Источник

В служении Отечеству

Тягчае я согрешал на службе общественной против самого закона – во-первых, по чрезмерной склонности к праздности или удовольствиям. По этой склонности я часто небрежно, несвоевременно и неточно исполнял свои обязанности, кои требуют постоянного и усердного труда; часто и совсем неисполнял своих обязанностей. От этого происходят многие грехи мои против общества, а именно: тунеядство, или пропитание не от собственных трудов. Ибо Писание говорит: аще кто не хощет делати, ниже да яст (2Сол. 3:10). Злоупотребление и утрата своих сил душевных и телесных. Ибо всякое удовольствие без благих и полезных трудов, – изобретаемое и утончаемое праздностию, снедаемою от скуки, какого бы качества это удовольствие ни было, не может быть целию настоящей жизни. Кто поставляет наслаждение чувственное, без труда и терпения, целию настоящей жизни, тот грешит. Среди земных сует достижение этой цели, которая должна быть только наградою святого труда и терпения, всегда делает меня другом мира, а кто восхотят друг быти миру, враг Божии бывает, (Иак. 4:4). От жажды к удовольствиям плоти и от тунеядства оскудевает во мне святая ревность, способность и сила для жертвы общему благу. Ибо следствиями тунеядства бывают ослабление и изнеможение сил для труда и благотворения ближним. Притом тунеядство и праздность обыкновенно изобретают многоразличные соблазнительные развлечения, кои искусно и легко истощают достояние и плоды постоянных и продолжительных трудов моих или наследованных мною.

Многократно согрешал я на поприще служения общественного пристрастным исполнением своих обязанностей. Пристрастие есть слепая любовь и человекоугодливость, которая вынуждала меня содействовать желаниям и выгодам ближних не по достоинству, а по родству, дружбе и расчетам житейским; например, вынуждала оправдывать виновных, осуждать невинных, возвышать и награждать недостойных, нарушать верность, правосудие и милосердие, не отличать нечаянное и ненамеренное прегрешение от злонамеренного, и проч. Посему я, поступая пристрастно, вопреки правде и достоинству, в одних поселял гордость, – в других возбуждал неудовольствие, ропот, зависть; погашал усердие и причинял безпорядок в делах.

И еще многократнее и тягчае на поприще моей общественной жизни и службы грех мой в корыстном исполнении моих должностей, основанном на неправедном приобретении житейских выгод; по слову Божию: корень всем злым есть сребролюбие (1Тим. 6:40). Трудясь и живя ради корысти, которую я поставлял для себя главною целию жизни своей, я преграждал себе путь к духовному совершенству, указанному Спасителем (Мф. 19:24); для духовного совершенства необходима всевозможная независимость сердца от прелестей временных. Я же, гоняясь за ними и для сего желая обогатиться, впадал, говоря славами Писания, в напасти и сети (1Тим. 6:9). По беззаконной жадности к стяжанию я употреблял многоразличные порочные средства к приобретению, – и лихоимство. Часто под видом права, а в самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия обращал в свою пользу чужую собственность, и самые нужды и труды, например: посредством слишком высокого роста (процентов), продажи недобросовестной, неправильного показания чужих расходов и доходов, по данной мне доверенности вести сии расходы и доходы, и проч. И мздоимство. По видам корысти старался я возвышать недостойных оправдывать виновных, откладывал и замедлял исполнение дел и удовлетворение, лгал, был груб и невнимателен к нуждавшимся во мне, и тем безпокоил и томил ближних. И обман. По корыстолюбию и жадности к приобретению обмеривал, обвешивал, нарушал условия и обещания, скрывал, имение, чтобы не платить долгов, многоразличным образом изобретал лжи и обманы. И лжесвидетельство. По видам корысти я не стыдился и не боялся быть свидетелем во лжи, неправедным доносчиком, соплетателем жалоб лживых, и проч. Употреблял и иную кражу, например: посредством явного и тайного присвоения чужой собственности, посредством утаения найденной или взятой на подержание и возвращения не в прежнем виде – чужой собственности, скрывания кражи и татя, и проч. Корень бо всем злым сребролюбие есть.

Сии греховные средства к пропитанию и обогащению увеличивал я новыми грехами – порочным употреблением приобретённого. Говоря словами Писания, я впадал в похоти многи не смысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубительство и погибель. Увеличивал свой грех и порочными следствиями незаконного обилия, – был надменен, тщеславен, чрезмерно суетен и мелочен, роскошен и сластолюбив. По выражению Писания даже заблуждал от веры и себе пригвождал болезнем многим (1Тим. 6:9–10).

Сверх того свои беззаконные средства к обогащению, свою греховную расточительность легкоприобретенного и свои печальные памятники или следствия роскоши и сластолюбия я оправдывал не смиренно – своею немощию среди обольстительных искушении, а горделиво – нуждою по своей личной значительности или принятому обычаю в обществе. Как будто незаконное приобретение и тщеславная расточительность лучше и благороднее скромной бережливости собственного. Нет, лучше жити в угле непокровенном, нежели в повапленных с неправдою ,(Притч. 21:9).


Источник: О говении по уставу православной церкви / [Прот. Григорий Дебольский]. - Санкт-Петербург : Печатано во Французской типографии, 1850. – [3], 92 с. (Авт. в кн. не указан; установлен по 2-му изд.)

Комментарии для сайта Cackle