Источник

VII. Слово в день Рождества Христова 12

Значение празднуемого события в деле искупления рода человеческого

Слово плот бысть, и вселися в ны (Иoaн. гл. 1. ст. 4).

Св. евангелист Иоанн Богослов Словом называет Второе Лицо Святой Троицы – Господа нашего Иисуса Христа. Излагая своё глубокое учение о Слове, евангелист говорит, что Оно существует от вечности, что Оно есть Бог (Ин. 1), что Им всё сотворено и что без Него ничто же бысть, еже бысть (Ин. 3) Продолжая далее своё учение о Слове, евангелист выражает ту мысль, что до сотворения мира и после оного до искупления рода человеческого Слово было у Бога (Ин.2–3), т. е. вместе с Богом Отцом, и было невидимо для мира. Потом, по благоволению Отца и по Своей воле, Второе Лицо Святой Троицы приняло на себя человеческую природу и явилось в мир. Выражая эту мысль, св. евангелист Иоанн Богослов говорит: Слово плот бысть и вселися в ны.

Когда это было? За 1875 лет до настоящего времени, когда Господь наш Иисус Христос воплотился от Пресвятой Девы Марии и св. Духа и родился в Вифлееме. Об этом событии повествует священное писание; его подтверждают история церковная и гражданская, история христианства и язычества. Это событие воспоминаем мы ныне.

Празднуемое нами ныне Рождество Господа нашего Иисуса Христа есть событие всемирное и настолько великое и важное, что подобного не было в истории человечества, кроме Воскресения Иисуса Христа из мёртвых. Обратим же, братья, на него наше внимание и посвятим размышлению о нём несколько минут.

Слово плот бысть и вселися в ни. Но как это случилось? Непостижимо для мыслящего ума человеческого и только доступно для верующего сердца! . . . Орудием сего великого таинства послужила Дева. Здесь, очевидно, побеждается естества чин: Бог творит, елико хощет. Обходятся естественные законы для того, чтобы избежать естественной нечистоты и прародительского греха, неизбежно присущего всем, естественно зачинающимся. Это видно из того, какая Дева послужила таинству воплощения от Неё Спасителя, и каков был самый образ воплощения. Сему таинству послужила преблагословенная Дева, облагодатствованная, представляющая беспримерный образец святой жизни. В целом мире не было человека святее Её, а потому Она одна из всех и удостоилась быть престолом Божьим, вместить в себе невместимого и родить Бесплотного, плоть от Неё заимствовавшего. Чудно было воплощение от Неё Бога Слова: нарочито посылается к Ней Архангел возвестить Ей о рождении от Неё Сына. Дабы не удивить Её целомудренную душу сим известием, Он приветствует Её радостным приветствием: радуйся, благодатная: Господь с тобой! И на Её недоумение при сем приветствии объявляет Ей тайну: Ты зачнёшь во чреве, и родиши Сына, и наречении имя Ему Иисус. Небрачной Деве показалось это невозможным, но Ангел объявил Ей, как это будет: Дух Святый найдёт на Тя и сила Вышнего осенит Тя: тем же и раждаемое свято, наречётся Сын Божий. Преблагословенная Дева, с малолетства привыкшая поручать себя Провидению и вся проникнутая верой в Бога, с глубоким смирением приняла сие известие: се раба Господня: буди мне по глаголу твоему (Лк. 1:26–28). Исполнив своё посланничество, Архангел стал невидим, а Дух Святой сошёл на Деву, и Спаситель зачался во чреве Её. Проходит девять месяцев со времени благовещения Пресвятой Богородице; римский император Август издаёт указ сделать народную перепись по всей своей империи; вследствие сего указа каждый его подданный должен был позаботиться о приписке. Иосиф и обручённая жена его Дева Мария отправляются для этой цели из Назарета в отечественный свой город Вифлеем. Здесь, по бедности и большому стечению народа, они не нашли себе пристанища в доме и остановились около города, в одной пещере, куда пастухи загоняли на ночь скот. В это время настала пора родиться Спасителю, и Он родился в этой пещере, повит был пеленами Своей Матерью и положен в яслях. Ангелы прославили Рождество Спасителя песней: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк.2:14), а Вифлеемские пастухи, по гласу ангелов, первые поклонились новорождённому Богомладенцу. Так совершилось великое таинство воплощения и рождения Спасителя! . . . Таинство странное вижу и преславное, поёт ныне св. церковь, небо – вертеп, престол Херувимский – Деву, ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог (9 пен. праздн. канона). Но не сомневаться следует при размышлении о сем таинстве, а веровать и благоговеть, радоваться и благодарить Бога: веровать и благоговеть потому, что это истинно так было, что Бог идиже хощет, побеждает естества чин, что для Него нет ничего невозможного; а радоваться и благодарить Бога потому, что из среды людей явилось достойное лицо быть Матерью Господа, способное загладить вину первой жены – Евы и снять поношение с целого рода человеческого, и что Господь Бог для нашего спасения смирил Себя до принятия нашего естества, не возгнушался девического чрева и явился в мир человеком. Воскликнем же, братья, вместе с церковью, словами пророка Исайи: С нами Бог! разумейте язы́цы и покоряются, яко с нами Бог (Ис. 8:89).

Слово плот быст и вселися в ны. Но для чего это? Для чего Бог делается человеком? Для спасения рода человеческого. Грех, вошедший в мир через преступление прародителей, расстроил человеческую природу и как заразительная болезнь, поражающая иногда целые поколения, заразил весь род человеческий: едином человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нём же вcи согрешиша (Рим.5:12), говорит ап. Павел. И как в мире сем бывают такого рода болезни, что никакая сила врачебная не в состоянии исцелить поражённого, и он умирает: такого точно свойства грех, оставивший после себя неминуемое следствие – смерть, с той только разницей, что болезнь причиняет смерть только временную, а грех – и вечную. Многовековой опыт показал такое именно свойство греха и вечную погибель человека; тот же опыт показал бессилие человека исцелить свою болезнь собственными силами. Только милосердие Божье подало надежду падшему человеку на спасение в далёком будущем, дабы человек долговременным опытом убедился в своём бессилии и живее уверовал в помощь свыше. Но тут нужна была помощь не боговдохновенного какого-либо лица, не высшего какого-либо духовного существа, а Самого Бога. Мы знаем из священной истории, что Господь – Бог поручал иногда исполнение некоторых дел ангелам, пророкам и др. св. мужам; но дело искупления падшего человека такое важное и такое трудное, что выполнение его не могло быть поручено и не могло быть исполнено никем другим, кроме Самого Бога. Здесь нужно было исправить глубоко падшую человеческую природу, что, по мнению св. отцов церкви, если не превышало, то равнялось творению человека, а сотворить человека, кроме всемогущего Бога, никто не мог, кроме того, здесь нужно было примирить человека с Богом, уничтожить вражду, или средостение, лежавшее между человеком и Богом, и приблизить человека к Богу, поставить его в сыновнее отношение к Нему. Но кто мог все это сделать, кроме Бога?... Наконец, здесь необходимо было удовлетворить оскорблённое правосудие Божье за грехи людей и принести жертву за весь мир. Но кто мог принести такое удовлетворение правде Божьей и чья жертва могла равняться вине всех людей, как не жертва Бога? ... И это дело добровольно приняло на себя Слово, или Второе Лицо св. Троицы – Сын Божий; для этой цели Он воплотился от Девы Марии и Духа Святого и явился в мир человеком, не переставая быть Богом. Будем же помнить, братья, в какой бездне погибели находился человек, вследствие падения прародителей, и только воплощённый Сын Божий мог извлечь его из этой бездны и спасти погибшего, и повторим ещё, с благодарным сердцем, к нашему Спасителю слова пророка Исайи: с нами Бог! разумейте, язы́цы, и покоряйтеся, яко с нами Бог.

Слово плот бысть и вселися в ны. Но зачем Слово или Сын Божий принял на Себя плоть человеческую и немалое время жил с людьми: разве Господь Бог, как всемогущий, не мог иным образом, без самоуничижения, спасти человека?... Без сомнения Господь – Бог, как всемогущий, мог спасти человека одним словом Своим: но то спасение, по отношению к человеку, было бы принуждённое, уничтожающее свободную волю человека. Это значило бы, не взирая на исправление человека, силой всемогущей переселить его в Царство Небесное помимо его воли, без всяких заслуг с его стороны. Но это было бы несправедливо. Такого спасения со стороны правосудного Бога по отношению к разумно свободному человеку невозможно и предположить. Для спасения человека необходимо было первее всего сообщить средство для очищения прародительского греха. Это средство Господь Бог даровал в таинстве крещения, и за тем необходимо было даровать средства для очищения грехов произвольных. Эти средства Господь Бог даровал в таинствах покаяния, причащения, елеосвящения и проч. При этом необходимо было сообщить правила, руководящие к принятию сих таинств и совершению оных, и даже необходимо было для непререкаемой важности их Самому Господу установить их, а некоторые, для примера, и принять. Далее, для свободного и непринуждённого спасения человека необходимо было сообщить ему правила общежития и нравственности и уяснить ему цель жизни его, и во всем этом представить живой образец в Самом Себе. Наконец, для спасения человека необходимо было загладить его вину, а это значило принять на себя все грехи людей, подвергнуться всем тем бедствиям, каким подвергается человек за грехи, вступить в борьбу с нечестием, подвергнуться самой поносной смерти и ценой крови своей выкупить человека; ибо такая только жертва могла загладить вину всего человечества. Но каким образом Господь Бог мог бы совершить всё это, не принявши плоти человеческой?... Только жизнью Своей среди людей, жизнью вполне человеческой, кроме греха. Своим учением, собственным примером, очевидным для народа, Своими чудесами, свидетельствующими о Его Божестве, Своими установлениями, страданиями и смертью; ибо при этих только условиях возможно принятие Господом Богом на Себя всех грехов человека и искупление их, и при этих только условиях возможно свободное и непринуждённое спасение человека, как существа нравственно свободного. Вот почему Спаситель наш, как говорит ап. Павел, приискренне приобщился плоти и крови, да смертью упразднит имущего державу смерти сиречь диавола (Евр.2:14), и чтобы по всему уподобиться братии т. е. людям (Евр. 1:17). во еже очистити грехи людские; в них же сам, будучи искушён, может и искушаемым помощи (Евр.18). Будем помнить, братья, что наши грехи заставили Спасителя пройти по тернистому пути жизни человеческой и вознесли Его на крест, и остережёмся снова распинать Его своими грехами. Сознавая же то, что чрез восприятие нашей природы Господь – Бог стал близок к нам, что с нами Бог, покажем своей верой, своей жизнью и деятельностью, что и мы можем быть близки к Богу, что и мы с Богом!...

Слово плот быст и вселися в ны. Но действительно ли Слово плот бысть? Подлинно ли Спаситель был действительным человеком? Не только был, но и теперь есть. Это видно из того, что Иисус Христос называется Сыном человеческим; не потому только, что Он жил вместе с людьми и послужил людям, а и потому, что Он, зачавшись сверхъестественным образом, приняв наше тело от Девы Марии и, родившись, проходил человеческие возрасты и подвергался обыкновенным условиям человеческой жизни, трудился, отдыхал, алкал, жаждал, плакал, радовался, страдал и умер. А если бы Он не был действительным человеком, то всё это не было бы присуще Его природе. Были прежде неправомыслящие, а, быть может, есть они и теперь, которые отнимали у Господа нашего Иисуса Христа человеческую природу и придавали ей или вид кажущийся, или же ту форму, в какой являлись ангелы в образе людей для исполнения Божьих поручений. Но вся жизнь Спасителя говорит против этих заблуждающих, особенно же Его страдания и смерть, которые для человеческой природы Его были так страшны, что Он молил Отца Своего об отклонении этих страданий. Святая церковь наша называет таких – неправомыслящими еретиками; а Спасителю, в связи Его Божественной природы с человеческой, дала название Богочеловека. Это название, указывая на человечество Иисуса Христа, в то же время показывает отличие Его от обыкновенных людей, состоящее в том, что Он есть не только человек, но вместе и Бог; указывает на соединение двух естеств в Иисусе Христе: божеского и человеческого. Какое же это соединение? Личное, т. к. при двух естествах сохранилось одно Божеское Лицо; неслитное: оба естества не перемешались взаимно, иначе изменили бы свойства свои; неизменное, т. к. при соединении не произошло никакой перемены ни в том, ни в другом; постоянное – вечное: так, что Господь наш Иисус Христос, сделавшись человеком, никогда не перестанет быть человеком. С плотью человеческой Он вознёсся на небо, с ней сидит одесную Бога – Отца, и в ней придёт судить живых и мёртвых. Итак, Иисус Христос есть истинный человек во всех отношениях, такой же, как и мы, кроме греха, и вместе Бог. Только при соединении двух естеств – божеского и человеческого и можно было совершить наше искупление: божеского, чтобы совершить это дело, возможное только для всемогущества Божья, человеческого, чтобы принять на Себя все человеческое и перенести всё то, что должны были вытерпеть все люди. А мы, братья, теперь не только искуплённые, но и освящённые, не только освящённые, но и вознесённые: ибо принятием на Себя человеческого естества Господь Иисус Христос не только спас нас, но и освятил нашу плоть, а взятием её с Собой на небо указал нам путь, куда мы должны стремиться; вышних ищите, говорит ап. Павел, идеже есть Христос, одесную Бога сидя (Колос.4:1).

Таково, братья, значение празднуемого ныне Рождества Господа нашего Иисуса Христа в деле искупления рода человеческого! Вместе с сим св. церковь наша вспоминает ныне другое событие: избавление России от нашествия Наполеона I и с ним двадцати народов в 1812 году. Страшен и славен для России был 12-й год! Страшен он был по тому врагу, какого она имела в лице Наполеона I и его многочисленных войск, по тем бедствиям, какие он причинил церкви и отечеству, и по той опасности, какая угрожала России; славен потому, что Россия при помощи Божьей, победоносно вышла из грозившей ей опасности, ниспровергла дерзкие замыслы врага, посрамила его перед целой Европой и показала на деле, что не в силе Бог, а в правде. События 12го года ясно показали, что сила и могущество России заключается в её религии и, основанном на ней, патриотизме. Да будут же у нас тверды и непоколебимы эти две силы, составляющие могущество России. С нами Бог! Разумейте же языцы и покоряйтесь, яко с нами Бог. Аминь.

* * *

12

Произнесено в кафедральном соборе. в г. Симферополе, в 1875 году.


Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912. / Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle