Слово на освящении храма во имя преподобномученика Корнилия
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца. Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят: Великолепие славы святыни Твоея возглаголют, и чудеса Твоя поведят. И силу страшных Твоих рекут и величие Твое поведят: Память множества благости Твоея отрыгнут и правдою Твоею возрадуются. Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив (Пс.144:3–8).
Други мои, братья и сестры! Ныне в жизни нашей святой обители совершилась радость несказанная! Господь зримо посетил нас особой Своей милостью, и к радости о Воскресшем Господе присовокупилась радость Его Божественного дара нам в эти дни: благодатию Господа Бога освятился днесь храм сей, созданный во славу Пресвятого имени Божия и во славу угодника Божия первого игумена и строителя обители – преподобномученика Корнилия. Давнее желание и молитва насельников обители услышана. Господь усмотрел Своим всевидящим оком место храму, и благодатию Божией по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и отца нашего и архипастыря высокопреосвященного митрополита Псковского и Порховского Иоанна совершилось деяние чудное и славное. Надвратная башня, созданная по благословению святого игумена и примкнувшая к церкви святителя Николая, его же руками воздвигнутой и им освященной более четырехсот двадцати лет тому назад, башня, бывшая свидетелем его трудов и первая увидевшая его трагическую мученическую кончину, стала церковью Божией во имя угодника Божия, и “исполнь славы храм Господень”.
И как это совершилось, и в чем состоит преображение давно знаемой нами башни? Во-первых, Господь в таинственном освящении обычного здания ниспослал на него Духа Святого. Общей молитвой предстоящих и священнослужителей, Миропомазанием престола и стен навсегда на нем и в нем запечатлевается. “...Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя...” (Лк.1:35). Ныне совершишася! А далее очевидным признаком славы Господней было вшествие Самого Царя Славы, когда были внесены сюда святые мощи, так как силою Христовою были непобедимы святые мученики, терпеливы святые подвижники, и в их нетленных мощах почивает Сам Христос Своею благодатию. Частицы святых мощей, полагаемые на престоле, знаменуют пребывание здесь Самого Господа Славы: “...и седе на престоле святем Своем”! (Пс.46:9).
И Спаситель не только пребывает Своим таинственным присутствием, но и существенно является в Святых Дарах Пречистого Тела и Крови Своей. О, чудо снисхождения к нам любви Божией! Святой игумен собственной рукой четыреста двадцать лет назад начертал контуры храма, призывая святителя и чудотворца Николая быть помощником и покровителем святой обители. Своими руками положил он первый камень в его основание. Здесь трудился святой старец, здесь возносил он свои горячие молитвы, здесь у стен храма он невинно пострадал и пролил свою мученическую кровь, и всем этим уже освятил и утвердил создание рук своих на века. А новый престол Божий в нашей святой обители, которого не знал ее первый игумен, будет отныне освящен в честь и память святого преподобномученика Корнилия. И это наши труды, и наша благоговейная память, и просьба к преподобному быть покровителем и защитником нашим, и это наша благодарность ему. И святой не отклонил нашего желания и нашей просьбы, ибо освящение совершилось. И какое в этом утверждение храму! Какая помощь нам, немощным и недостойным служащим! Какое утешение предстоящим!
Святой праведник и мученик Христов Корнилий купно со святителем и чудотворцем Николаем невидимо настоятельствуют здесь посреди нас, отверзают токи благодати, покрывают наше немощное служение и дополняют недостатки его. Посему, братия, други, благодарственно благословим Бога за вей новоявленный храм, ибо “аще не Господь созиждет... всуе трудишася зиждущии” (Пс.126:1). Он благословил начинание, Он даровал и совершение. Возблагодарим же Бога и Пречистую Его Матерь также за ту ревность, которую дали Они всем трудящимся в этом храме: отцу наместнику, братии, паломникам, – ибо все они трудились по свободному усердию и любви к Богу и Его святыне. А в этот день сугубого торжества памяти преподобномученика Корнилия хочется еще и еще вспоминать и говорить о том, кого так щедро увенчал славой Господь.
Преподобный Корнилий родился в 1501 году в благочестивой семье псковских бояр Стефана и Марии. Летопись не сохранила нам мирского имени отрока, ибо начинает говорить о нем тогда, когда ему исполнилось двадцать восемь лет. “Возраст старости – житие нескверное”, и преподобный, давно забыв мир, был тогда уже чрезвычайно богат высоким монашеским житием.
Мать его первая заметила в сыне избранника Божия и говаривала: “Нездешний он у меня, сынок-то мой”. И чуткое материнское сердце не обманулось. Мальчика отдали для обучения наукам в Спасо-Мирожский монастырь в пятнадцать лет. Но игумен определил юноше учиться не только грамоте, но и высокому святому искусству, Богом переданному делу – писанию икон. И знали все в старину, что значило писать иконы, ибо в основе этого делания лежало жить во Христе, обучаться духовному ведению, стяжать Духа Божия. “Иконную хитрость, – говорит летописец, – изобрете Сам Господь, небо украсивый звездами и землю цветами в лепоту...” Все делал юноша в монастыре: дрова колол, печку топил, грамоте учился, Священному Писанию... И во всех делах подвизался с любовию в сердце. Учился он под руководством старца письму иконному, посты соблюдал, много и крепко молился, учился и колокольному звону. И была между старцем и послушником его неразрывная связь и радость и в работе, и в духовном общении. И любил старец повторять слова Спасителя: “Чистии сердцем Бога узрят” (Мф.5:8). И глубоко в душу юноши врастали слова и образ жизни его учителя. И семя упало в благодатную почву и принесло оно плод мног, и в краткое время. По окончании образования он вернулся в родительский дом, но пример монашеской жизни уже коснулся души, проник в сердце, и стал просить он родителей свезти его в Псково-Печерский монастырь, о котором много слышал, будучи в Спасо-Мирожском монастыре.
А когда юноша припал к иконе Успения Пречистой Богородицы, то понял в тот же миг, что не сможет уйти от пещерной церкви, в горе ископанной, и от звездного неба над нею, и от зримой радости Божия присутствия на этом святом месте. Так просто и властно произошло призвание юноши на предстоящий ему великий иноческий подвиг.
Летопись и предание не рассказывают о молодом монахе Корнилии, но тот факт, что в 1529 году, когда молодому подвижнику было всего двадцать восемь лет, братия единодушно выбирает его своим настоятелем и игуменом, восполняет нам недостаток летописных сказаний, ибо был он для управляемой им братии: “образ ко спасению”, “муж святый, во преподобии мног и славен, от младости своей во множеских трудах просиявший” – так говорили о нем современники. В возрасте, когда еще и в собственной душе идет непримиримая духовная война с миром, плотью и диаволом, ему пришлось ради послушания принять еще и попечение о спасении своих собратий. И это служение он понимал как призыв положить душу за други своя. Невозможно вполне достоверно касаться внутренней жизни подвижника пред Богом, ибо каждый идет своим, одному ему и Богу ведомым путем, но плоды этих подвигов вдруг делаются зримы, и венчает их венец любви, бесстрастия и христианского совершенства. И любовь игумена, и молитва, и красота духовных совершенств привлекают в обитель. Она вырастает от пятнадцати до ста человек, воспитывая в своих стенах истинных Божиих служителей и духовных воинов. Многих заблудших овец – эстов, чухонцев – привел пример высокой нравственной и духовной жизни иноков и их игумена к Православию и познанию Единого Истинного Бога. Много поколений сменилось с тех пор, но и поныне о деяниях тех времен живет память. “Возсиял еси светильник, отче Корнилие, обители твоей, такожде и окрестным людем, землю же Ливонскую верою христианскою просветил еси...” – читаем в акафисте преподобному.
По благословению игумена-подвижника строятся храмы, идут туда служить священники, монастырские иконописцы неустанно трудятся для созидаемых храмов. Ревность игумена простиралась до того, что он принимал личное участие во всяком монастырском делании.
“Дивен Бог во святых Своих...” (Пс.67:36). Замечателен игумен Псково-Печерской обители в истории псковской земли – носитель культуры, художник-иконописец, литератор, строитель Божиих храмов и душ человеческих. Жизнь преподобного Корнилия, одаренного от Бога огромной энергией духа, служит образцом деятельной любви к Богу и человеку. И прежде всего и в любых обстоятельствах он ищет возможности помогать людям. Он строит в стенах обители Благовещенскую церковь, Никольский храм, несокрушимые стены и башни монастыря; он строит за пределами обители, в Пскове и в других местах; он украшает храмы иконами, священными сосудами, облачениями. Он не устает распространять славу любимого монастыря, а в лице его и славу Божию на земле. Он пишет монастырскую летопись – “Повесть о начале Псково-Печерского монастыря”, имеющую и теперь огромную ценность, он описывает чудеса от иконы Божией Матери – свидетельства очевидцев. В 1558 году преподобный игумен возглавляет депутацию с псковскими и печерскими святынями в Москву.
Богомольцы, посещавшие обитель, разносят весть об обители и ее славу во все концы земли Русской.
Господь благословил его труды так, чтобы слава Божия перешла в века, а память о преподобном осталась в сердцах всех, видевших результаты его трудов. 20 февраля 1570 года жизнь преподобного игумена увенчалась мученическим венцом и предпослан он был земным царем к Царю Небесному, где увенчан венцом победным в Царстве Славы. О чем ярче всего вещает нам наше сегодняшнее торжество. И сегодня видим мы, какие чудеса творили наши предки своими руками, с любовью в сердце к Богу, как умели они украшать этот мир, не унывая и не отчаиваясь от того, что мир лежит во зле, как не замыкались они в себе, но щедро отдавали себя людям. И плоды их трудов и на земле, и на небе и сейчас продолжают преображать и врачевать больные души. И преподобномученик Корнилий, игумен нашей обители и ее неусыпный страж у Престола Божия, учит нас не только всей своей жизнью, но и самой своей смертью и зовет нас лишь усердно трудиться над делом своего спасения, всегда украшать, всегда созидать, а не уничтожать то, что дано нам Богом. Не искать для себя ни славы земной, ни мученичества, а только идти по пути, на который призовет нас Господь, но идти твердо и верно вослед воле Божией.
Жить для Бога!
Жить ради Бога!
И жить во славу Божию!
И верим мы твердо и не можем жить без этой веры, что всегда здесь будут гореть лампады и свечи и раздаваться молитвенные песнопения, что всегда здесь будут склонять головы и преклонять колена верующие люди.
Преподобный Корнилий видит нашу веру и нашу надежду, он видит нашу верность его памяти, и по его ходатайству Господь услышит наши молитвы.
“Утеши и утиши нас, сирых и в добродетели нищих, преподобномучениче, житейскую гордость отревая и молитве истинной научая! Да не оскудеют, отче, твоими молитвами истинные подвижницы благочестия во обители твоей! Но купно со святым чудотворцем Николаем, ему же охранение вверил еси, до трубы Архангела соблюди ю!” Аминь.
23 апреля (6 мая) 1986 года