Источник

Глава 1. Об отношении Бога, как Творца и Промыслителя, к миру вообще. 1. Бог – Творец мира

§ 32. Понятие о творении; Бог сотворил мир; мир существует не от вечности

1. Под именем творения, в строгом смысле, разумеется произведение чего-либо из ничего. И потому, когда мы говорим, что Бог сотворил мир, то выражаем мысль, что Бог а) не только произвел всё, существующее вне Его, но б) произвел всё из ничтожества, и в) что, следовательно, мир существует не от вечности, а создан во времени или вместе с временем.

2. Бог произвел всё, вне Его существующее, и есть Виновник мира. Вот о том свидетельства а) Пророка Давида: блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего: Сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них (Пс. 145:5, 6); б) Ездры: Ты ecu Сам Господь един, Ты сотворил ecu небо, и небо небесе, и вся вои их, землю, и вся, елика на ней суть, моря, и вся, яже в них, и Ты оживляеши вся, и вои небеснии покланяются Тебе (Неем. 9:6); в) апостола Павла, провозвестившего в Афинском ареопаге: Бог, сотворивый мир, и вся, яже в нем, Сей небесе и земли Господь сый, не в рукотворенных храмах живет (Деян. 17:24), и, между прочим, писавшего к Евреям: всяк дом созидается от некоего: а сотворивый всяческая Бог (Евр. 3:4).

3. Бог сотворил мир из ничего. Эта истина видна: а) Из слов свящ. Бытописателя: в начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1:1), т.е. сотворил тогда, когда не было еще ничего; б) Из верования Церкви ветхозаветной, которое исповедала одна благочестивая Иудеянка, во время гонения Антиохова, убеждая сына своего вкусить смерть за веру отцов, следующими словами: молю тя, чадо, да воззриши на небо и землю, и вся, яже в них, видящ уразумееши, яко от не сущих сотвори сия Бог, и человечь род тако бысть (2Мак. 7:28), от не сущих, т.е. из ничего; в) Из тех мест Нового Завета, где говорится, что Господь сотворил всяческая (Кол. 1:16; Еф. 3:9), что из Того, и Тем, и в Нем всяческая (Рим. 11:36), что вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1:3), и след. не могла быть и материя сама собою; г) наконец, из прямых свидетельств св. Апостола Павла, что мы верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти (Евр. 11:3), что Бог нарицает не сущая, яко сущая (τὰ μὴ ὄντα, ὠς ὄντα) (Рим. 4:17).

4. Наконец, мысль, что мир существует не от вечности, но создан во времени, или точнее, вместе со временем, ясно выражена: а) в словах Псалмопевца, обращенных к Богу: прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты ecu (Пл. 89:3); б) в словах Сына Божия: и ныне прослави Мя Ты, Отче, у тебе Самаго славою, юже имех у тебе, прежде мир не бысть (Ин. 17:5); и в) в словах того же Сына Божия, или Ипостасной Премудрости Божией, сказанных еще в Ветхом Завете: прежде век основа Мя, в начале, прежде неже землю coтворити, И прежде неже бездны соделати, прежде неже произыти источником вод, Прежде неже горам водрузитися, прежде же всех холмов раждает Мя (Прит. 8:23–25).

§ 33. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения

В Св. Писании, кроме многих мест, где сотворение мира усвояется Богу вообще (Быт. 1:1; Ис. 45:7; Иер. 10:12; Пс. 113:23; 133:3; Деян. 14:15; 17:24; 1Кор. 11:12; Евр. 3:4), есть такие, где усвояется оно в частности –

1. Богу Отцу. Например: нам един Бог Отец, Из Негоже вся (1Кор. 8:6; Евр. 2:10). И слова молитвы Апостольской: Владыко, Ты, Боже, сотворивый небо и землю и море, и вся яже в них, – обращены собственно к первому Лицу Пресвятой Троицы; потому что далее читаем: Иже Духом Святым усты отца нашего Давида, отрока Твоего, рекл ecu: вскую шаташася язы́цы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа, и на Христа Его. Собрашася бо воистинну во граде сем на Святаго Отрока Твоего Ииcyca, егоже помазал ecu (Деян. 4:24–27).

2. Богу Сыну. Например: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1:3); или: Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли…; всяческая Тем и о Нем создашася (Кол. 1:16; снес. Евр. 1:3).

3. Богу Духу Святому. О Нем говорит праведный Иов: Дух Божий сотворивый мя (Иов. 33:4), и Псалмопевец: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6; снес. Пс. 103:30); а св. Бытописатель изображает Духа Божия носившимся, при сотворении мира, верху воды, и как бы вливавшим жизнь в новосозданное вещество (Быт. 1:2).

Примеч. 1. Св. отцы и учители Церкви, желая обозначить, в чем именно состояло участие каждого из Лиц Пресвятой Троицы в деле творения, выражались: «Отец сотворил мир через Сына в Духе Святом», или: «все от Отца чрез Сына в Духе Святом». И такое учение имеет основание в Св. Писании, где точно говорится, что всё из Отца (1Кор. 8:6; 2Кор. 5:18) через Сына (Ин. 1:3; Евр. 1:3) в Духе Святом (Еф. 2:18); что из Того, и Тем, и в Нем всяческая – ἐξ αὐτῦ καὶ δὶ αὐτῦ, καὶ ἐν αὐτῷ τὰ πάντα (Рим. 11:36). Раздельнее эту мысль излагает св. Василий Великий, говоря: «в творении их (Ангелов) представляй первоначальную причину (προκαταρκτικὴ αἰτία) сотворенного – Отца, и причину зиждительную (δημιουργική) – Сына, и причину совершительную (τελεωτική) – Духа; так что служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся же в бытие действом Сына, и совершаются в бытие присутствием Духа.

Примеч. 2. Должно присовокупить, а) что учение об участии всех Лиц Пресв. Троицы в деле творения есть необходимое следствие учения об Их единстве и совершенной нераздельности по естеству и всем Божеским свойствам, и б) что самый порядок и мера участия каждого из Них в этом деле вполне соответствуют Их личному порядку и отношению между Собою.

§ 34. Как Бог сотворил мир

Слово Божие выражается, что Бог сотворил мир –

1. Разумом и премудростью: Бог премудростию основа землю, уготова же небеса разумом (Прит. 3:19; снес. Пс. 135:5), т.е. создал сообразно с теми высочайше премудрыми умопредставлениями Своими, в которых Он от века созерцал все Свои будущие создания: разумна от века суть Богови вся дела Его (Деян. 15:18).

2. Волею, хотением, т.е. совершенно свободно, а не вследствие какой-либо необходимости: Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори (Пс. 113:11); вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах (Пс. 134:6).

3. Словом: и рече Бог: да будет свет, и бысть свет,... и рече Бог: да будет твердь посреди воды, и бысть тако,... и рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша, и бысть тако, и под. (Быт. 1:3, 6, 9 и след.). Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (Пс. 148:5). Но под словом Божиим, – замечают св. отцы Церкви, – здесь не должно разуметь какой-либо членораздельный звук или слово, подобное нашему: это творческое слово знаменует только мановение или выражение всемогущей силы Божией, произведшее из ничтожества вселенную (Ап. 4:11; Иер. 32:17).

4. Совершенно непостижимо для нашего разума: верую разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти (Евр. 11:3).

§ 35. В каком порядка Бог сотворил главные виды Своих творений

По учению православной Церкви, Бог прежде всего сотворил мир духовный, потом мир вещественный в продолжение шести дней, и наконец в шестой день сотворил человека (Простр. Христ. Катех. о чл. 1).

I. Бог прежде всего сотворил мир духовный. Основания для сего учения можно находить –

1. В первых словах свящ. Бытописателя: в начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1:1). Здесь под небом нельзя разуметь твердь или вообще то, что обыкновенно называется небом: ибо небо видимое со всеми своими пространствами и светилами сотворено после (Быт. 1:6, 8, 14–17); но с вероятностью разумеют здесь собственно духов, которые обыкновенно представляются в писании населяющими небо (Кол. 1:16): потому что небу Моисей не приписывает нестроения, какое приписывает земле или первобытному веществу. Если так, то Ангелы сотворены прежде всего, когда кроме Бога ничто еще не существовало, и послужили началом всего творения Божия.

2. В словах Самого Бога к Иову: егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом великим вcu Ангели Мои (Иов. 38:7). Ангелы признаются здесь славословящими Бога в день четвертый, когда сотворены были звезды; значит, предполагаются сотворенными прежде.

3. Cв. отцы и учители Церкви несомненно признавали Ангелов сотворенными прежде мира вещественного. Например:

Св. Василий Великий. «Еще ранее бытия мира, – говорит он, – было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания, – мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумныя и невидимыя природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименования. Оне-то наполняют собою сущность невидимаго мира».

Св. Григорий Богослов. «Бог измышляет прежде всего (πρῶτον) Ангельския и небесныя силы, и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом.... Поскольку же первыя твари были Ему благоугодны: то измышляет другой мир, вещественный и видимый; и это есть стройный состав неба, земли и того, что между ними».

Св. Иоанн Златоуст. «(Бог) сотворил Ангелов, Архангелов и прочия естества безплотных, и сотворил не по чему-либо другому, а по одной благости. После сотворения их создал также человека и весь этот (т.е. видимый) мир по той же самой причине».

II. Бог сотворил мир вещественный в продолжение шести дней, и наконец в шестой день сотворил человека, как изложено в начале книги Бытия. Признавать это Моисеево сказание за историю обязываемся потому, что –

1. За историю принимал его сам Моисей. Он поместил это сказание в самом начале своей исторической книги, в которой предположил сообщить Израильтянам верные и точные понятия о Боге, как Творце мира и человека: след. поступил бы против собственного намерения, если бы сокрыл здесь какой-либо таинственный смысл, ни для кого непонятный. А главное, на этом сказании Моисей основал закон о субботе, данный Израильтянам, при изложении которого со всею ясностью раскрыл свои мысли о шестидневном творении: помни день субботний, – говорит он: еже святити его: Шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя: В день же седмый, суббота Господу Богу твоему: да не сотвориши всякаго дела вонь... Зане в шести днех сотвори Господь небо и землю, море, и вся яже в них, и почи в день седмый: сего ради благослови Господь день седмый, и освяти его (Исх. 20:8–11). И в другом месте: да сохранят сынове Израилевы субботы, держати я в роды их:... яко в шести днех сотвори Господь небо и землю, в седмый же день преста и почи (Исх. 31:16, 17).

2. За историю принимали Моисеево сказание прочие свящ. писатели. Моисей, например, повествует в своем сказании, что Бог творит мир словом, и что над первозданным, еще неустроенным веществом носился Дух Божий (Быт. 1:2), и Псалмопевец восклицает: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6), и далее: Той рече, и быша; Той повеле, и создашася (-9). Моисей повествует, что тьма покрывала в начале всё сотворенное, и что Бог рече: да будет свет, и бысть свет (Быт. 1:3), и св. Апостол Павел выражается в одном месте: Бог рекий из тмы свету возсияти, иже возсия в сердцах наших, к просвещению разума славы Божия о лице Иисус Христове (2Кор. 4:6). Моисей повествует, что разлучи Бог между водою, яже бе под mвepдию, и между водою, яже бе над твердию (Быт. 1:7), об этой воде над твердию упоминает и Псалмопевец, когда, призывая разные творения Божии к славословию Своего Творца, говорит: хвалите Его (Господа) небеса небес, и вода, яже превыше небес (Пс. 148:4). Моисей повествует, что Бог сотворил светила небесные, солнце, луну и звезды, да будут они, между прочим, в знамения и во времена (Быт. 1:14), и тот же Псалмопевец взывает: сотворил есть луну во времена (Пс. 103:19).

3. За историю принимали Моисеево сказание св. отцы и учители Церкви, и именно: Феофил Антиохийский, Ипполит, Василий Великий, Златоуст, Афанасий Великий, Амвросий, Григорий Нисский, Епифаний, Феодорит и другие.

Примеч. Касательно смысла Моисеева сказания о шестидневном творении, надобно заметить следующее:

1. Моисей различает два главные вида творения, последовавшие одно за другим. Первое – творение в собственном смысле, бывшее в самом начале, когда Творец произвел всё из ничего: в начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1:1), произвел самое вещество мира, заключавшее в себе начала или зародыши для всех его существ. В этом то смысле сказал и Премудрый сын Сирахов: живый во веке созда вся обще (Сир. 18:1). А другое – творение уже из готового, первозданного или еще неустроенного вещества, совершившееся в продолжение шести дней. Cие-то творение, конечно, имел в виду Соломон, когда писал, что всесильная рука Божия сотвори Мир от безобразнаго вещества (Прем. 11:18).

2. Моисей изображает происхождение всего мира вещественного (космогонию), а не одной земли (не геогонию). Ибо говорит, во-первых, что Бог сотворил небо и землю, т.е. весь мир; затем упоминает о сотворении света, о сотворении тверди небесной, о сотворении светил, солнца, луны и звезд. Но, с другой стороны, очевидно, что главным образом и с особенною подробностью Моисей описывает происхождение земли с различными ее обитателями, а неба и вещей небесных касается как бы мимоходом, в той мере, как они имеют отношение к земле. Повествуя о создании светил небесных, упоминает только о назначении их частном, какое они имеют относительно к земле, и дает им имена, приписывает свойства такие, какие можно дать и приписывать им только с земли.

3. Моисей повествует о первоначальном происхождении мира и земли, а не о преобразовании их. Ибо пишет: в начале Бог сотвори небо и землю, т.е. сотворил тогда, когда не было еще ничего. Далее: и рече Бог: да будет свет: и бысть свет..., да будет твердь..., да будет светила на тверди небесней:... все такие выражения, которыми ясно предполагается предшествовавшее небытие. Наконец заключает свое описание словами: и совершишася небо и земля и все украшение их (Быт. 2:1); значит, совершились, окончены только теперь, а прежде не существовали.

4. Моисей свидетельствует, что Бог действовал Сам, непосредственной Своей силою, не только при первом творении, когда произвел всё из ничего, но и в продолжение шести дней, когда производил разные части и существа мира из готового уже вещества. И рече Бог: да будет свет: и бысть свет...; и рече Бог: да будет твердь посреде воды: и бысть тако...; и рече Бог: да изведет земля душу живу по роду... и бысть тако:.. и проч. Следоват. не должно объяснять первоначальное образование мира и земли по силам и законам природы: эти силы и законы начали действовать в мире уже с тех пор, как мир получил совершенное бытие и они дарованы Богом миру. Но Сам Бог вовсе не подчинялся им, когда творил еще небо и землю и производил разные классы существ Своею всемогущею силою. Так Он сотворил первых людей (да и всех животных земнородных) прямо в возрасте мужеском, между тем как по силам и законам природы требовалось бы много лет жизни, пока первые люди могли бы достигнуть мужеского возраста.

5. Под именем шести дней творения Моисей разумеет дни обыкновенные. Ибо каждый из них определяет вечером и утром; и бысть вечер, и бысть утро, день един..., и бысть вечер, и бысть утро, день вторый... и т.д. А кроме того, как мы уже заметили, соответственно этим шести дням, в которые Бог сотворил все дела Свои, и по окончании которых почил и освятил день седмый, Моисей заповедал Израильтянам, чтобы и они шесть дней недели делали, а день седмый субботу святили Господу Богу своему (Исх. 20:8–11; 31:16, 17).

6. Моисей описывает шестидневное творение мирa так, чтобы быть понятным для всех, – описывает не как ученый естествослов, а как мудрый и Богопросвещенный учитель веры. Потому, хотя о всём сообщает только понятия истинные, но выражается применительно к общему человеческому смыслу, – говорит о высоких действиях Творца, по возможности, сообразно с их достоинством, однакож чувственно и человекообразно, и представляет разные предметы мира физического, как они являются простому глазу наблюдателя, а не как они известны ученому.

§ 36. Почему и с какой целью Бог сотворил мир

Православная Церковь преподает нам об этом следующее: «должно верить, что Бог.., будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости» (Правосл. Исп. ч. 1, отв. на вопр. 8). След. Церковь признает побуждением к сотворению мира единственно бесконечную благость Творца, а целью мира, с одной стороны, славу Творца, а с другой – блаженство тварей.

1. Единственным побуждением или причиной, которая расположила Всевышнего создать вселенную, была Его бесконечная благость. Эту мысль Св. Писание а) предполагает в тех местах своих, где учит, что Бог есть Существо всесовершенное (Пс. 144:3), всеславное (Пс. 23:10), всеблаженное (1Тим. 1:11); что Он не нуждается ни в ком и ни в чем (Деян. 17:25, 26), что Он от века существовал один без мира (Пс. 89:3; Еф. 1:3–4), и след. мог бы также существовать и во веки веков, если бы Сам не соблаговолил произвести другие существа; б) Ясно выражает в тех местах, где, возводя взоры наши на самые творения Божии, восклицает: благ Господь всяческим и щедроты Его на всех делах Его (Пс. 144:9), или призывает нас исповедовать Его милости, явленные в деле творения: исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.... сотворшему небеса разумом: яко в век милость Его. Утвердившему землю на водах: яко в век милость Его. Сотворшему светила велия единому: яко в век милость Его (Пс. 135:1, 5–7).

2. Целью сотворения мира служит прежде всего слава Божия. Св. Писание выражает эту мысль: а) в чертах общих, когда говорит, что Господь вся содела Себе ради (Прит. 16:4), и что Его ради всяческая (Евр. 2:10); б) яснее и прямее, когда свидетельствует, что небеса поведают славу Божию (Пс. 18:1), и вся земля наполнена славы Господа Саваофа (Ис. 6:3); в) со всею ясностью, когда заповедует нам: прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия (1Кор. 6:20); аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите (1Кор. 10:31).

3. Второй целью мира служит блаженство самих тварей. Если Бог произвел вселенную единственно по бесконечной Своей благости, желая, чтобы и другие существа вкусили сладость бытия и соделались причастниками Его благости; то очевидно, здесь и заключается одна из целей мира. С сею-то целью Бог и не перестает благотворить (Деян. 14:17) Своим созданиям, Сам дая всем живот и дыхание и вся (Деян. 17:25), и притом дая вся обильно в наслаждение (1Тим. 6:17), исполняет всяческая Своея благости (Пс. 103:28) и всякое животно благоволения (Пс. 144:16). Притом нравственные существа, стремясь к главной цели своей – к прославлению своего Создателя, тем самым уже достигают и своего блаженства. Ибо истинно прославлять Бога они могут, как заповедал нам Спаситель, только добрыми делами и благочестивою жизнью (Мф. 5:16), а следствие добрых дел есть блаженство, по Его же учению о блаженствах (Мф. 5:3–12), и благочестие, как говорит Апостол, на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго (1Тим. 4:8).

§ 37. Совершенство творения Божия

Св. Писание учит нас, что всё созданное от Бога, создано совершенным. Так свящ. Бытописатель, повествуя о днях творения, неоднократно делает замечание: и виде Бог, яко добро (Быт. 1:4, 10, 12, 18, 21, 25), а в заключение всего говорит: и виде Бог вся, елика сотвори, и се добра зело (–31). Последующие Писатели повторяют ту же мысль в разных выражениях; например, Псалмопевец: возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил ecu (Пс. 103:24); Екклезиаст: всяческая, яже сотвори, добра (суть) во время свое (Екк. 3:11); св. Апостол Павел: всякое создание Божие добро (1Тим. 4:4).

II. Бог – Промыслитель Мира

§ 38. Понятие о Промысле Божием, его действия и виды

1. Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божьей, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее, через удаление от добра, зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям (Простр. Катех. о чл. 1).

2. Таким образом в общем понятии о Промысле Божием различаются три частных его действия: сохранение тварей, содействие или вспомоществование им и управление ими. Сохранение тварей есть такое действие Божие, которым Всемогущий содержит в бытие как весь мир, так и все частные существа, в нем находящиеся, с их силами, законами и деятельностью. Содействие или вспомоществование тварям – такое действие Божие, которым Всеблагий, предоставляя им пользоваться собственными силами и законами, вместе с тем оказывает им и Свою помощь и подкрепляет во время их деятельности. Это особенно ощутительно по отношению к тварям разумно-свободным, которые постоянно нуждаются в благодати Божией для преспеяния в жизни духовной. Впрочем, по отношению к нравственным существам, действительное содействие Божие бывает только тогда, когда они свободно избирают и творят добро; во всех же тех случаях, когда они, по своей воле, избирают и творят зло, бывает одно только попущение Божие, а отнюдь не содействие: потому что Бог творить зла не может, а лишить свободы нравственные существа, которую Сам же даровал им, не хочет. Наконец, управление тварями есть такое действие Божие, которым безконечно-Премудрый направляет их, со всею их жизнью и деятельностью, к предназначенным им целям, исправляя и обращая, по возможности, самые худые дела к добрым последствиям. Из этого видно, что все означенные действия промысла Божия различны между собою. Сохранение обнимает и бытие тварей, и их силы, и деятельность: содействие относится собственно к силам; управление – к силам и действиям тварей. Сохраняет Бог все существа мира; содействует одним добрым, а злым только попущает их злую деятельность; управляет также всеми.

3. Промысл Божий обыкновенно разделяется на два вида: на Промысл общий и Промысл частный. Общий Промысл объемлет весь мир вообще, а также роды и виды существ; частный простирается на самые частные существа мира и каждое из неделимых, как бы они малыми ни казались – и православная Церковь, веруя, что Бог «от малаго до великаго знает все в точности, и о всяком творении в особенности промышляет» (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 29), очевидно, допускает оба эти вида Промысла.

§ 39. Действительность Промысла Божия

I. Действительность Промысла Божия о мирe проповедуется в бесчисленных местах Св. Писания. Например: а) в книге Иова: Сам (Бог) поднебесную всю надзирает, ведый, яже на земли, вся, яже сотвори (28:24); или: не в руце ли Его душа всех живущих, и Дух всякаго человека (12:10); б) в книге Псалмов: основал ecu (Господи) землю, и пребывает. Учинением Твоим пребывает день: яко всяческая работна Тебе (118:90, 91); в) в Евангелии от Матфея: да будете сынове Отца вашего, Иже есть на небесех, яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедная (5:45); г) в книге Деяний Апостольских: (Бог) не несвидетельствована Себе остави, благотворя, с небесе нам дожди дая, и времена плодоносна, исполняя пищею и веселием сердца наша (14:17).

II. Св. отцы и учители Церкви доказывали бытие Промысла и из здравого разума на основании понятий, с одной стороны, о Боге, как Творце мира, а с другой – о мире, творении Божием.

1. В первом случае они указывали: а) на бесконечную благость Творца, по которой Он никак не может оставить без Своего промышления Своих собственных тварей, созданных Им единственно по благости; б) на вездеприсутствие Творца, по которому Он непосредственно присущ каждой твари, каждой вещи, каждому существу, непосредственно видит их состояние и потребности; и след. тогда только мог бы не промышлять о мире, если бы или не был благ, или был недеятелен; в) на всемогущество Творца, по которому Ему не стоит ни малейшего труда промышлять о мире.

2. Обращаясь к мирy, учители Церкви преимущественно останавливали внимание на том: а) что без Промысла Божия мир не мог бы существовать сам собою, будучи вызван к бытию из ничтожества и постоянно находясь над тем же ничтожеством, и б) что, без Промысла Божия, в мирe не могло бы сохраняться того изумительного порядка, какой замечается; напротив всё выступило бы из своих пределов, пришло бы в расстройство и упадок.

§ 40. Действительность каждого из действий Промысла Божия и обоих его видов

I. Приписывая Богу вообще промышление о мире, Св. Писание приписывает Ему, в частности, и каждое из действий Промысла, как-то –

1. Сохранение тварей. Это проповедуют: а) Псалмопевец во всем 103-м псалме, и особенно в следующих стихах: вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время (27.) Давшу Тебе им, соберут: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости (28.) Отвращшу же тебе лице возмятутся: отимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся (29.) Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (30). б) Апостол Павел: Бог... ни от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, Сам дая всем живот и дыхание и вся (Деян. 17:25).

2. Содействие или попущение тварям. Мысль о содействии Божием тварям, особенно тварям нравственным, выражает Св. Писание, когда говорит, что Бог носит всяческая глаголом силы Своея (Евр. 1:3); оживляет всяческая (1Тим. 6:13); что Бог есть действуяй в нас, и еже хотети, и еже деяти о благоволении (Фил. 2:13), и о Нем мы живем и движемся и есмы (Деян. 17:28). Мысль о попущении Божием выражается, например, у св. Апостола Павла, когда он пишет о язычниках: сего ради предаде их Бог в страсти безчестия (Рим. 1:26); или когда он говорит об Иудеях: даде им Бог духа нечувствия, очи не видети, и уши не слышати (Рим. 11:8).

3. Управление тварями. Об этом действии Божием говорится: а) в молитве царя Давида: Тебе, Господи, величество, и сила, и слава, и одоление, и исповедание, и кротость, яко Ты всеми, иже на небеси и на земли, владычествуеши и в руку Твоею крепость и власть, в руку Твоею милость, Вседержителю, возвеличити, и укрепити вся (1Пар. 29:12); б) в словах Пророка Даниила: Той пременяет времена и лета, поставляеть цари и преставляет, даяй премудрость мудрым, и разум ведущим смышление (Дан. 2:21).

II. Промысл Божий, со всеми своими действиями, простирается не только на мир вообще, на роды и виды существ, но и на каждое сотворенное существо в особенности, т.е. есть Промысл не только общий, но и частный. Это видно:

1. Из слов Псалмопевца – очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении: Отверзавши Ты руку Твою, и исполняеши всякое животно благоволения (Пс. 144:15, 16); или – пойте Богови нашему в гуслех: Одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь: прозябающему на горах траву, и злак на службу человеком: Дающему скотом пищу их, и птенцем врановым, призывающим Его (Пс. 146:7–9).

2. Из слов Самого Спасителя – да будете сынове Отца вашего, Иже есть на небесех, яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя (Мф. 5:45); воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче лучши их есте (Мф. 6:26)? Смотрите крин сельных, како растут: не труждаются, ни прядут. Глаголю же вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих. Аще же сено сельное днесь суще, и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас, маловери (Мф. 6:28–30)? Не две ли птицы ценятся единым ассарием? и ни едина от них падет на земли без Отца вашего: Вам же и власи главнии вcu изочтени суть (Мф. 10:29, 30).

Примеч. Если Бог не промышляет о всех созданиях, или если Промысл Его объемлет только великие предметы мирa, только роды и виды существ, но не простирается на малые вещи и на каждое из неделимых: то это возможно по двум причинам – или потому, что Бог не может промышлять о всех Своих тварях, или потому, что не хочет. Но нельзя допустить первой причины; потому что Бог всеведущ, бесконечно премудр и всесилен. Нельзя допустить и второй причины; потому что Бог бесконечно благ и всегда делает (Ин. 5:17). И если Он не счел недостойным Своего величия сотворить и существа малые и неделимые, а не одни великие: то, без сомнения, не может быть недостойным Его величия и промышление о них; тем более, что великими и малыми являются предметы только сравнительно между собою и по нашим понятиям – пред безпредельным же величием Творца и Вседержителя нет ничего великого, равно как пред Его беспредельною благостью ничто не мало, чему только Он Сам благоволил даровать бытие.

§ 41. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле промышления

Как дело творения, так точно и дело промышления в Св. Писании равно усвояется всем трем Лицам Божества и именно –

1. Богу Отцу. Например, в словах Спасителя: да будете сынове Отца вашего, Иже есть на небесех, яко солнце свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя (Мф. 5:45); воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их (Мф. 6:26).

2. Богу Сыну: Той есть прежде всех, – говорит о Нем св. Апостол, – и всяческая в Нем состоятся (Кол. 1:17); носяй всяческая глаголом силы Своея (Евр. 1:3).

3. Богу Духу Святому. Промышление Его о мирe физическом проповедует Псалмопевец в своем воззвании к Богу Отцу: вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. Отвращшу же Тебе лице возмятутся: отимеши дух их и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103:27–30). Промышление о мирe нравственном проповедует Апостол: разделения дарований суть, а тойжде Дух... Комуждо же дается явление Духа на пользу... Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет (1Кор. 12:4, 7, 11).


Источник: Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия / М.А.Л. = [митр. Макарий (Булгаков)]. - Москва : Синод. тип., 1898. - 368, VIII с. (Авт. установлен по каталогу).

Комментарии для сайта Cackle