155. Поучение о благодушии в несчастье
За все, за все мы должны благодарить Бога, и особенно за то, что Он наше несчастье переменяет на благополучие: дни скорби, печали и слез заменяет днями радости и веселия, после ночи дарует день, после грозы и тучи посылает приятнейшую погоду. О, всеблагий и всемилостивый Господи! Сколь Ты многомилостив и любоблагоутробен! Вот, вот, кажется, человек утопает в море, падает в пропасть и погибает. Но нет! Тут же, на краю пропасти, Бог подает руку помощи и спасает человека. И Боже мой! со всех сторон ко мне бегут добрые прихожане: и дети, и нищие, братия Христовы! Слезы радости последних растрогали мое сердце! Боже мой! кому я нужен, что предо мною такую изъявляют радость, как будто с моим возвращением сюда возвратилось к каждому его благополучие. Господь да наградит всех вас за вашу любовь! Ах! Это еще более трогает мое сердце, что при моих грехах и немощах получаю такое утешение. Боюсь, боюсь, чтобы вы не обманулись во мне, ибо я слишком слаб и многогрешен. Мне кажется, что несчастье безопаснее для нашей души, нежели благополучие и счастье. В болезни, бедности, нужде и несчастье я не боюсь грехов, а в счастье – о! какими неведомыми, но благовидными путями они подкрадываются к нам. В несчастье я не боюсь ни диавола, ни врага человека, один безжалостный может смеяться над несчастным, но в счастье и благополучии берегись и того, и другого: благополучный человек под предлогом черного дня может предаваться скупости ради слабости, предаваться сластолюбию ради мира, роскоши ради людей, гордости ради друга, предаться пьянству, а в несчастье и хлеба не хочется есть: слезы не дают света Божия видеть, не то чтобы еще стал грешить. Итак, станем извлекать для себя пользу из счастья и несчастья. Не будем отчаиваться, когда тяжкая рука Божия падает на нас, да и тогда, когда воссияет над нами солнце благополучия, не станем гордиться. При нашей славе не забудем бесславия, при богатстве бедности, при роскошном столе. Вспомним, что миллионы людей: одни живут под глубокими снегами и питаются сырыми рыбами и не знают, что значит насущный хлеб, другие среди жгучих песков едят одну древесную кору. Есть в темнице сидящие, есть в заточении, в рудниках, в горах и в вертепах, томимые гладом и всякого рода нуждами и лишениями. Ах! Как жаль, что люди, стоящие на высоте благополучия, забывают о несчастных! Богатые забывают о бедных, роскошествующие не вспомнят о голодных. Не верь счастью! Оно непостоянно: сегодня радуешься, а завтра будешь проливать слезы. Коловратна жизнь человеческая и непостоянно благополучие. В несчастье нечего бояться, а в счастье всего бойся. Большой дом буря легко разрушает, высокий дуб скорее с корнем вырывает. Говорят: «надобно иметь здравый ум, чтоб не подвергаться падению». Но не бывает ли, что и самые мудрые уловляются своей мудростью? Другой слишком мудрит, да и перемудрит на свою голову. Где же промысл Божий? Где воля Отца небесного? Если бы все на земле устроялось по человеческой мудрости? Нет. Тот лучше поступает, кто покоряется воле Божией, кто всецело ей отдается. «Да будет воля Твоя как на небеси, так и на земли»104, – читаем мы в молитве Господней. Эта молитва Христова спасительна для нас. Если мы искренно и чистосердечно отдаемся под руководство Божие, то нашими поступками, нашими действиями будет руководить сам Бог, а не наша грешная воля. Тогда не нужен ни здравый ум, ни мудрость житейская. Сами же мы, как бы ни были опытны, как бы ни были мудры, не можем обойтись без искушений, без падений, без грехов. Для чего же мы в той же молитве просим Отца небесного, чтобы Он не ввел нас во искушение, но избавил бы от лукавого? Если Господь не избавит нас и не сохранит, то хотя бы мы имели здравый ум и мудрость житейскую, не избежим опасности. Господи! к Тебе прибегаем, Тебе молимся! услышь нашу молитву, не отврати лица Твоего от нас, да не уподобимся нисходящим в ров. Сотвори нам заутра милость Твою, яко на Тя уповахом, изми нас от врагов наших. «Господи, к Тебе прибегаем, научи нас творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, яко у Тебя источник живота, во свете Твоем узрим свет, пробави милость Твою ведущим Тя». Аминь.
* * *