священник Иоанн Якимов

Источник

Поучение о седьмой заповеди блаженства

Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся (Матф. 5:9).

Все добрые христиане, по вере в Иисуса Христа и по благодати Христовой, называются сынами Божьими (Иоан. 1:12). И всем им, как сынам Божиим, за их веру и добрые дела, даруется пресветлое царствие Христово. Но Иисус Христос, воздающий каждому должную награду в царстве Своем, особенное право называться сынами Божиими обещал миротворцам. «Блажени миротворцы, – говорил Он, – яко тии сынове Божии нарекутся“.

Кто сии миротворцы, столь достойные пред Богом? Это те благочестивые христиане, которые, во имя своего Христа и ради царствия Христова, и сами стараются жить со всеми в мире и любви, и враждующих стараются примирять и в душах их поселять мир и любовь христианскую. А это есть та высокая добродетель, которую явил во всем мире Сам Иисус Христос, Сын Божий, истинный «мир наш» (Ефес. 2:14), «примиривший нас с Богом“ (2Кор. 5:18). И поэтому сия добродетель уподобляет миротворцев самому Сыну Божию, Иисусу Христу. Сын Божий для того и приходил на землю, чтобы всех собрать в одно мирное стадо Свое и всех привести в царство Отца Небесного. В сие мирное стадо Божие Он призывал людей и Своею Божественной проповедью и молился Отцу Своему: «да вси едино будут“ (Иоан. 17:21), т. е. чтобы все жили в мире и любви. Для сего Он и кровь Свою пролил на кресте, «да чада Божия наречемся и будем» (Иоан. 3:1). А когда Он готовился идти на вольное за нас страдание и смерть, то завещал Своим последователям хранить мир и любовь: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам“ (Иоан. 14:27). Этот-то Божий мир, как сокровище многоценное, по примеру Небесного Примирителя нашего Сына Божия, стараются посеять на земле и христианские миротворцы. Потому-то и Господь им особенно усвояет право называться сынами Божиими.

Правда, и в мире грешном есть люди, которые иногда и склоняют враждующих к примирению или сами примиряются с ними. Но они устраняют мир не по любви христианской, не ради царствия Христова, но когда от этого мира находят для себя какую-либо выгоду земную, а в душе своей не имеют истинного мира и любви; они любят более тех, кто их любит и угождает им. Такие миротворцы достойны ли называться сынами Божиими? Нет, это не Божии сыны, а сыны мира сего. Какие они миротворцы, когда и в душах, и в костях их нет мира от грехов их? Какие они сыны Божии, когда и помышляют о мирском и грешном, а не о Божием? От того и мир их не прочен, не постоянен; да и сами миротворцы эти нередко начинают враждовать на тех, которых старались примирить, или с которыми примирялись для своих выгод земных. Не стало для них выгод, изменились обстоятельства житейские – и не стало у них мира и любви.

Не так поступает истинный миротворец. Как верный ученик Христов, он всегда старается сохранять мир с Богом, со своей совестью и ближними своими. Мир с Богом он сохраняет соблюдением св. закона Божия, со своей совестью – соблюдением ума и сердца от всякого греха и худого помысла, а с ближними своими – делами человеколюбия. И как многоценны эти дела его! Он никому не желает и не делает худа, но всем делает добро и всем желает спасения вечного. Он любит и другов, и недругов христианской любовью и благотворит им, как и Сам Христос, Сын Божий, всех нас любит и всем изливает Свои благодеяния. Не огорчается Он и тогда, когда оскорбляют его, но все с любовью терпит и прощает и за зло воздает добром; всегда Он кроток и смирен. Своим миром и любовью, своей кротостью и смирением он и в других поселяет мир и любовь, кротость и смирение. Для примера и назидания себе укажем на святителя Тихона задонского. В одном доме он имел разговор с богатым дворянином, человеком вспыльчивым и самолюбивым. Заметив, что тот горячится, он стал отвечать ему тихо и спокойно, но с силою опровергая суждения его. Тот вышел из себя до того, что в исступлении ударил святителя по ланите. Святитель не только не оскорбился, но даже поклонился ему в ноги и сказал: «Простите меня, Бога ради, что я ввел вас в искушение». Запальчивый дворянин пришел в себя и, пав к ногам святителя, просил прощения и с того времени стал добрым христианином. Вот как благочестивые христиане, достойные сыны Божии, поселяют в душах других мир и любовь христианскую.

Такого-то мира и любви Господь требует и от всех нас, ибо все мы составляем одну великую Божию семью, а в Божией семье должны процветать мир и любовь христианская. И как дороги для всех нас этот мир и любовь! Где Божий мир и любовь, там и добрые дела, и любовь Божия к людям; там благословение Божие, спокойствие и родости не земные, а небесные; там обитает сам Дух Святой; ибо что такое Божий мир и любовь, как не плод Св. Духа? Св. апостол учит: «плод духовный есть любы, радость, мир“ (Гал. 5:22); там нет ни врагов, ни обманщиков, ни клеветников и никаких обидчиков; там все братья и друзья, друг для друга милостивые; там сыны Божии, братья Христовы, для которых уготованы неизреченные сокровища в царстве Отца Небесного.

Но много ли у нас истинных миротворцов? много ли у нас христианского мира и любви? Вот мы слышим и знаем, что в такой-то семье отец и мать немирно живут со своими детьми и дети немирно живут со своими отцами и матерями; а там братья живут между собою, словно недруги какие; между мужем и женою и между соседями нередко происходят ссора и брань; между невестками часто нет мира и согласия; не почитают они своей свекрови, а свекровь изливает гнев свой на невесток. Между богатыми и бедными, между начальниками и подчиненными нередко замечаются немиролюбие и вражда. Но что хорошего происходит для человека от такой немирной жизни его? В душе его нет истинного покоя и радости, на делах его нет благословения Господня. Враждою и злобою и всякими грехами только и богатеет человек. Вражда и злоба, где бы ни поселились: в семье ли какой или в обществе, – везде и для всех они пагубны. У враждующих нет ни истинной молитвы, ни смиренного раскаяния во грехах, и ни угодной Богу жертвы. Враждующий удаляет себя от Бога и предается диаволу, затворяет для себя небесное царство и сам уготовляет себе погибель вечную.

Братие! Св. апостол Павел с отеческой любовью убеждал ефесских христиан «блюсти единение духа в союзе мира“, ибо «един есть Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех“ (Ефес. 4:3, 5). Будем и мы стараться жить в мире и любви. Отцы и матери пусть стараются поселять в своих семьях мир и любовь, младшие пусть почитают и слушают старших и друг другу оказывают помощь и услугу; соседи, мужья и жены пусть друг друга не обижают. Кто имел на кого вражду и злобу, оставьте всякую вражду и злобу, как диавольское дело, и все старайтесь жить в мире и любви, как одна Божия семья, ибо Господь сказал: «Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся». А сыны Божии, как «наследницы же Христу“ (Римл. 8:17), наследуют все сокровища и радости небесного царства. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle