Источник

6. Поучение в неделю по Просвещении

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Мф. 4:17)

Благовременно или неблаговременно, повторяем мы сии слова Господа нашего Иисуса Христа. Нам кажется, что это повеление Господа всегда благовременно, потому что человек забывается и всегда грешит. И если когда беседа о покаянии благовременна, так это именно в настоящее время, когда люди повсюду заболевают и умирают. Ходите на кладбище и посмотрите, сколько там свежих могил! Много ли стоит человеку заболеть и умереть? Одна минута – и ты в могиле. Поэтому желательно, чтобы вы в настоящие дни мысль о покаянии носили в своем сердце, надписали в дверях домов и на каждой вещи. Ибо, несмотря на то, что спасение для нас необходимее всего, мы о покаянии, ведущем ко спасению, менее всего думаем. Вот видим и знакомого и незнакомого во гробе, а о своей смерти и не думаем... А нам кажется: как только принял ты грех на твою душу, тотчас ты ожидай болезни, а от болезни до смерти один шаг. Не лучше ли, не безопаснее ли так: почувствовал грех на совести, тотчас беги к священнику, расскажи ему свой грех. Разве это тяжело. Грех тяжел, а исповедь не тяжела. Знай, что как только исповедал ты свой грех священнику, тотчас отстал он от тебя, тотчас он потерял свою силу и ядовитость. Носить же его, этот яд, в своем сердце, хуже потому особенно, что ты тогда не отстанешь от греха, а только более и более будешь отягощать свою совесть. Мы должны как можно чаще приносить покаяние, и потому что грех расслабляет человека, делает его старым, дряхлым, безобразным, тогда как добродетели, облекая нас в нового человека, предохраняют нас от преждевременной немощи, старости и смерти. От чего многие так измождены, слабы и немощны? От грехов и страстей, их пожирающих сказал бы: от поста? нет! ибо от поста здоровье человека цветет, укрепляется, а дух его делается живее, мужественнее, тогда как от греха и дух слабеет, и тело стареет, и человек ходит, как сонный. Вот почему нам необходимо столь же частое покаяние, сколь часто мы согрешаем, нам необходимы возобновление и возрождение. «Мы должны отказывать себе во всех греховных удовольствиях жизни, а не искать их: плоть не пользует ничесоже, – сказал Господь, – то есть от сытости тела нет никакой пользы для души вашей». Удивляемся мы тем, которые без зазрения совести вкушают скоромную пищу по средам и пяткам. Это одна прихоть, одно своеволие. Хочешь, чтобы пища всегда была тебе приятна, употребляй попеременно то ту, то другую пищу, а чаще – постную: ибо человек телом своим так устроен, как животное травоядное: вол, корова и овца, поэтому питаться человек должен чаще растениями, нежели мясами, это ему по натуре. Да и напитки горячие только производят воспаление, возбуждают страсти, но не пользуют. Больному ради болезни можно немного и вина употреблять, а здоровому, да еще молодому, особенно неумеренно пьющему эти напитки – сущий яд: кто этого не испытал? кто от напитков не страдал? Ты надеешься на свое здоровье, что оно все перенесет, все препобедит, но это до времени. Покайтеся, ибо приблизилось царство небесное. Перестаньте грешить, ибо пришел на землю Владыка сего Царства. Пусть перестанут господствовать в душах ваших грехи и страсти, пусть воцарится один Господь в сердцах ваших Своей пренебесной благодатью, которая несовместна с грехами: одно из двух: или перестать грешить и жить с Богом и для Бога, приняв благодать – залог бессмертия и вечной жизни, или жить для страстей и грехов, и служить диаволу, и потерять всякую надежду на получение Царства Небесного. Воспользуемся же, христиане, кратким временем жизни, покаемся, не дадим власти грехам царствовать над нами: сбросим с себя тяжкое иго страстей и приимем благодать и силу Божию, чтоб победить нам плоть, мир и диавола, ибо после смерти нет покаяния. Господи, вразуми нас и спаси нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle