Источник

13. Вразумление раскольникам из Евангелия

Вразумление: аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное (Мф.5:20) – от имени самого Господа Иисуса Христа, пребывающего в своей Церкви, мы можем обратить к отродившемуся и в христианстве фарисейскому духу, увлекшему столь многих от Церкви Христовой в разные виды расколов.

Так, для них существенным в деле спасения представляются собственно письмена и внешность церковного чина, кажущиеся им древними, и отличные от общецерковного и истинно-древнего порядка. Вот из-за чего они вначале оставили дом Божий, в котором пребывали! Исполнение же внешних добрых дел, исполнив самих самомнения и духа осуждения против мирской нескромности нравов в христианстве, утвердило их в той уверенности, что они идут путем правды и спасения. Ослепленная ревность, а иногда прямая недобросовестность руководителей их или расколоучителей, довершила и упрочила это отделение детей от своей матери – св. Церкви. – Но да станут они на суд самого Христова слова! Не спорной или мнимой старины держались иудеи, не предания только своих старцев они отстаивали: в их руках были письмена самого слова Божия, свидетельствующие, что сам отец верующих – Авраам принял обрезание по заповеди Божией, что Гедеон, Самуил, Давид спасались исполнением закона Моисеева. Что же? Когда иудеи, под руководством фарисеев и книжников, стали почитать за существенное в спасении внешность Богоданного обрядового чина и в исполнении внешне-законных дел полагать свою правду, хотя при сем не забывали и грядущего Мессию, только поступая не в Его духе и благодати: то Господь прямо им сказал, что, если они не возвысятся над такою правдою, то не войдут в царствие Божие. Итак, – не говорим уже о произвольности и мнимости самой старины, за которую стоят наши подобо-иудейские ревнители, – если бы старинные письмена, которыми они дорожат, были подлинные письмена даже самого слова Божия, если бы правда их держалась на исполнении такого Богопреданного чина, который засвидетельствован был бы прямо в свящ. писании: то и в таком случае они, как древние иудеи, не вошли бы в царство небесное с своею правдою непослушною, чуждою духа любви, самомнительною, не утвержденною на единой истинной лозе – Господе нашем Иисусе Христе, который Един сообщает жизнь своим ветвям чрез св. таинства и живую смиренно-послушную веру.

Да рассудят об этом сами наши ревнители некоторых письмен, оставя хотя на время вражду и войну против никоновского, как они говорят, христианства! Да подумают, что полагать собственно по внешности, в письменах, правду и довольствоваться исполнением добродетели, без искреннего общения в духе Агнца Божия или вообще в благодати таинств, есть само по себе направление древних книжников и фарисеев, которые и сами не вошли в Христово царство и хотящих внити не допустили (Лк.11:52), под руководством которых избранный возлюбленный Божий народ сделался народом христоубийственным и отверженным! Вот главным образом чем да озаботятся бедные, поистине бедные и жалкие, братия наши, бывшие сочлены единого благодатного тела Христова, но сами себя осуждающие на отсечение от оного!

Кроме сего, в словах Господа, которые изречены Им вместе с осуждением правды фарисеев и книжников, содержится прямое оправдание православной Церкви против главных нареканий раскольников. Господь сказал, что скорее небо и земля прейдет, нежели йота едина или черта прейдет от закона (Мф.5:18). Как же раскольники говорят, что Церковь, которая в слове Божием прямо называется столпом и утверждением вообще всей Божественной истины (Тим.3:15), могла повредиться в существенных своих принадлежностях, каковы – чин иерархии и св. таинства? – Господь сказал, что в Царстве небесном велик только тот, иже сотворит и научит (Мф.5:19). Но православная Церковь не тех ли только ублажает и величает, которые и творили и учили во всем по слову Божию? – Господь сказал, что извративший и одну малую заповедь и научивший тому же других унижается до лишения царства небесного (там-же). Также св. Церковь не отвергает ли решительно всех тех, которые в чем-либо изменили истину Христову и научили других тому же извращению оной? Не довольно ли этого для истинной ревности о чистоте и правоте Церкви? – Но видно, и нашим ревнителям буквы, как древним книжникам и фарисеям с руководимым ими иудейством, нужно и бесценно стало уже не самое существо и сила Божественной истины Богопреданного чина церковного. Не к тому уже, видно, они стремятся, чтобы удержаться в причастии любви Отца небесного, раскрывшейся в Богочеловеке Христе, изливающейся в сердца чрез св. таинства благодатью Св. Духа, приемлемой и хранимой послушною и живою верою: ибо в сем случае в них был бы дух смиренного послушания и любви, и – они неотступно были бы в великом дому Отца небесного, какова Церковь, святая область и царство спасающей любви Божией.

Найдя в слове Божием обличение и вразумление, направленное против самого духа раскольнического, возьмем из оного нужное и для нас руководство в отношении к раскольникам. Приметим, как Христос начал учить своей благодатной истине иудеев, по пристрастию к букве закона и к фарисейской правде, доходивших до отпадения от существа и силы истины и правды Божьей. Он стал действовать прямо на самое направление, бывшее основанием такого упадка в иудеях духа веры, и внушать им, чтоб они возвысились, над сим фарисейским ложным направлением. Не изменяя сего направления, ни один из Иудеев не мог войти в силу и дух Христова учения; как большая часть книжников и фарисеев, упорно держась своего превратного направления, действительно и не признали истины Христова учения. По мере же возвышения над фарисейским направлением, слушатели Христовы более и более могли уразумевать, как ученики Христовы и уразумевали, Христово учение в его духовной высоте и животворности. Что же отсюда можем и должны мы извлечь для себя в руководство в отношении к ново-фарисейскому духу раскольническому? Прежде и более всего будем заботиться о возвышении раскольников над тем несчастным направлением, по которому они самодовольно успокаиваются на наружной лицемерной правде, по которому отстаивают одну внешность дел и обряды, как самое существо в деле спасения. Будем особенно начинать с ними дело с того, в чем они более или менее согласны с нами, но в силу и дух чего не входят, в чем однако самое существо спасения нашего: будем, то есть, возбуждать и возгревать в них живую мысль о самой тайне любви Отца небесного, открытой в воплотившемся единородном и единосущном Сыне Божием, сообщаемой послушной вере в силе Св. Духа, действующего в Богоустановленных таинствах. По мере возвышения над мертвою буквою к духу и силе Христовой тайны, раскольники будут в состоянии беспристрастно и благонастроенно рассуждать и о самых разностях и отступлениях своих, не закрывая очей от ясных обличений заблуждения их и от святой истины, открываемой им в дневном свете. Может быть, они увидят, по благодати Божией, что пристрастие их к букве и внешности, в деле спасения, ставит их в одно положение с книжниками и фарисеями! Может быть, по сему самому бросят свою фарисейскую правду, с которой, по слову Христову, нельзя войти в царствие небесное.

***


Источник: О православии в отношении к современности, в разных статьях архимандрита Феодора. : Издание "Странника". - С-Петербург : тип. Торгового дома С.Струговщикова, Г.Похитонова, Н.Водова и К°, 1860. - 332 с.

Комментарии для сайта Cackle