Источник

167. Об исповеди

«Не хощу смерти грешника». (Иез. 18:32)

Братия! Можно ли подумать, чтобы Бог желал смерти человеку, которого Он сотворил, человеку, которого Он сотворил не для временной, а для вечной жизни? И если Бог не хочет смерти грешнику, а желает ему жизни, то почему сам человек грешник, не хочет себе жизни? А если хочет вечной жизни, то почему не ищет оной. Почему ищет смерти, а не жизни? Что за тварь человек, что зла себе желает, а не добра? Это происходит от того, что в нем самом вместе с добром живет зло, грех. Не будь в нем греха, он непременно желал бы себе жизни, а не смерти. Ибо где грех, там и диавол, где дела диавольские, там и диавол, где гордость, там и диавол, где непокорность Богу, там и диавол. Но как же выжить из себя сего врага нашего, грех или самого диавола? Это легко и не трудно при помощи Божией, но трудно без помощи Божией. Легко, если человек сам захочет выжить врага, но трудно, если сам не захочет. Легко, если человек возненавидит грех и диавола. Трудно, если человек любит грех. Но не так трудно сохранить жизнь не только временную, но и вечную. Если человек будет внимательно за собой следить, чаще исповедываться пред духовником, в нем мало по малу образуется навык к добрым делам. Если же человек часто грешит, а об исправлении, об исповеди мало думает, считает достаточным раз в год исповедаться, исполнить только долг, то тогда трудно, очень трудно отстать от греха. Тогда грехи делаются постоянными нашими спутниками. После частых грехопадений рождается леность, нерадение, упорство во грехе, привычка ко греху. Любовь ко греху такая, что и сама исповедь ничего не значит. Но Бог не хочет, чтобы человек жил и умер во грехе, для этого показывает над ним свой гнев, наказывает болезнями, убытками, потерями, бесславием и разными несчастьями. Одумается грешник и перестанет грешить. Бог перестает его наказывать. Не перестает человек грешить, и Бог не перестает его наказывать. Ныне вы приступаете к исповеди. Подумайте: приготовились ли вы к ней как следует? Кроме молитвы, поста, милостыни, оплакивания прежних грехов, нужно припомнить свои грехи и решиться навсегда отстать от них. Если вы не решились отстать от грехов, то к чему же вы будете исповедывать, открывать, показывать их Богу чрез духовника? Какая вам от того польза? Разве Бог не знает ваших грехов? Знает, но удивляется упорству и нерадению вашему. Из такой исповеди, после которой вы опять намерены грешить, польза та, что Бог скорее станет вас наказывать. Если вы, не очистившись от грехов, приступите к принятию Тела и Крови Христовой, то станете только ругаться над величайшей святыней. Вы хорошо знаете, что иной духовник наложит на вас запрещение, не дозволит приобщаться, если откроете важнейшие свои грехи, поэтому нередко умалчиваете о них. Но сокрытый грех остается при вас, в вас и с вами и, быть может, в недалеком будущем навлечет на вас гнев Божий. Нет! Вы лучше на исповеди откройте все грехи, просите совета, как и что вам делать, чтобы избавиться, очиститься от грехов? Епитимия вреда вам не сделает. Она только будет напоминать о ваших грехах, о ваших грешных делах. Это послужит в вашу пользу. Помня о своем грехе, за который наложена епитимия, вы на будущее время будете избегать злых помыслов и дурных дел. Но горе тому, кто умрет, не исправившись: он попадет в ад, а не в рай. Он сын погибели, а не сын спасения. Не лучше ли вовремя отстать от греха, покаяться, исправиться? А это все зависит от воли вашей. «Трудно», – скажете. А что лучше: наслаждаться ли вечно блаженством или вечно находиться в аду, мучиться? Из-за временной сласти кто станет жертвовать вечным блаженством? Если бы тебе сказали: потерпи крайнюю бедность год-два, а затем ты будешь богат, ни в чем не будешь иметь нужды ни ты, ни твое семейство, я думаю, что ты решился бы все перенести ради будущих благ временных? Но тут речь идет не о временных, а о вечных благах. Неужели можно предпочесть временные удовольствия вечным? Подумайте. Господи! Отверзи нам двери покаяния и милосердия. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle