Отдел II. О Боге, как Творце и Промыслителе
§ 31. Учение Церкви и состав этого отдела
1. Учение православной Церкви о Боге, как Творце и Промыслителе, кратко выражено в словах Никео-Цареградского символа: «верую во единаго Бога... Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Подробнее о Боге, как Творце, православная Церковь учит нас следующим образом: «без всякого сомнения, Бог есть Творец всех видимых и невидимых тварей. Прежде всего Он произвел мыслию Своею из ничего все небесные силы, как отличных песнопевцев славы Своей, и создал оный умный мир, который, по данной ему благодати, знает Бога и всегда во всем предан воле Его. После того сотворен Богом из ничего сей видимый и вещественный мир. Напоследок Бог сотворил человека, который составлен из невещественной и разумной души и вещественнаго тела, дабы из одного, сим образом составленнаго человека, видно уже было, что Он же есть Творец и обоих миров, и невещественнаго, и вещественнаго. По сей-то причине человек называется малым миром: ибо он носит на себе образ всего великаго мира». (Прав. исповед. ч. 1, отв. на вопр. 18). А учение православной Церкви о Боге, как Промыслителе, подробнее выражено в послании восточных патриархов о православной вере так: «веруем, что все существующее, видимое и невидимое, управляется Божественным Промыслом; впрочем зло, как зло, Бог только предвидит и попускает, но не промышляет о нем, так как Он и не сотворил его. А происшедшее уже зло направляется к чему-либо полезному верховной благостью, которая сама не творит зла, а только направляет оное к лучшему, сколько это возможно» (чл. 5).
2. Чтобы раздельнее изложить это учение Церкви, мы скажем: 1) об отношении Бога, как Творца и Промыслителя к миру вообще, т.е. и к миру духовному, и к миру вещественному, и к миру малому – человеку; 2) об отношении Бога, как Творца и Промыслителя, в частности к миру духовному – так как это отношение, по учению Церкви, имеет свои особенности или отличительные черты; 3) наконец, об отношении Бога, как Творца и Промыслителя, к человеку, которое также имеет, по учению Церкви, свои особенности. Говорить же, в частности, об отношении Бога, как Творца и Промыслителя к миру вещественному нет нужды; потому что оно не представляет никаких особенностей в учении Церкви, или ничего такого, что не заключалось бы в отношении Бога, как Творца и Промыслителя, к миру вообще.