Поучение 95. О возможности и в мире спастись
Не знаю, как кто думает, а меня всегда устрашают слова, когда иной говорит: «одни монахи спасутся, а мы люди мирcкие, грешные – куда и как нам спастись?» Да кого же пришел Господь на землю спасти: иноков и святых, а не нас ли – грешников и мирских людей? Инок различается одною одеждою от мирянина, а душа одна во всех, созданная по образу и по подобию Божию. У нас искушения, а у них разве нет? Неужели ты не можешь тех же правил придерживаться, и исполнять те же заповеди, иметь те же добродетели, как и монахи? Не одни ли таинства? Не одна ли вера? Не одна ли св. церковь? Не одни ли обетования? Нам великие искушения, да и им не малые. Нас мир искушает, а их собственные помыслы искушают – не более ли мира; ибо ты окружен человеками и вещами, а монах искушается своими собственными помыслами и страстями. Он, инок, имеет начальника – игумена, а ты имеешь пастыря; он в келии имеет старца, – а ты разве не имеешь? Отец твой или мать твоя – твой старец над тобою; в обществе – твой начальник; слушайся его повелений беспререкания, подчини его воле свою волю во всем, и ты будешь покоен. Если вас двое в доме – один другого слушайтесь, предупреждайте один другого желания, угождайте с ревностью и со смирением один другому, обращайтесь между собою с любовью, или даже с нежностью, как сказал Апостол, и вы успеете много на пути ко спасению. Считай другого лучше, выше и достойнее себя, и ты будешь благополучен. Приучись отсекать свои мысли, – ни одну грешную мысль не исполняй, кроме той, которая относится к воле Божией, к исполнению заповедей Божиих, ибо добрая мысль – есть глагол Божий, а худая и грешная мысль – есть голос диавола. Особенно старайся обуздывать свою волю и свои желания. Старайся поступать по чужой воле, а не по своей, а лучше предай себя в волю Божию и говори: «да будет воля Божия», – и сам увидишь, что все будет хорошо, полезно и спасительно. Правда, что монахи для своего совершенства соблюдают девство и нестяжательность. Да разве ты не можешь быть девственником, если будешь жить целомудренно? Семейных людей, которые живут не для утождения плоти, а по закону Божию, воздержно и целомудренно, не причисляет ли св. церковь к девственникам? Храни мысли, храни сердце и живи благочестиво и воздержно в супружестве, как Апостол Павел заповедал: «на время сходитесь с женою, а потом опять в посте и молитве проводите время жизни вашей», и ты достигнишь совершенства. Иноки не стяжательны, – однако имеют необходимую пищу и одежду и вещи нужные. Это и тебе все Бог позволил иметь, а для чего собираешь по две, по три одежды, строишь по два дома, собираешь, Бог знает для чего, вещи всякие, и наполняешь кладовые, комоды и сундуки оными? Иноки скудную имеют пищу, а тебе кто дозволяет предаваться роскоши? Они имеют вино и понемногу пьют, но никогда не напиваются. От излишества в пищи и от многого пития – заводятся плотские страсти: сим образом ты сам наживаешь себе множество плотских врагов. Довольствуйся тем, что Бог тебе дает. Монахи непрестанно молчат или Богу молятся, а тебя кто понуждает непрестанно говорить? Кто запрещает ходить в церковь, или в доме читать Божие писание, или в мысли непрестанно читать молитвы, какие знаешь. Иноки презирают мир, а тебе кто повелевает любить его; не всем ли инокам и мирянам – Апостол сказал: Не любите мира, ни всего, что в нем95. Не обижай ближнего, не оскорбляй Бога, не гордись ничем, попирай гнусные страсти, – и ты сравняешься святостью с монахами: – Иноки молчат: кто позволяет тебе празднословить и пустословить? Нет! Есть христиане миряне, которые смирением, молчанием, терпением, самоотвержением и добрыми делами восходят на высоту небесной святости.
Если бы не было между нами святых; то давно бы и мир разрушился: Бог видит святых своих. Да поможет Господь Бог всем нам быть святыми. Аминь.
* * *