1. О Священном Предании
Братия, стойте и держите Предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2Фес. 2:15).
Священным Преданием называется учение Господа нашего Иисуса Христа и Его Апостолов, записанное не самими св. Апостолами, а уже их учениками или их преемниками, и неповрежденно сохраняемое Церковью наряду со Св. Писанием.
В Св. Писании многое из жизни и учения Иисуса Христа не записано св. Апостолами, а передано устно, например, сказано, что нужно совершать св. Причащение, св. Крещение и прочие таинства, а как их совершать, об этом в Писании не говорится ни слова; сказано, что нужно рукополагать епископов, пресвитеров и дьяконов, но как это делать, – в Писании не записано, а передано Апостолами устно. Вот это устное учение св. Апостолов, записанное после их смерти их учениками, и называется св. Преданием. Как послушные дети должны исполнять не только писанные, но и устно переданные чрез верных людей приказания родителей, так и христиане в делах веры и церковной жизни одинаково должны руководствоваться Св. Писанием и Св. Преданием, ибо то и другое есть учение самих св. Апостолов.
Сектант:
1) Предания не нужно никакого, ибо Христос сказал: «Вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего» (Мф. 15:1–17). То же самое сказано и у Марка (Мк 7:13).
Объяснения православного:
1) Здесь говорится не о предании апостольском, то есть не об устном учении св. Апостолов, а о предании ветхозатных старцев (см. ст. 2), которые, например, учили, что умовение пред употреблением пищи рук важнее исполнения всех заповедей (Mк. 7:3–4); или учили, что можно и не жалеть родителей, лишь бы на храм жертвовать; причем, сказав о какой-нибудь вещи: «это дар Богу», они лишали родителей, нуждавшихся в этой вещи, помощи (Мф. 15:5). Такие предания старцев и мы не признаем, а решительно отвергаем.
Сектант:
2) Ап. Павел говорит: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать не то, что мы вам благовествовали, да будет анафема» (Гал. 1:8–9). Следовательно, нужно признавать одно лишь Писание, ибо предание это – иное уже благовествование.
Объяснения православного:
2) Здесь ни слова не говорится о св. Предании. Все послание к Галатам написано против иудействующих, то есть таких учителей, которые учили, что если принявшие христианство язычники не обрежутся по обряду Моисееву, то не спасутся (см. гл. 5-я). Ап. Павел и говорит галатам, что если бы даже Ангел с неба стал учить, что для христиан необходимо обрезание, да будет анафема, то есть отлучен. Приведенное место скорее говорит в пользу св. Предания: Апостол требует от галатов держаться того учения, которое он уже раньше им благовествовал устно, ибо другого послания к Галатам нет; слова: «что мы благовествовали вам» (ст. 8 и 11) и слова: «как прежде мы сказали», «то, что вы приняли» (ст. 9) говорят, очевидно, о прежде бывшей устной проповеди Апостола у Галатов, то есть о св. Предании, которое, как апостольское, никогда не может быть названо «иным благовествованием».
Сектант:
3) Ап. Павел отвергает Предание, когда пишет Колосянам: «смотрите, братие, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям Мира, а не по Христу» (Кол. 2:8).
Объяснения православного:
3) Здесь опять ап. Павел говорит не о Предании апостольском, а о предании человеческом, то есть о языческой философии, учившей, что мир не Богом создан, а произошел сам собою из стихий мира: воды, огня или воздуха; или учившей, что мир не Богом создан, а эонами, произошедшими от Бога ангелами, из которых один будто и есть Христос. Вот против таких языческих философов и говорит ап. Павел, предостерегая христиан не верить пустому языческому учению, как преданию человеческому, а не апостольскому.
Сектант:
4) Ап. Павел отвергает Предание и тогда, когда говорит Коринфянам, чтобы они научились «не мудрствовать сверх того, что написано» (1Кор. 4:6).
Объяснения православного:
4) Здесь речь совсем не о св. Предании, а о тех партиях и разделениях, какие появились среди Коринфян (1Кор. 1:10): одни из них называли себя учениками ап. Павла, чем особенно гордились, другие хвалились, что они ученики Аполлоса, третьи, – что они ученики Петра (1Кор. 1:11–15). Апостол и пишет им, чтобы они не гордились и не мудрствовали сверх того, что им написано раньше, в первой главе (ст. 31): «хвалящийся хвались Господом» (Иер. 9:24), а не тем, что он – Павлов или Аполлосов или Петров, «ибо когда один говорит: я Павлов, а другой: я Аполлосов, то не плотские ли вы? кто Павел? кто Аполлос? они только служители, чрез которых вы уверовали и притом поскольку каждому дал Христос» (1Кор. 3:4–5).
Сектант:
5) Предания не нужно, достаточно и одного Писания, ибо Апостол пишет Тимофею: «ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение, верою во Христа Иисуса. Все писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления в праведности» (2Тим. 3:15–16).
Объяснения православного:
5) Прежде всего нужно заметить, что Тимофей из детства мог знать одни лишь ветхозаветные писания, которых не достаточно для полного познания Христа и спасения. Затем, если св. Апостол говорит, что Писание полезно, то это еще не значит, что это признает Предания вредным. Так, если кто скажет, что хлеб человеку полезен, то это не будет значить, что он признает воду для человека вредной. Если бы Апостол признал Предание ненужным, то он прямо так и сказал бы. Но Апостол, напротив, сам требует, чтобы христиане держали предания так же, как и Писания: «стойте и держите Предания», учит он (2Фес. 2:15). Приведенное сектантом место говорит лишь о пользе Св. Писания, и только, ибо в первом послании к тому же Тимофею Апостол пишет: «О, Тимофей храни преданное тебе, отвращаясь негоднаго пустословия и прекословий лжеименнаго знания» (6:20), а во втором послании учит: «Держись образца здраваго учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе» (1:13) «и что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2:2).
Сектант:
6) Не нужно Предания, ибо в Писании возвещена вся воля Божья, о чем и говорит Апост. Павел пресвитерам эфесским: «я не упускал возвещать вам всю волю Божию... Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждаго из вас»(Деян. 20:27–31).
Объяснения православного:
6) Последнее возражение сектантов ясно говорит в пользу Предания, а не против него, ибо, во-первых, «три года» и «непрестанно», «днем и ночью» учил Апостол Эфесян устно, так как послания к Эфесянам, которое заключало бы в себе трехлетнюю его проповедь, нет; во-вторых, ап. Павел учил Эфесян «три года день и ночь», а написал им послание всего в три листа; возвещал им «всю волю Божию», а не упомянул в послании о причащении, о крещении, о рукоположении и о многом другом, чему, очевидно, Эфесяне научены были Апостолом устно и хранили это устное учение его так же, как и писанное.
Сектант:
7) О том, что в писании все записано, что необходимо для спасения, говорит и евангелист Лука; «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил» (Деян. 1:1).
Объяснения православного:
7) Первая книга, которую написал евангелист Лука это – евангелие его. Но кто же скажет, что ев. Лука записал в свое евангелие все, что Иисус Христос делал и чему учил Он? (Ин. 20:30), (Ин. 21:25). Не будучи очевидцем жизни Иисуса Христа, он написал о Нем только все то, что слышал по преданию от Его Апостолов и учеников. Ев. Лукою не записано в его евангелие даже такое великое и поучительное событие, как омовение Христом ног Своим ученикам пред тайной вечерию и друг.
Сектант:
8) Предание прямо запрещено, ибо сказано: «Я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей» (Откр. 22:18). Значит, нельзя к Писанию прилагать еще и Предание.
Объяснения православного:
8) Здесь говорится не о св. Предании и даже не о всем Св. Писании, а только об одной книге Откровения св. Иоанна, ибо книг в Библии несколько десятков (см. заглавие ее: «Библия, или книги Св. Писания»; «первая книга Моисеева»; «вторая книга Моисеева» и т.д.), а здесь сказано об одной книге – об «Откровении», – что не должно ни уменьшать, ни прибавлять новых пророчеств о конце видимого Мира, кроме тех, какие записал в эту книгу св. Иоанн.
Если же толковать это место по-сектантски, то выйдет, что сами сектанты не избегнут язв, написанных в Откровении, ибо они не только признают, кроме Откровения, и другие священные книги Библии, но имеют еще и свои ими выдуманные «псальмы», например «Гусли», имеют «катихизисы», в которых изложены правила их веры и проч.
II. Вопросы и ответы православного
1) Писал ли что-нибудь Иисус Христос для научения людей вере в Него?
1) Нет, не писал ничего, а всегда учил Своих последователей только устно, посредством живого слова.
2) Все ли устное учение Спасителя записано в Евангелии и посланиях Его Апостолами?
2) Нет, далеко не все! Евангелист Иоанн говорит: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей» (Ин. 20:30). «Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25).
3) А нужно ли нам знать и исполнять все учение Христа, даже и не записанное Его учениками?
3) Конечно, нужно! «Идите, сказал Спаситель Своим ученикам, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вами (Mф. 28:19–20). Если Господь велит соблюдать все, что Он повелел, а заповеди Его не все в Писании записаны, то нужно соблюдать и те, которые сохранились в Предании основанной Им Церкви.
4) Все ли Апостолы писали послания?
4) Нет, далеко не все! Из 82 писали только 8, а все остальные учили устно, то есть посредством устной проповеди, посредством Предания.
5) Все ли учение Христа и Апостолов ими самими записано в Писании?
5) Нет! «Многое, говорит ап. Иоанн, имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и поговорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2Ин. 12 ст.). «Многое имел я писать, но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам» (3Ин. 13 и 14 ст.).
6) Нужно ли христианам держаться и устного учения св. Апостолов?
6) Непременно нужно! Апостол Павел говорит Тимофею, ученику своему: «О, Тимофей! храни преданное тебе» (1Тим. 6:20). «Держись образца здраваго учения, которое ты слышал (а не читал) от меня» (2Тим. 1:13). «Мы непрестанно, пишет св. Апостол Фессалоникийцам, благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное (а не писанное только) слово, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие (каково оно есть по истине), которое и действует в вас верующих» (1Фес. 2:13). «Чему вы научились, пишет Апостол Филиппийцам, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте» (Флп. 4:9). Смотри еще: (1Кор. 11:2).
Ясно отсюда, что Церковь Христова должна хранить слышанное учение от Апостолов так же, как и писанное, то есть должна хранить и исполнять Предание св. Апостолов так же, как и их Писание.
7) Откуда видно, что Предание одинакового достоинства с Писанием?
7) Из слов ап. Павла: «Итак, братия, стойте и держите Предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Фес. 2:15). Здесь Апостол для всех ясно учит, что христиане должны держать и исполнять как словесное («словом»), так и письменное («посланием») его учение.
8) Как передавалось и сохранялось в Церкви апостольское Предание?
8) Сперва оно передавалось устно, а потом, чтобы с течением времени христиане не забыли или не изменили св. Предание, оно было записано в книги учениками св. Апостолов и их преемниками. «Укрепляйся сын мой, пишет ап. Павел Тимофею, в благодати Христом Иисусом; и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим. 2:1–2).
9) Для чего нужно св. Предание?
9) а) Нужно для того, чтобы удостовериться в подлинности самого Св. Писания, чтобы иметь возможность отличить книги, писанные св. Апостолами, от книг подложных, писанных еретиками от имени Апостолов (2Фес. 2:2). В св. Предании и перечислены все подлинные книги Св. Писания (см. 85 правило св. Апостолов и 60 правило Лаодикийского собора).
б) Нужно Предание для правильного толкования Св. Писания, в котором, как говорит ап. Петр, «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и не утвержденные, к собственной своей погибели, превращают» (2Пет. 3:16).
в) Предание необходимо, как сказано раньше, для правильного совершения службы Божией и святых таинств, ибо в Свящ. Писании не написано, как их совершать, а между тем в Церкви Христовой во всем должен быть чин и порядок: «все должно быть благопристойно и чинно» (1Кор. 14; 40).
Сектанты, отвергнув Предание св. Апостолов, по необходимости завели свое человеческое, ибо по своему совершают обряды преломления, крещения, брака и проч.; поют ими составленные «псалмы» и т.п. Значит, они отвергли Предание апостольское и живут «по преданию человеческому».
10) Пользовались ли Преданием святые Апостолы?
10) Да, пользовались! Так, напр., ап. Иуда говорит в своем послании о пророчестве Эноха (ст. 14–16), говорит о споре Архангела Михаила с диаволом из-за Моисеева тела (ст. 9); но обо всем этом в Писании нет ни слова; очевидно, ап. Иуда знал о сем из св. Предания, которое не отвергал, а принимал наряду с Св. Писанием.
11) Как относится Ап. Павел к тем христианам, которые признают и соблюдают святое Предание?
11) Хвалит их: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите Предания так, как я передал вам» (1Кор. 11:1–2). Ясно, что здесь св. апостол Павел хвалит Коринфян за сохранение ими его устного учения, которое Коринфяне слышали от Апостола еще раньше написанного к ним его первого послания.
12) Что говорит св. Апост. Павел о тех, кто отвергает св. Предание?
12) «Завещеваем же вам, братия, говорит он, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякаго брата, поступающаго безчинно, а не по Преданию, которое приняли от нас» (2Фес. 3:6).
Православный христианин! Твердо держись всего, что хранит св. Церковь от времен апостольских, и «удаляйся от всякаго брата поступающаго безчинно, а не по Преданию»!