священник Иоанн Якимов

Источник

Поучение к поселянам на второй день Св. Пасхи

Возрадовашася ученицы, видевше Господа (Иоан. 20:20).

Так св. Евангелист Иоанн описывает радость св. Апостолов, когда они увидели Господа Иисуса после Его воскресения. Радость их в это время была поистинне великая. Да и как им было не радоваться? Иисус Христос любил их, как своих детей; с ними он жил, ел и пил, учил их истине и добру. Равным образом и они всей душой любили Иисуса Христа, как своего друга, учителя и Господа. В Нем они находили всю свою отраду и надеялись, что Сей есть хотя избавити Израиля (Лук. 24:21). И этот-то друг и учитель потерпел от немилосердых иудеев тяжкие страдания, умер на кресте и заключен во гроб. Разные непокойные думы и даже страх начали тревожить осиротевших учеников. Боясь иудеев, они даже заперлись в одном доме. Но вот чрез три дня после своей смерти Иисус Христос, как победитель ада и смерти, силою Своего Божества восстает от гроба и приходит к своим возлюбленным ученикам. Уверившись в Его воскресении, они возрадовались великою радостью. Возрадовашася ученицы, говорит св. Евангелист Иоанн, видевше Господа.

Вот и мы, братие, уже второй день радуемся и празднуем Воскресение Христово. И что сказал о радости Христовых учеников св. Иоанн, то можно и мне теперь сказать о радости вашей. И я могу сказать: возрадовашася ученицы – мои духовные дети, дождавшись великого праздника Христова Воскресения. Да и есть чему ныне нам радоваться. Если бы Иисус Христос умер и не воскрес, то не миновать бы нам вечной смерти и ада, и не было бы у нас такого радостного праздника. Но Иисус Христос умер и воскрес и своею смертью и воскресением победил врага нашего – диавола, умертвил нашу смерть и приготовил для нас пресветлый рай на небесах; и потому, что Христос умер и воскрес, и мы ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Будем же в сей нареченный и святой день радоваться и веселиться с благодарением к воскресшему Иисусу Христу.

Но, добрые мои слушатели, всем ли ныне радоваться? Ныне радовались св. ученики Христовы. Подобно св. ученикам ныне радуются и все добрые христиане. Но могут ли ныне радоваться люди злые и нераскаянные грешники? Вот об этом то я и хочу теперь побеседовать с вами.

Конечно, когда посмотрим на людей, то увидим, что все ныне радуются: радуются добрые, радуются и нечестивые; каждый по своему радуется. Но как прислушаемся к голосу матери нашей – св. Церкви, да и сами порядком поразмыслим, то поймем, что не могут ныне истинно радоваться люди нечестивые. Христос избавил нас от вечной смерти, и нечестивый делами своими сам умерщвляет свою душу; ибо он убивает ее злостью, враждою, завистью и ненавистью, обманом и неправдою, пьянством и распутством. Христос разрушил царство диавола, а нечестивый сам уготовляет себе вечный ад, сам отдает себя в плен диаволу: ибо он исполняет не Господню волю, но волю диавола. Христос приготовил для нас на небесах пресветлый рай, а нечестивый сам лишает себя райского блаженства и удаляет oт себя Иисуса Христа; злые дела его, как высокая стена, не позволяют ему войти в рай к Иисусу Христу. Не в том ли состоит его радость, что он имеет теперь возможность пить и есть, что хочет и сколько хочет? Но что за радость пить и есть до пресыщения, когда душа его томится голодом? Он не питал ее ни св. молитвами, ни Божиим словом: мысли злые и недобрые только и были в его уме. Пусть он тело свое украшает нарядною одеждою; но душа его очернена грехами, а черноту души не может покрыть никакая нарядная одежда тела. Жалко нам смотреть на тех бедняков, у которых одежда изорвана и замарана, но несравненно жалче и беднее душа нераскаянного грешника: она бедна добрыми делами; ибо поститься он не любил, в храм Божий ходить ленился, прощать обиды и оскорбления, причиненные ему ближними, и жить с ними мирно он не хотел. Одного он оклеветал, другого обманул, третьего обобрал, четвертого обругал – везде обнаруживал свои нечестивые дела; о покаянии и исправлении своей жизни не помышлял. Не в том ли еще состоит его радость, что он имеет теперь удобный случай предаваться пьянству и распутсву, всякому невоздержанию и греху! Но богопротивная радость сия, как мы уже сказали, только убивает душу и ведет к погибели вечной. Как он ни веселись, а в душе его нет христианской радости. Посмотрите на человека злого и недоброго, и вы заметите, как непокойна его душа, как тревожит его совесть. Он не может даже смотреть на вас ласково и с любовью, и говорит с вами как-то притворно, нерадостно и нехотя. А это значит то, что в душе его нет истинной христианской радости. Несть радоватися нечестивому, сказано в св. писании. И в церкви мы часто слышим: да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Значит, нет радости для нечестивого в настоящей жизни, не ожидать ему радости и в будущей жизни. Только сотворшие благая изыдут в воскрешение живота, а сотворшие злая в воскрешение суда (Иоан. 5:29). По истине слово сие грозное и строгое!

Но, бедный грешник, успокойся и не отчаивайся! Выслушай и ты для нынешнего праздника слово милостивое и радостное. Да погибнут грешники от лица Божия, но не погибнут кающиеся, всей душой обращающиеся к Иисусу Христу. Ты беден добрыми делами, и грехи твои, быть может, тяжки и велики; но Христос, богатый милостями, вещает: приидите ко Мне вcu труждающиися и обремененнии грехами, и Аз упокою вы (Mф. 11:28). По любви своей за всех нас пролил Он на кресте свою кровь, за всех умер и воскрес, и праведным и грешным приготовил рай на небесах, ибо Он не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы все покаялись, исправились и живы были. О, как прекрасно обратиться к Иисусу Христу с истинным покаянием, наипаче же в тот день, в который Он разрушил царство греха и диавола, умертвил нашу смерть и даровал нам живот вечный! Как прекрасно примириться с ближними, наипаче же в тот день, в который Господь примирил нас с праведным Богом и соделал нас Божиими детьми! Принеси же для нынешнего праздника истинное покаяние во грехах, оставь злые твои дела и помыслы, и ты воскреснешь душою, возрадуешься вместе с ангелами и всем миром христианским, прославляющим ныне Воскресение Христово.

И так, и праведные, и грешники кающиеся, возрадуйтеся днесь. Радуйтеся не земною и суетною радостью, убивающею душу, но христианскою и святою, просвещающею душу. К сей то радости призывает нас ныне св. Церковь: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он (Псал. 117:24.) Не заглушайте сей радости объядением, пьянством и всяким невоздержанием. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle