Источник

166. Об истинном покаянии

Многие говеют, но не многие получают пользу от говения. Многие каются, но не многие собирают плоды покаяния, ибо каются, но не каются совершенно. Многие молятся, постятся, исповедуют грехи свои и даже приступают к Святейшему Таинству причащения, но пoелику не оставляют любимых грехов, не перестают грешить, то бывают все же нечистыми, остаются грешниками, врагами Божиими и друзьями диавола, добычей ада. Если истинное покаяние состоит только в том, чтоб перестать вовсе грешить, вовсе не делать никакого зла, то явно, что немного нужно времени, чтобы истинно покаяться, даже вовсе не требуется времени. Некто вошел в церковь и только услышал слова пророка: «омыйтеся и чисты будете, отымите лукавства от душ ваших»185, и вышел из церкви светлым, чистым и святым, значит, решился не грешить. Один разбойник ехал лесом, и веточка от дерева ударила его в лицо. «О если так больно от одной ветви, каковы же боли будут во аде от вечных мук»? – сказал он и перестал разбойничать. Правда, что после обращения к Богу, после того, как ты перестал грешить, требуются от тебя плоды покаяния: нужно оплакивать грехи свои, нужно молиться, поститься и подавать милостыню. Да ты только покайся, перестань грешить, а плоды покаяния возрастут сами собой. Кто перестанет грешить, тот непременно станет делать добрые дела. Святой человек только святыми делами занимается. Правда, что кто поздно кается, тот не успевает принести плодов покаяния, как старое дерево становится бесплодным. Но если дерево молодое было бесплодно, то и старое будет бесплодно. Ты только брось грехи, а там самое дело покажет, что тебе делать. Если бросишь грехи, перестанешь зло делать, то можешь ли не вздумать о прежних грехах, можешь ли не сказать: О! Сколько я безумен был, что доселе грешил! Сколько я времени потерял на грешные дела! Сколько я прогневал Бога! Сколько я ближних обидел! Давно я мог бы быть другом Божиим?! А я во все прошедшее время был врагом Божиим, был врагом моих ближних и самому себе. О! Сколько я несчастен! Но Бог, видя твое раскаяние, умножит твою веру, очистит совесть, успокоит дух, пошлет тебе свою благодать и покроет все твои грехи. Ты только покайся, но не отчаивайся в милосердии Божием. Что успеешь доброе сделать после покаяния – хорошо, а чего не успеешь, того и Бог от тебя не потребует. Сын Божий восполнит все прочее своими страданиями, только бы ты перестал грешить: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»186. Разбойник, висевший на кресте, какие мог принести плоды покаяния? Только подумал в душе и сказал, что он грешник, что он по заслугам своим, по делам своим страдает и произнес слова: «помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». И что же? Удостоился райского блаженства. Перестанем же и мы грешить, и Господь не воспомянет грехов наших. А то мы каемся и грешим, перестаем грешить и опять простираем руку ко греховному делу. Нет! Это не покаяние. Как мертвец не может ни видеть, ни слышать, ни говорить, так истинно покаявшийся не согрешает ни словами, ни делами, ни душой, ни телом. О, помоги нам, Господи, истинно и совершенно покаяться! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle