Источник

Поучение 94. Видимый мир самая полезная книга

Каждый из нас окружен добрыми и злыми людьми, трезвыми и нетрезвыми, гордыми и смиренными, благочестивыми и нечестивыми, щедрыми и скупыми, воздержными и невоздержными, гневливыми и кроткими. Христианин, если ты мудрый человек, то должен из добра и из зла извлекать пользу, от хороших и худых примеров поучаться великим добродетелям. Не говори, что ты человек неграмотный, не ученый: вот твоя грамота – пред твоими очами: мир, окружающий нас – это наша мудрая книга: люди нас окружающие – это буквы или слова, – старайся уразуметь их. Хорошо поступает человек, хорошо и живет; так и ты поступай и живи: а худо, греховно живет – отвращайся. Очи твои видят людей, слух твой слышит слова их, разум понимает их дела: доброму от них учись, а от худого удаляйся. Меня удивляют те, которые говорят: «мы люди темные, мы не знаем ничего, мы не знаем, как нам спастись». Ведь ты многому уже выучился, смотря на людей и слушая их слова. Что мудренее, как дело говорить? Однако ты выучился, и каждый нз нас много кое-чего знает. Иные говорят: «говорить, кушать, спать сама природа учит человека. Природа, почему же не сказать разум? А спасению кто учит? Родители, заповеди, святое Евангелие, беседа с благочестивыми людьми, а главный учитель – Дух Святый, который, остается в душе нашей от самого крещения. Неужели ты не знаешь, что добро, что зло, что хорошо, что худое, что доброе, что злое или вредное? Можешь ли ты пьянство назвать делом хорошим? Ну, так ты не пей. Можешь ли распутство похвалить? Так ты берегись этого греха. Одобришь ли гордость, осуждение ближнего, ругательство? Так ты смиряйся, не осуждай ближнего, не бранись. Похвалишь ли любостяжателя и сребролюбца? Никак, ибо видишь вокруг себя тысячи нищих голодающих. Похвалишь ли вора? Не воруй. Нравится тебе благочестивый – будь и ты такой; приятен для тебя смиренный и молчаливый, – подражай ему. Любишь милостиводавца и странноприимца, – и ты это самое делай. Сам хвалишь терпеливого и переносчивого, – подражай ему. Не нравится тебе раздражительный, и гневливый и ругатель, – не подражай ему, укрощай свое сердце. Словом, христианин во всем найдет для себя самый назидательный урок; если захочет быть добродетельным и святым. А если станешь еще просить Господа, чтобы Он вразумил тебя, наставил на путь истины; то Он тебя и вразумит, и наставит, хотя ты был бы Павел препростый или Андрей юродивый, откроет тебе путь ко спасению. То то и удивительно, что не мудрые спасаются, но юродивые, не ученые, а простые и невежды, если только захотят спастись. Да, невежде и простому еще легче спастись, ибо, не зная высоких добродетелей, он малыми спасается; не зная книжной мудрости, он не знает и книжных великих пороков. Дух святый есть всемирный Учитель и ученых и неученых, и мудрых и юродивых. Скажи: много ли из ученых спаслось? Много ли благочестивых из тех, которые читают светские книги? Патриарх Иаков пастырь овец, Давид тоже и Моисей, оставив всю мудрость Египетскую, 40 лет пас овцы тестя своего Иофора, св. Апостол Павел был делатель палаток, прочие Апостолы – рыбаки, а ведь они называются ближними Божиими, величайшими друзьями Его, с которыми Он и говорил, и являлся им с неба, и был всегдашннм их покровителем и защитником. Какое смирение и простота может сравниться со смирением сих патриархов, пророков и Апостолов и с их простотою?

Господи! Всему нас лукавый мир учит, только вечному спасению не может научить нас; ты, Господи, наставь нас на путь нашаго спасения. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle