5. Пример кротости
(Из жития преподобн. Евфимия новоого Фессалонитского. Афон. патер.
Ч. 1, стр. 44–45).
В ряду ступеней лествицы, ведущей к небу, занимает необходимое место и добродетель кротости. Что она необходима нам, в этом убеждает нас Сам Господь, призывая к ней и говоря: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29); а что она ведет нас к венцам, это видно из того, что Господь обещает награду кротким: Блажени, говорит, кротцыи, яко тии наследят землю.
Что такое кротость, и что значить быть кротким на самом деле. Это вы увидите из примера.
Когда преподобный Евфимий Фессалонитский, по уда- лении из дома родительского, обошедши многия места, пришел наконец к Великому Иоанникию, просиявшему ангельскими своими подвигами, тогда Иоанникий, однажды, в присутствии многих отцов, указывая на Евфимия, притворно спросил: кто это между ними такой, что, в образе мирском, так смело обходится с другими. Когда же все отцы отвечали, что не знают, – чудный Иоанникий, с притворным гневом, закричал: „Этот юноша–дурной человек и чело- векоубийца,–возьмите его и свяжите». Тут отцы стали спрашивать Евфимия, подлинно ли он убийца. Святый, еще прежде иночества стяжавший кротость, объявил себя действительным убийцею, достойным всякого наказания, и потому с усердием готов был принять узы. Старцы с удивлением смотрели на юношу. Но Великий Иоанникий вдруг говорит: „Оставьте; я обвинил его пред вами, как убийцу, только для испытания. Если и в юности, и в мире, не испытав еще нашего жития, он ради кротости и послушания, признал себя виновным в таком преступлении, то какого вида добродетели не совершит он, когда сделается иноком (стр. 43–44).
Слова Иоанникия оправдались; ибо в последствии подлинно Евфимий чрез христоподражательныя смирение и кротость сделал даже выше страстей, изгнал из души своей уныние, покорил себе чрево, обуздал язык, очистил слух и руки, так что преподобно воздевал их на молитву, и приготовил ноги свои, чтобы невозбранно идти во дворы Бога нашего (стр. 45).
Итак вот что значит быть истинно кротким! Как видите, это значит не предаваться движениям гнева и досады, угашать смирением вражду, благодушно переносить оскорбления и, какие бы то ни было, обиды. Таковы ли мы? К сожалению, братия, в настоящее время нам именно и не достает этих свойств истинного христианина. Скажи нам ближний и справедливое, но неприятное для нас слово, мы и тут приходим в гнев; а что если бы кто сказал хотя и ничтожную напраслину? Тут возмущениям нашим уже и предела часто нет. А что сказать про нестроения, вражду и несогласия в наших семьях? Что сказать о так часто встречающихся ныне неуважении к старшим, дележах, ненависти, желании подставить ближнему ногу? От чего все это? От того, что в нас самих нет и тени боголюбезной добро- детели кротости; а без неё то мы и заливаем пожары не водой, а маслом, и не лечим раны, а растравляем их, не побеждаем зло, а сами бываем побеждены от него. Нет, братия, если желаете подлинно угодить Богу, а вместе приобрести и спокойствие на земле, то не забывайте, что без кротости вы никогда и Богу не угодите и себе самим спокой- ствия не найдете; мало того, без кротости вы будете жить здесь, как в аду, ибо зла злом никогда ни остановить, ни пресѣчь невозможно ни вамъ, ни кому другому; оно можетъ быть остановлено и пресѣчено лишь только кротостію, смиреніемъ и тѳрпѣніемъ. Аминь.