православной Церкви, а следствие их злой воли и не послушания ей, ибо никогда Церковь не учила: «воруй», «пьянствуй» и т.д. Среди Апостолов был предатель Иуда, о котором Евангелие говорит, что он и «вор был» (Ин. 12:6); однако Апостолы из-за Иуды не оставили Христа.

А отделившиеся от Церкви нашей разве образовали общество святых и непорочных людей? Разве среди них нет тех же пороков, что и среди православных? Чтобы быть последовательными, им нужно оставить и ту секту, в которую они ушли, для того, чтобы потом перейти в третью, затем искать четвертую и так далее без конца.

Сектант:

2) Мы не должны жить с грешниками: «выйдите из среды их, и omделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас» (2Кор. 6:14–17) и (2Тим 3:5).

Объяснения православного:

2) Безгрешных людей нет на земле: один Бог без греха, как и говорится в Откровении: «кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят (Откр. 15:4) и (Евр. 4:15). Выйти из среды грешников и отделиться от них не значит, поэтому, выйти из общества верующих, отделиться от Церкви и веры ее, а значит – не иметь с явными и сознательно-упорными грешниками общения в их греховных делах, «иначе нам надлежало бы выйти из мира сего» (1Кор. 5:9–10).

Сектант:

3) Члены Христовой Церкви не должны иметь греха, ибо они рождены от Бога, а «всякий рожденный от Бога не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Ин. 3:9). Церковь должна быть «свята и непорочна» (Еф. 5:25–27), следовательно, должны быть такими и все члены ее.

Объяснения православного:

3) Слова Св. Писания, что «рожденный от Бога не делает греха... и не может грешить», нужно понимать в том смысле, что такой человек не может произвольно грешить, то есть сознавая, что он делает грех; но человек по слабости своей, вследствие испорченной адамовым грехом своей природы, всегда грешит, хотя бы он и был рожден от Бога в св. крещении.

«Нет человека праведнаго на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20) и (3Цар. 8:46), «потому что, говорит Господь, помышление сердца человеческаго – зло от юности его» (Быт. 8:21).

«Кто, спрашивает Премудрый, может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего» (20:9)?

Так учили о греховности всех людей Сам Бог и ветхозаветные праведники, так об этом учат и св. Апостолы.

Все мы, говорит ап. Иаков, много согрешаем» (Иак. 3:2).

«Если говорим, что не имеем греха, учить ап. Иоанн, обманываем самих себя, и истины нет в нас»... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его (Христа) лживым, и слова Его нет в нас» (1Ин. 1:8) и (1Ин. 1:10).

Святою во всех своих членах Церковь может быть только на небе, в будущей жизни, где будет царство святых, ибо здесь, на земле она еще находится в постоянной борьбе со злом и грехом, здесь она еще воинствующая против плоти и миpa, «против козней диавольских», «ведет брань против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:10–17), (Гал. 5:17); а уже там она будет торжествующая, после окончательной победы над врагом (Евр. 12:22–23). Оттого такой церкви, где бы все члены ее были святы и непорочны, на земле никогда не было, нет и не будет.

Только человек, впавший в духовную гордость и самообольщение, может говорить, что он без греха.

Сектант:

4) Мы отделились от Православной Церкви потому еще, что в ней грешники не отлучаются от общества верующих, тогда как ап. Павел учит: «Я писал вам не сообщаться с теми, кто называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе... Итак, извергните развращеннаго из среды вас» (1Кор. 5:11–13).

Объяснения православного:

4) Это не верно. Церковь в неделю Православия торжественно отлучает от себя всех еретиков, она же и в другое время отлучает тяжких грешников, подвергает и эпитимии, но только в крайних, исключительных случаях, пользуясь этим сильным средством осторожно, с мудрою осмотрительностью, чтобы не оттолкнуть от себя навсегда грешника, еще .могущего прийти к познанию истины и раскаянию в своих грехах. Так, например, наша Церковь еще недавно всенародно отлучила от себя знаменитого писателя и, к несчастью, еретика, – графа Льва Толстого, на днях отлучила бывшего профессора академии архимандрита Михаила, священ. Громова, Г. Петрова и других непокорных сынов своих, открыто восставших против Христа и Его Церкви. Но это, говорим, она делает в редких, исключительных случаях, помня, что Сам Бог «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет. 3:9). И во времена Спасителя были люди, которые, подобно нашим сектантам, укоряли Его учеников за то, что они «едят и пьют с мытарями и грешниками», и даже Самого Христа обвиняли в том, что он «друг мытарям и грешникам»:, но Христос говорил им: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5:30–32) и (Лк. 7:34–47).

«О если бы были удалены возмущающие вас!» (Гал. 5:12), говорит Апостол, а вы грешников не удаляете из Церкви.

У Коринфян было много грешников: были постоянно ведущие тяжбы со своими братьями, были обижающие и отнимающее чужое добро, (1Кор. 6:1–8), были даже неверующие в воскресение мертвых (1Кор. 15:12); однако Апостол не отлучил их от Церкви, а отлучил одного лишь кровосмесника.

Сектант:

5) Мы отлучились от Церкви, наконец, потому, что в ней учение не евангельское, напр., об иконах, о кресте и крестном знамении и о другом.

Объяснения православного:

5) Так говорят последователи всех сект, сколько их ни есть и как ни враждебны они друг другу, ибо, сбившись с пути истины, они не хотят ближе узнать веру Православную и нарочито закрывают глаза пред светом учения той Церкви, которая, будучи Христовой, никогда не может погрешить в вере, ибо, говорит св. Апостол: «Церковь Бога живаго – столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15).

Церковь всегда помнила и руководствовалась словами св. Апостола: «Если бы мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема» (Гал. 1:8–9).

Итак все доводы сектантов, желающих оправдать свое отделение от Церкви, не имеют никакого основания, и тяжкий их грех отпадения от нее остается на них во всей своей силе и со всеми последствиями.

Вопросы и ответы православного

1) Откуда видно, что в Церкви Христовой наряду с праведными всегда были и будут и грешники?

1) Из многих мест Св. Писания.

а) Церковь Христова называется «домом Божиим» (1Тим. 3:15). «А в большом доме, говорит ап. Павел, есть сосуды не только золотые и серебряные, а и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в в низком употреблении» (2Тим. 2:20).

б) Церковь Христа называется и «Телом Его» (Еф. 1:22–23), (Кол. 1:18). «Тело же не из одного члена, но из многих... и члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужные; и которые кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения. И неблагообразные наши более благовидно покрываются; a благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему страдает ли один член, страдают с ними все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор. 12:13–26).

Итак, в Церкви есть люди и «в низком употреблении», «менее благородные», даже «неблагообразные», то есть грешные, которые должны «благовидно покрываться», страдания которых, то есть грехи, должны вызывать страдание во всех членах Церкви и слава которых должна вызывать радость у всех.

в) Сам Христос учит, что в Его Церкви до скончания мира будут вместе и праведники и грешники; это говорит Он в притче о неводе. «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в пещь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Mф. 13:47–50).

«Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы, и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же рабы домовладыки, сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет: чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу соберите в житницу мою...

«И приступивши к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя это – сыны Царствия, а плевелы – сыны лукаваго; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13:24–30 и (Мф. 13:36–42).

2) Если Церковь Христова имеет грешных членов, то почему же она называется «святою»?

2) Церковь называется «святою», во-первых, потому, что имеет святую главу – Христа (Евр. 7:26), освящающего все члены тела Своего (Евр. 2:11), то есть Своей Церкви, кроме, конечно, отделившихся от нее.

Нужно помнить, что в новозаветном Св. Писании слово «святой» вовсе не значит «безгрешный», а значит: «избранный» и «освященный во Христе Иисусе», то есть получивший благодать Божию в святых таинствах Церкви и прежде всего в св. Крещении (Еф. 5:25–26). Вот почему Коринфяне,у которых, как мы уже видели, было так много грешников, все же называются «святыми» (1Кор. 1:2), ибо они были христиане, получившие освящающую благодать Св. Духа в св. Крещении и других св. таинствах.

Во-вторых, Церковь называется «святою» именно потому, что, будучи освящена «единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10), (Евр. 10:14), она всегда освящается благодарю Св. Духа и ею очищает согрешающих членов своих от грехов совершаемых и после крещения, подавая ее в святых таинствах, именно:

в Покаянии «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:9).

«Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22–23). См. (Деян. 19:18);

в Причащении: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54).

«Пейте из нея все, ибо cие есть Кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» (Mф. 26:27);

в Елеосвящении: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15).

Таким образом, при искреннем покаянии, каждый согрешающий член Церкви имеет возможность получить полное прощение грехов и освящение благодатью Св. Духа, подающейся в святых ее таинствах.

Нераскаянные же грешники, участвующие недостойно в принятии св. таинств Церкви, не только невидимо, но и видимо отсекаются от нее судом Самого Бога: «суд им давно готов, и погибель их не дремлет..., ибо знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2Пет. 2:3), (2Пет. 2:9). «Кто есть и пьет (Тело и Кровь Христа) недостойно, тот есть и пьет в осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» (1Кор. 11:29–30).

В-третьих, Церковь называется «святою» потому, что ее учение свято, что, следуя этому учению, каждый, может достигнуть святости и спасения, ибо в своем учении Церковь есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15).

3) Какие видимые доказательства святости Православной Церкви и того, что она именно одна – Церковь Христова?

3) Что Православная Церковь свята и есть именно Церковь Христова, это ясно доказывают постоянно совершающиеся в ней знамения и чудеса: «Уверовавших же, сказал Спаситель, будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, но повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:16–18).

Открытие и в наше безверное время чудотворных мощей святителей Божиих Феодосия Черниговского и Серафима Саровского, источающих великие чудеса, чудеса от святых икон и исцеления, известные и заграницей, совершаемые молитвенником Русской земли отцом Иоанном Кронштадтским и другими людьми, угодившими своею жизнью Богу, непреложно удостоверяют нас в том, что Дух Святой пребывает в Церкви нашей и теперь всегда и неотлучно. И в наше время, по молитвам Церкви и ее служителей, слепые прозревают, хромые исцеляются, больные давними и тяжкими недугами сразу делаются здоровыми на глазах многочисленных верующих и неверующих людей. Только упорствующие и нарочито закрывающие глаза пред истиной не верят совершению в наше время в Православной Церкви чудес, но тысячи и сотни тысяч свидетельствуют о них, как очевидцы, и обличают пред Христом неверующих.

Почему нет мощей и чудес у сектантов? Потому, – что их общества безблагодатные, потому, – что Христос их оставил и Святой Дух от них отступил.

4) Какой можно сделать вывод из учения слова Божия о Церкви, как святой?

4) Кто отрицает святость Церкви, видя в ней согрешающих членов, и потому отделяется от нее, тот впадает в грех гордости и самообольщения и сам себя лишает спасающей и освящающей человека-грешника благодати Божией, подающейся в св. таинствах Церкви; следовательно, лишает сам себя спасения и вечной жизни.

III

Сектант:

1) Почему Церковь Христова называется «соборною?»

Объяснения православного:

1) Церковь Христова называется «соборною» потому, что она состоит из верующих людей, собранных со всей вселенной, где бы они ни находились, со всех народов, к каким бы они ни принадлежали, и всех времен, когда бы они ни жили.

Сектант:

2) Откуда видно, что Церковь состоит из верующих, собранных со всех мест?

Объяснения православного:

2) Еще пророк Исаия предсказывал, что ко Христу придут люди со всех мест земли: «И придут (Иерусалим!) народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут» (Ис. 60:3–4).

«Говорю же вам, учил Спаситель, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Mф. 8:11).

«И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк. 13:29).

Таким образом, где бы не жил христианин – в Америке или Японии, Китае или другой далекой стране, он остается членом Церкви, если сам не отделится от нее.

Сектант:

3) Откуда видно, что Церковь состоит из верующих всех народов, к каким бы они ни принадлежали?

Объяснения православного:

3) «И вот приду, предсказывал пророк Исаия о Христе, собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою» (Ис. 66:18–24).

Христос повелел Апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Mф. 28:19), «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16); оттого учит св. Апостол, в Церкви Христовой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободнаго, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11); «ибо писание говорит: всякий, верующий в Него, не будет постыжен. Здесь нет различия между Иудеями и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его, ибо всякий кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:11–13), (Рим. 3:9), (Рим. 1:5), (1Кор. 12:13), (Лк. 1:48), (Деян. 15:16–17), (Гал. 3:8).

Итак, из слова Божия видно, что к какому бы народу не принадлежал человек, – будет ли он немец или француз, еврей или японец и т. д., если он принимает Православную веру, делается членом соборной Церкви Христовой и нашим во Христе братом.

Сектант:

4) Откуда видно, что Церковь Христова состоит из верующих всех времен, то есть живых и умерших?

Объяснения православного:

4) Что Христос – глава Церкви, состоящей из живых и умерших, видно из многих мест Св. Писания:

«Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Mф. 22:32) и (Лк. 20:37–38).

«Живем ли, говорит св. Апостол, для Господа живем; умираем ли для Господа умираем: и потому живем ли или умираем, всегда Господни, ибо Христос для того и умер, (и воскрес), и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14:8–9), «дабы все небесное н земное соединить под главою – Христом» (Еф. 1:10).

Сектант:

5) Кто еще принадлежит к Церкви Христовой?

Объяснения православного:

5) Святые Ангелы Божии, почему и сказал Спаситель, что «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10). Потому и радуются св. Ангелы о каждом кающемся грешнике, что они члены Церкви Христовой, в которой «страдает ли один член, страдают с ним все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор. 12:26).

Сектант:

6) Если Церковь Христова состоит из Ангелов Божиих, живых и умерших людей, то в каком отношении находятся все они между собою?

Объяснения православного:

6) Так как церковь земная и церковь небесная, то есть верующие живые и умершие, вместе со святыми Ангелами составляют «единую» Церковь Христа, Его тело, в котором Он Сам основание и глава, то все члены Церкви находятся чрез объединяющего их Христа в постоянной живой любви о непрестанном молитвенном общении друг с другом.

Вступившим в Церковь христианам св. Апостол говорит: «Итак, вы уже не чужие, и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19).

«Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судьи всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:22–23).

Возглавляемые Христом все члены Церкви: св. Ангелы, живые и умершие составляют одну Божию семью, крепко соединенную вечною любовью.

Живущие на земле члены Церкви молятся за умерших своих братий, не достигших совершенства и святости, молятся потому, что они мертвы телом, но не душою, «ибо у Него все живы» (Мф. 22:32), а христианская любовь «никогда не перестает» (1Кор. 13:8) и побуждает нас молиться за умерших.

Живущие на земле члены Церкви, прославляя святых Ангелов, и восхваляя праведников, написанных уже на небесах (Пс. 111:6), (Притч. Сол. 10:7), взирая на кончину их жизни, подражают вере их» (Евр. 13:7) и молят их о заступничестве пред Богом.

Святые Ангелы Божии «посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14), они заботятся о всех верующих (Мф. 18:10), охраняют их (Пс. 33:8) и радуются о каждом грешнике кающемся (Лк. 15:10).

Святые угодники Божии, достигшие совершенства и написанные уже на небесах, первенцы церкви, молятся о нас грешных и ходатайствуют пред Ходатаем всего Мира о прощении наших грехов.

Сектант:

7) Какой вывод можно сделать из учения слова Божия о Церкви, как «соборной».

7) Все, отделившиеся от видимой Церкви, отделились и от невидимой, небесной: от Ангелов Божиих от «торжествующего собора и церкви первенцев, написанных на небесах», а следовательно и от Судьи всех Бога, хота и верят Ему. Они сами лишают себя молитв и земной и небесной церкви и при жизни и по смерти своей. Печальная ожидает их участь!

IV

Сектант:

1) Почему Церковь Христова называется «апостольскою»?

Объяснения православного:

1) Хотя Церковь имеет основанием и главою Христа, но о ней еще сказано, что она «утверждена на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание (Церковь), слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф. 2:20–21).

Христос создал Церковь, Он принес ей святое учение, дал ей пастырей и благодатные таинства, дал ей известное устройство и порядок, но утвердили Церковь св. Апостолы, распространяли учение Христово, рукоположили пастырей Церкви, ввели в ней, по повелению Господа, известный порядок и чин (1Кор. 14:40) св. Апостолы. От их времени, со дня сошествия на Церковь, в день Пятидесятницы, Св. Духа и началась Церковь Христова. Вот по всему этому она и называется «апостольскою».

Таким образом ясно, что «апостольскою» Церковью может быть названо только такое общество верующих христиан, которое свое учение и устройство ведет от самих св. Апостолов. Такова и есть, Божиею милостию, наша Русская Православная церковь, часть Вселенской Христовой Церкви, ибо мы, русские. в 988 году, при святом князе Владимире, приняли святую веру христианскую и священство от греков, а греки от святых Апостолов, а они от Самого Христа. Следовательно, наша церковь есть апостольская, а потому и Христова церковь.

Сектант:

2) Могут ли быть названы апостольскими церквами сектантские общества?

Объяснения православного:

2) Никогда, ибо они ведут свое начало не от апостольского времени, а отделились гораздо позже от Христовой Церкви, иные появились даже на наших глазах, в наши дни. Относительно времени появления каждой секты есть ведь указания истории.

Из истории, напр., известно, что хлыстовщина появилась в 1631 году; основал ее беглый солдат, крестьянин Юрьевецкого уезда, Костромской губернии, Данило Филиппов, обявивший себя Богом, а ученика своего Ивана Суслова – Христом; Суслов окружил себя 12 апостолами и богородицей. С них то и началась безбожная и развратная секта хлыстов.

Скопчество уже позже выродилось из хлыстовщины; основал эту секту бывший хлыст Селиванов.

Духоборчество появилось около 1785 г.; его основал некто Силуан Колесников в Екатеринославской губернии, а в Тамбовской – Иларион Побирохин.

Молоканство выродилось из духоборчества; основатель молоканства, Семен Уклеин, зять Побирохина.

Штундизм появился в 1864 году; его основатели – Михаил Ратушный, крестьянин дер. Основы, Раснопольской волости, Одесского уезда, совращенный в сектантство немецким пастором колонии Рорбах, того же уезда, Бенекелтфером и крестьянин м. Любомирки, Елисаветградского уезда, Иван Рябошапка, совращенный тоже немцем Гюбнером в 1867 году.

Вот кто – апостолы штунды.

Если позже штундисты стали называть себя «баптистами», то и в этом они ничего не выиграли, ибо из истории известно, когда появился «баптизм».

До 1054 года Греко-восточная и Римско-католическая церкви находились в единстве веры, но в этом году все восточные церкви отлучили от себя римско-католическую за многие не согласные со словом Божиим нововведения в вере и главным образом за неправильное учение католиков об исхождении Св. Духа не только от Отца, как учит Слово Боже (Ин. 15:26), а и от Сына (filioque).

Почти через 500 лет, именно в 1520 году отпал от католичества монах Мартин Лютер, основатель лютеранской веры. Он стал отрицать св. Предание, иконопочитание, молитвенное призывание святых и ввел в свое общество многие другие ереси.

Наконец в 1525 году от Лютера отделился ученик его Фома Мюнцер, ставший учить, что крещение детей не действительно, и потому начавший вторично перекрещивать взрослых, почему последователей Мюнцера стали называть «анабаптистами», то есть перекрещенцами, сектанты же называли себя «баптистами», то есть «крещенными».

Сам Мюнцер, как и его ученик, портной из города Лейдена, Иоанн Боккольд, были казнены немецким правительством за бунт и мятеж против него, а их последователи разбрелись по разным странам; в начале прошлого столетия (в 1817 году) они впервые переселились и в наши южно-русские степи, где впоследствии образовали большие колонии. От этих переселенцев, немцев-колонистов, и заразились ересью первые их последователи – Ратушный и Рябошапка. Вот краткая история штундо-баптизма.

Малеванцы появились сравнительно недавно, именно в 1888 году, когда штундист, мещанин города Таращи, Киевской губернии, Кондратий Малеванный объявил себя Спасителем, имеющим судить мир.

Так и многие другие секты появились у нас недавно, следовательно, все они – не божественного, а человеческого происхождения; их придумали непокорные Церкви люди, поэтому все секты и не долговечны, ибо всякое подобное «предприятие и дело, если от человек, то оно разрушится» (Деян. 5:38).

И мы, действительно, видим, что все наши секты постоянно дробятся и разрушаются. Возьмем для примера хотя бы штундизм, или баптизм. Существует у нас эта секта недавно, всего 40 лет, а уже распалась на много толков: есть «старо-штундисты» и «ново-штундисты», крестящие детей и не крестящие, есть штундисты «духовные», есть штундисты «воскресники» и «субботники», есть «баптисты» и «евангелические христиане», есть «штундо-хлысты» и т.д. Словом, – сколько голов, столько и умов.

Оттого все секты и не долговечны, что они противны Богу и Его св. Церкви. Наша же православная Церковь, как апостольская и Христова, будет существовать вечно, до скончания мира, ибо Сам Христос сказал о ней: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» (Mф. 10:18). «Я с вами, сказал Христос Апостолам и их законным преемникам, во все дни, до скончания, века» (Мф. 28:20).

Сектант:

3) Чем еще наглядно доказывается та истина, что наша Русская церковь – апостольская?

Объяснения православного:

3) Тем, что она находится в единстве веры и молитвенном общении со всеми Греко-восточными церквами, основанными св. Апостолами, каковы, например, Константинопольская. Иерусалимская, Антиохийская, Кипрская, и другие частные церкви, составляющие вместе Вселенскую Христову Церковь.

О Филадельфийской церкви в Откровении Иоанна Богослова мы читаем следующее: «Знаю твои дела; вот я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мoe, и не отрекся имени Моего... Поскольку ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая прийдет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3:7–10).

Этими словами Господь обещает ангелу, то есть епископу Филадельфийской церкви, за ее верность во время гонений сохранить в ней истинную веру до конца мира, даже тогда, когда придет антихрист, чтобы губить церкви Божии. Следовательно, по непреложному слову Господа, истинная вера должна существовать в Филадельфийской церкви и теперь, и в наше время. Так оно и есть: и теперь в Турции, в Малой Азии, существует город Филадельфия с христианским населением. Какую же веру это население исповедует? Ту же, – что и мы, – православную.

В мае месяце 1896 года прибыл на коронацию Государя Императора Николая Александровича вместе с другими представителями восточных церквей (Митрополит Анхиальский Василий, главный уполномоченный иерусалимского патриаршего престола, архимандрит Арсений, Митрополит Никомидийский Арсений) и Архиепископ Филадельфийский Дамиан; он поднес в дар Государю дорогую икону Воскресения Христа и золотой крест с частицею Животворящего Древа и принимал участие в православном богослужении вместе с нашими священнослужителями. Проездом в Москву и обратно он был в Одессе, где подал руку общения нашему Архиепископу Херсонскому и Одесскому Иустину. Портреты всех представителей на коронации от восточных церквей и Архиепископа Филадельфийского Дамиана с его жизнеописанием помещены в светском журнале «Нива» за 1896 год, в № 2811).

Потому и молился в наших храмах и с нашими священнослужителями ангел Филадельфийской церкви, что наша церковь и вера – апостольские, а вот со штундами и другими сектантами он не молился и не мог молиться, ибо «какое соучастие вернаго с неверными»? (2Кор. 6:15).

Об отделяющихся от св. Церкви так учат святые отцы ее:

«Всякий отделяющийся от Церкви, говорит св. Ириней, чужд для нее, он непотребен ей, он враг ее. Не имеющий Матерью Церкви не может иметь Отцем своим Бога... Хотя бы сии люди предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровию: неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями» (Ирин. «О един. Церк. Христ.»).

«Всяк отделяющийся от общения с Церковью, учит блаженный Августин, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконие, что отвергся от единения со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Письмо 152).

Православный христианин! Возблагодари Бога за то, что ты имеешь великое счастье принадлежать к основанной Самим Христом единой истинной Церкви, – Церкви святой, преподающей тебе спасительное учение и омывающей грехи твои во святых ее таинствах! Возблагодари Бога и за то, что Он удостоил тебя быть при жизни и после смерти членом соборной Церкви, быть в общении любви и молитвы с тьмами Ангелов и святых, имена которых записаны в книге Агнца на небесах. Будь во всем послушен апостольской Церкви, помня, что только в ней одной сохраняется от времен Апостолов и истинное учение и благодать Св. Духа, ведущая тебя к вечной жизни в обителях Отца Небесного!

* * *

1

В настоящее время в Филадельфии, которую турки называют Аллах-Шехр, то есть «Божий град» 8 храмов и 2500 православных греков, уважаемых за их доброту и гостеприимство даже самими турками. (Н. Кутепов).


Источник: Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед / М.А. Кальнев. - Одесса : "Славян." тип. Е. Хрисогелос, 1911. - [2], 279 с.

Комментарии для сайта Cackle