Источник

156. Поучение о пастыре

"Наемник, иже несть пастырь, видит волка грядуща, и оставляет овцы своя и бегает». (Ин.10:12).

Вот какая укоризна может пасть на меня! Иной подумает, что я по своей воле оставил стадо Христово, храм Божий и убежал в пустыню, где странствовал и не думал о попечении душ ваших. Видит Бог, что все это не по моей воле сделалось. Вы ли тому были причиной, что перестали ходить усердно в церковь. Я ли по моему недостоинству наказан тяжким искушением, или вы и я. Не в нашей воле жизнь наша. Верно то, что Господь усмотрел нечто греховное и во мне, и в вас. Ибо если без воли Божьей и влас главы не погибнет, то разлука моя с вами могла ли случиться без воли Божьей? Могут меня упрекнуть и в том: почему я не оставался в деревне на служении, а поспешил возвратиться в город. Но скажите, чем наш городской поселок лучше деревни? Не богатство богачей, но ваше убожество любезно мне, ваши рубища, ваша нищета. Вы близки сердцу моему: я привык к вам, как больной привыкает к больничному воздуху. Истинно говорю, что не богатство богатых сюда привлекает меня, а ваша бедность. Вы близки к Богу своим благочестием, своим смирением. Вы не раз плакали со мной о ваших и моих грехах. Я привык жить с вами, странствовать по вашим землянкам. В ваших дворах нет псов, при ваших дверях нет лакеев, под вашими кровлями нет люстр, при ваших пещерах нет крепких запоров. Я приходил к вам во всякое время, когда находил возможным и считал необходимым. Великий урок жизни я получил от вашего убожества: что я мог видеть в ваших пещерах, кроме рубищных пелен убогих яслей, иногда волов и ослов? Скажите, что назидательнее для нас, пастырей нищеты Христовой, видимой в ваших убогих хижинах? Могут ли эти нагорные пещеры и землянушки заставить меня строить большой дом, собирать сокровища, обогащать себя всеми тленными вещами? Если первопастырь Христос родился в Вифлееме и жил в убожестве, то нам ли думать о большом доме, о земных и тленных сокровищах? Мы от алтаря имеем право питаться, ибо от кого же мы должны ожидать хлеба и пособия, как не от вашей щедрости? И можно ли от богатых ожидать такой милости, какой награждает нас ваша любовь? Вы – наше богатство, вы наше сокровище, вы наша доля? Нет! Бог – наша доля, а вы Божии, и не оставите нас без своей помощи. Не богатство мне нужно, но вы – ваши души, ваше покаяние, исправление жизни, ваше благочестие. Господь из рыбаков избрал себе Апостолов, от чего же нам не иметь учеников из бедняков? Да сквозь ваши рубища скорее можно добраться живым словом до вашего сердца. А там, где все закрыто богатством и приличием, там душа и сердце недоступны для нашего слабого слова. Вот почему богатые и знатные не любят слушать слова Божия, не охотно внимают словам назидания пастыря. Они не любят Бога, а Бог их не любит за то, что они не хотят приносить плодов, достойных покаяния. Если пастырь действует настойчиво, если благовременно и безвременно обличает их греховную жизнь, то нелюбовь их переходит в ненависть, и они отвращаются от нас, запирают пред нами двери домов своих, чтоб избавиться от докучливых наставлений наших, мешающих им жить греховно и привольно, как того желает грешная плоть и кровь. Но они забывают, что сказал Господь Бог: «Касающийся помазанному Моему зенице ока Моего касается»105. Во всяком случае, нам нужно иметь терпение, смирение, благодушие, чтобы стяжать мудрость. Что за ученик Христов, если он не несет креста? Что за пастырь, если его жизнь не уподобляется Пастыреначальнику Иисусу Христу? Но Сыне Божий! можем ли мы подняться до такого высокого убожества, до такого смирения, уничижения и страдания, до которого довел Тебя Отец небесный, что Ты «смирил Себя, послушлив был Ему даже до смерти, смерти же крестныя»106. Господи! Дай нам мудрость сколько-нибудь уразуметь эту глубину, высоту и широту Твоего убожества, терпения и страдания, которые Ты испытал и в пещере Вифлеемской, и в Назарете, и в Капернауме, и в саду Гефсиманском, и на суде Пилата, и на Голгофе, и на кресте! Ах! Как мало нас, спасающихся и как много погибающих нас, служителей Храма Твоего, Пресвятого Престола Твоего! Много нас, званых и призванных на высокое служение Твое, но мало, очень мало избранных107. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle