Источник

4. В большинстве случаев видим, что каковы родители, таковы бывают и дети их.

(Житие преподобн. Евфимия нового Фессалонитского, Афон. Патерик. Ч.

1, стр. 41).

Наблюдая те или другие свойства детей, мы как бы невольно представляем себе и их родителей, и глядя на первых обыкновенно говорим: „яблочко от яблони не далеко падает!» Что это значит? Это значит вот что: если родители благочестивы, то и дети хороши; если родители худо ведут себя, то и дети их даже и в самом раннем возрасте обнаруживают наклонности дурные. А отсюда, какой урок должны взять для себя? Тот, что если сам хорошо будешь вести себя, то можешь надеяться, что и дети твои будут служить для тебя утешением; сам будешь жить худо, – страшись, чтобы потом не пришлось казниться тебе, смотря на детей своих.

Возьмем пример: про родителей преподобного Евфимия Фессалонитского, память которого св. Церковь воспоминает 14 октября, в житии его, говорится следующее: „Родители святого Евфимия были богаты и праведны, так что не только сограждане, но и далеко жившие имели благую и достолюбезную ревность подражать им. Кто видел их и слышал о них, для тех поистине казалось чудом, что они, люди мирские, подлежащие всем народным повинностям, и потому, конечно, окружаемые многими житейскими заботами и удручаемые иногда горестями, утешали, однако, и поощряли друг друга, и всецело посвящая себя Богу, никогда не хотели сделать даже малейшего уклонения от пути правого. Они были сострадательны, умеренны, благопокорны, кротки, страннолюбивы, нищелюбивы, а оттого и Боголюбивы и тихи и милостивы, и исполнены нелицемерной любви, и по этой любви–были всем вся.

Что же из этого? Да то, что каковы были они сами, таким же, или даже еще и превзошедшим их в их добродетелях, вышел и сын их Евфимий. Уже от самого рождения, говорится про него, он исполнился благодати Святаго Духа, и потому, еще прежде совершенного возраста, был кроток, честен, сладок в беседе, благочинен, благопослушлив, поко- рен родителям, удалялся от обычных детских игр, любил часто посещать св. Церкви и почитал благочестивых сродников своих, как отцов (стр. 41–42).

А в последствии, когда уже пришел в меру возраста, стяжал он смиренный нрав, привычку к продолжительному псалмопению, к всенощному стоянию, к непрестанной молитве, к слезам, к чтению Божественных Писаний и частым коленопреклонениям, к строгому посту, к постоянству и твердости мыслей, к очищению ума и к возвышению его горе, – за что и удостоился Божественного осияния и просвещения (стр. 45).

Из этого примера и научитесь, родители, непрестанно помнить, что если вы будете благочестивы, то дети ваши будут перенимать и усвоять благочестие и добродетели ваши: они будут находить искреннее утешение и радость в делах благочестия и в молитве, если увидят это в благочестивом примере вашем. Они охотно будут ходить в Церковь, усердно молиться, подавать милостыню, все делать с молитвою, во всех делах стараться следовать закону Божию, если этому вы научите их собственным примером. Но конечно может быть и наоборот: не будете носить в самих себе страха Божия, будете холодны к вере, не будете ходить в церковь, не будете молиться, будете предаваться нетрезвости и другим по- рокам; ну уж тогда, разумеется, и от детей не ждите добра, и помните, что худое от вас они вдесятеро скорее переймут , нежели доброе. И горе же подобных отцов ожидает в будущей жизни! Иже аще, говорит Господь, соблазнить единого малых сих, верующих в Мя , уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонешь в пучине морстей (Мф. 18:6). Аминь.


Источник: Поучения по руководству Патерика Печерского / Сост. прот. Виктор Гурьев. - Изд. Афон. Рус. Пантелеймонова монастыря. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, преемник И.С. Ефимов, 1912. - 162, II с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle