священник Иоанн Якимов

Источник

Поучения на молитву Господню: поучение о призывании молитвы Господней

Отче наш, иже еси на небесех.

Так читаем мы, бр., молитву Господню. Называется она Господнею потому, что Сам Господь научил оной Своих апостолов, а чрез них и всех верующих в Него. Кратка сия Господня молитва; но она весьма важна и для нас необходима: она содержит в своих прошениях все нужды и потребности всякого христианина. А потому молитву сию каждый, от малого до великого, непременно должен знать и читать с христианским вниманием и разумением. Но этого-то у нас часто и не достает. Некоторые даже и вовсе не знают этой молитвы, а если и знают, то не так, как должно, и читают без должного разумения и участия сердца. И потому, чтобы научиться нам, с каким разумением и расположением сердца должно произносить сию молитву, при Божией помощи, займемся объяснением ее прошений.

Молитва Господня разделяется на три части: на призывание, седмь прошений и славословие. Как читается призывание? Отче наш, иже еси на небесех. – Не к земному человеку обращаемся мы, когда начинаем молиться, но к Самому Богу, Который на небесах, и называем Его своим отцом: Отче наш! Это высокое право называться Божиими сынами приобрел нам Господь наш Иисус Христос. Он, по Своей любви, Своими страданиями и смертью, Своею кровью, на кресте пролитою за спасение мира, примирил нас с Божиим правосудием, по которому надлежало нам за грехи наши вечно мучиться и погибать, – приобрел нам отпущение наших грехов, и тем, кои уверовали в Него, оставили плотскую и греховную жизнь и поступают по Его спасительным заповедям. Он даровал право быть Божиими детьми. Так об этом говорится в Господнем Евангелии: Елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже ни от крове, ни от похоти плотския ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Иоан. 1:12). О, как велико счастье быть чадами Божиими, знать, что Бог есть наш отец! Сколько благ и радостей могут получать от такого Отца верные и добрые дети Его?

Но какова, братие, наша вера, каковы дела? Достойны ли мы называться Божиими детьми? Бог есть существо святейшее, мы же – нечестивые грешники, преступники святой Его воли. Как же можем мы называть Его своим отцем? Может ли Он быть отцом человека беззаконной жизни? Может ли Бог любви, правды и мира быть отцом человека, исполненного вражды, ненависти и неправды? Может ли Отец щедрот, полный великого милосердия, быть отцом человека корыстолюбивого, немилосердого? Что ж из того, когда мы взываем к Нему: Отче наш, а делами и жизнью своею угождаем не Богу истинному, а злому диаволу, который есть отец лжи и неправды (Иоан. 8:43)? И что тогда ответствует нам Бог, когда мы взываем к Нему? Св. Григорий Нисский говорит: «мне кажется, вот как Бог тогда ответствует нам: как ты, растленный жизнью, Меня – Отца нетления – называешь своим отцом? Для чего ты оскверняешь скверными устами твоими пречистое имя Мое? Для чего ты произносишь ложь? Я не узнаю в тебе Моего образа. Другой твой отец, а не Я. Мои дети украшаются благими свойствами своего отца. Сын милосердого милосерд, сын чистого чист; словом: благий сын благого отца, а тебя Я не знаю, откуда ты“ (Григ. Нисск. о мил. Госп.). И так, братие, чтобы осмелиться назвать Бога своим отцом, мы должны иметь твердую веру в своего Искупителя – Иисуса Христа, и поступать так, как учит наша св. вера; должны жить не плотскою и греховною жизнью, но духовною, благодатною, и когда желаем просить у Бога необходимых благ, то должны стоять и молиться пред Ним не только со страхом, как рабы пред Господом, но как сыны по благодати – с чистою верою, отрадною надеждою и святою любовью, как покорные дети пред отцем. Тогда-то Отец Небесный будет взирать на нас, как на своих возлюбленных детей, будет слушать наши молитвы и посылать нам свою благодать и милость.

В призывании сказано: Отче наш. Сими словами Господь научает нас, что если кто и один молится, должен молиться и за ближних своих, и за самых врагов. Какое спасительное учение! Бог есть общий всем нам Отец, а мы все друг другу братья и составляем одну великую семью Отца Небесного. Всех нас сотворил один Премудрый Творец; за всех пострадал и умер один Иисус Христос; для всех приготовил Он рай на небесах. А потому, по христианскому братолюбию, чего себе желаем и просим у Бога, того должны желать и просить и нашим ближним.

Иже еси на небесех. Словами этими Господь научает нас, что во время молитвы должны мы забывать все земное – наши житейские дела, думы и заботы, и своим умом и сердцем возноситься на небо. Там наш Отец, Который нас сотворил и промышляет о нас; там Иисус Христос – Искупитель наш; Пресвятая Божия Матерь, наши Ангелы-Хранители и все святые, которые молятся за нас у престола Божия. Там наше отечество, для которого мы созданы Творцем и искуплены кровью Христовою; там наше блаженство и радости нескончаемые. Оттуда Отец небесный посылает нам всякое благо и всякий дар совершенный. Сюда-то мы должны возноситься умом и сердцем и среди радостей и среди горестей наших. Здесь и горести наши облегчаются, и радости возвышаются. Какая отрадная страна сия – небесная! Нужно только во время молитвы с любовью заниматься одним небесным, беседовать с одним Богом, и в душе нашей будет сиять Божия благодать, любовь Отца Небесного будет покрывать и согревать наши сердца.

Но довольно для христианского благочестия сего изъяснения призывания Господней молитвы. – Теперь надлежит нам, братие, говорить о том, каких именно благ должны мы просить у Отца Небесного. Обо всех этих благах и нуждах наших говорится в седьми прошениях Господней молитвы, о которых я буду беседовать с вами в последующие за сим воскресные и праздничные дни. Прошу вас, возлюбленные, приходите, неленостно в Божий храм, как для общественной молитвы, так и для слушания поучений, которые будут вам предлагаемы для душевной пользы вашей. Аминь.

Поучение о первом прошении молитвы Господней

Да святится имя Твое.

Так читается первое прошение Господней молитвы. Сим прошением мы просим Бога, чтобы святилось имя Его. Но Его имя, бр., и без нашего прошения всегда свято (Лук. 1:49). И не Божиим ли именем освящается небо и земля, наши жилища и наши дела? Не от Него ли получают святость ангелы и человеки? И что мы, грешные и немощные, можем прибавить к славе и святости Того великого Бога, Коего святость и слава неизреченны, Коему со трепетом служат св. ангелы и непрестанно прославляют Его? По истине, Бог свят и в нас не имеет никакой нужды. Но, бр. мои! Хотя мы – грешны и немощны, но прославлять Отца своего небесного есть наш непременный долг. Бог есть существо высочайшее, святейшее, наш Творец, Искупитель и Промыслитель, Который непрестанно изливает на нас Свои благодеяния. Как же нам, тварям Его, толико Им облагодетельствованным, не прославлять во дни и нощи?

Но чем же именно мы можем и должны прославлять Бога, святить Его имя? Имя Божие должно святиться в нас и чрез нас. А когда оно святится в нас? Тогда, когда мы сами стараемся свято соблюдать свою веру, жить святою жизнью, когда, имея в душе своей единого Бога, украшаем себя добрыми делами, добрыми мыслями и желаниями, когда храним в чистоте и святости и душу, и тело наше. Вот достойное от нас прославление имени Божия. Скажем частнее: всякое свойственное нам дело и занятие мы должны совершать так, чтобы им прославлялось имя Божие. Св. апостол учит: аще ястe, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите (Кор. 10:31), т. е. прославляйте Бога. Как же можно есть и пить, чтобы прославлять Бога? А вот как: тебя Господь наделил избытками хлеба и другими благами земными, – делись же ими с бедными и нищими братиями, алчущего накорми, жаждущего напой, во имя Господне; и вот ты будешь прославлять Бога. Аще ино что творите, во славу Божию творите. Ты занимаешься земледелием, торговлею и разными промыслами, постишься и молишься, помогаешь больным и бедным, исполняешь возложенную на тебя должность, – все это старайся исполнить по закону Господню, чтобы во всяком твоем поступке проявлялась добродетель христианская, истинное благо для твоих ближних и для твоей души, чтобы всякое твое дело и занятие было приятно и угодно Богу; поступая таким образом, ты будешь прославлять Бога.

Напротив, когда мы говорим и делаем худое, произносим скверные слова, ложь и клевету на ближнего, живем беззаконно, не имеем в душе своей Божия страха, произносим имя Божие напрасно, ропщем на Бога, – тогда мы прогневляем Бога, хулим Его имя и свою веру. Но этого мало: мы можем прогневлять и хулить Бога даже и добрыми делами, если совершаем их не для Бога. Вы, спросите: каким образом? А вот каким: ты, например, постишься и молишься, помогаешь больным и бедным, украшаешь храм Божий, положим, что ты даже и строишь Божий храм; но если все это ты делаешь не по долгу и чувству христианскому, не для того, чтобы твои дела видел Бог, а для того, чтобы показать свои дела только пред людьми, чтобы только люди тебя видели, славили и величали, или чтобы ты сам гордился и превозносился пред другими, то ты этим не прославляешь Бога, а только прогневляешь Его, хулишь Его имя и свою веру. Каин, сын Адама, приносил однажды жертву Богу и разгневал Его. А чем разгневал? Не жертвою своею, а тем, что приносил ее без веры в обещанного Спасителя мира, без молитвы о помиловании, и смотрел на свою жертву, как на заслугу пред Богом. Фарисей пришел однажды в церковь и стал молиться; но и этот разгневал Бога. А чем же разгневал Бога? Тем, что он молился с гордостью, себя хвалил и возвышал, а других унижал и осуждал. И так, всякое доброе наше дело мы должны исполнять с истинною верою и любовью к Богу, для истинного блага своих ближних и своей души; тогда нами достойно будет святиться имя Божие.

Далее: имя Божие должно святиться еще чрез нас. А как оно святится чрез нас? А вот как: когда мы свято соблюдаем свою веру и украшаем жизнь свою христианскими добродетелями, то и согрешающие, видя такую нашу жизнь, познают суету и гибель греховной своей жизни, раскаиваются в своих грехах и поучаются святой жизни. Даже и те, кои не веруют и не знают истинного Бога, видя наши добрые дела, благодатью Божиею сияющие, нередко умиляются душою, похваляют нашу веру, благоговеют пред нашими добродетелями и прославляют исповедуемого нами Бога. Наши добрые дела, как свет, светят пред людьми и свидетельствуют всем, что вера наша истинная, и Бог наш есть истинный Бог. Таким образом, чрез нас, нашими добрыми делами распространяется слава Божия между людьми. Такого прославления имени Божия требует от нас и Сам Иисус Христос. Он говорит: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесах (Матф. 5:16). Прославляя, таким образом, Бога, мы и сами освящаемся и получаем от Него святость. Он сказал: прославляющия Мя прославлю (1Цар. 2:30). Он прославляет их и здесь – на земле Своею благодатью и милостью, наипаче же в вечном царстве своей славы, когда праведники просветятся, как солнце, и царствию Его не будет конца.

Но, бр. мои! Сами по себе мы слабы и немощны, и вместо того, чтобы прославлять Бога добрыми делами и для других служить примером добродетельной жизни, мы часто согрешаем пред Богом и людьми, оскверняем грехами и душу и тело наше, и других вводим во грех, и таким образом, своею жизнью и делами, хулим имя Божие и свою веру. И потому мы должны просить Бога, чтобы Он Своею благодатью помогал нам делать добрые дела, укреплял нас в святой жизни и вере христианской, чтобы в нас и чрез нас прославлялось имя Божие. Бyдем молиться Ему всегда: Господи! Да святится имя Твое в душах и телесах наших добрыми делами нашими! Да не исходит из уст наших злоречие, сквернословие, ложь, клевета! Да удержатся руки наши от всякого беззаконного дела! Да познают и уверуют в Тебя и те, кои не знают и не веруют в Тебя, и просветятся Твоим Божественным светом! Аминь.

Поучение о втором прошении молитвы Господней

Да приидет царствие Твое.

Так читается второе прошение молитвы Господней. Какого же должны мы просить царствия Божия? И на небесах, и на земле царствует Господь, и владычество Его на всяком месте. Но есть для Него еще особое царство. Эта есть всякая душа христианская, в которой Он должен царствовать своею благодатью. А это царство, как учит св. апостол, бывает у нас тогда, когда мы живем одною правдою, имеем мир с Богом, своею совестью и нашими ближними, и радуемся, когда получаем жизнь и свет для нашего ума и сердца от св. Духа (Римл. 14:17). Вот Божие царство! Об этом царствии говорит в своем евангелии и сам Господь: царствие Божие внутрь вас есть (Лук. 17:21), т. е. в душах ваших обитает премудрый и всемогущий Царь – св. Дух. И этот-то святейший Царь, обитая в душах верующих, своею благодатью оживотворяет и исполняет их небесною радостью и блаженством. С этим Царем никакая вражья сила, никакое горе и напасть не могут победить и обесславить христианина, а напротив христианин над всем делается победителем и награждается за то от Бога неувядаемым венцом славы.

Но это благодатное царство никогда не придет к нам, если будет царствовать грех в мертвенном нашем теле, во еже послушати его в похотях его (Римл. 6:12). Тогда в душе нашей будет не Божие царство, а темное царство диавола. Может ли обитать в душах наших благодать св. Духа тогда, когда мы будем вести жизнь невоздержную, беззаконную, творить дела диавольские, иметь помыслы и желания нечистые и богопротивные? Царь небесный сказал: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, занe суть плоть и кровь (Быт. 6:3). Так об этом говорит и св. апостол: кое бо есть общение света ко тьме (2Кор. 6:14)? Неверные и развращенные рабы, недостойные Божия царства, мы уготовляем себе вечное заточение в геенне огненной. Чтобы избежать нам рабства греха и диавола и вечной геенны огненной, мы должны побеждать в себе все злые склонности и привычки, очищать души свои от всякой греховной нечистоты, и своим умом и сердем возжелать благодати св. Духа, теснейшего союза с Богом. Ты видишь, что душу твою затмевают тяжкие грехи, – во дни и нощи сокрушайся и раскаивайся в них пред сердцеведцем Богом. Ты привык к лености и беспечности, сквернословию и всякому невоздержанию, – вместо всего этого приучай себя к честному труду, посту и молитве, неленостно приходи в Божий храм и со страхом поклоняйся своему Господу. Ты привык гордиться и превозноситься пред другими, лгать и обманывать, обижать ближних, злословить их и хулить свою веру, – вместо этого старайся быть смиренномудренным, человеколюбивым и милосердым, честным и правдивым, приучай себя к богомыслию и Божию страху. Ни своему уму и сердцу, ни рукам и ногам, ни языку не давай ничего делать худого; всей душой возлюби Иисуса Христа, свою христианскую веру и св. добродетели. Поступая таким образом, мы, как верные и добрые воины Христовы, будем изгонять от себя и разрушать темное царство греха и диавола. Душа наша обновится и освятится Божиею благодатью. Дух святой придет к нам, и в душе нашей вселится Божие царство.

Достигая благодатного царства Божия на земле, мы должны еще достигать царства Божия небесного и вечного. Чем крепче и светлее будет теперь в душах наших царство славы, которое наступит после страшного Божия суда, когда Господь во всей славе и величии воссядет на престоле своем и царствию Его не будет конца, и когда праведники просветятся, как солнце (Матф. 3:21). Для сего – вечного царства Божия – мы искуплены кровью Христовою, к сему-то царствию мы должны стремиться своим умом и сердцем, и достигать его добродетельною жизнью. Желая сего царствия, апостол говорит: желание имый разрешитися и со Христом быти (Филип. 1:23). Для этого царства мы не должны дорожить никакими радостями и благами земными; для него должны с радостью переносить всякие скорби и горести земной жизни.

Но кто из нас своими силами может побеждать царство греха и диавола и достигать царства благодатного и вечного? Слабые и немощные, без помощи Божией, мы не можем и помыслить от себя что ли доброе. И потому мы должны просить Бога, чтобы Он сам помогал нам побеждать в нас царство греха и диавола, чтобы царствовал в душах наших своею благодатью, управлял нами для нашего блага, и удостоил нас вечного своего царства на небесах.

Господи! Царю неба и земли! Да приидет к нам славное Твое царство! Подавай нам свою помощь побеждать в нас царство греха и диавола, приобретать благодать св. Духа и вечное царство небесное. Аминь.

Поучение о третьем прошении молитвы Господней

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Так читается третье прошение Господней молитвы. Сим прошением мы просим Бога, чтобы он не попустил нам жить в сем мире по нашей грешной и слабой воле, но чтобы сам управлял нами по своей святой и премудрой воле.

И кому должны мы во всем повиноваться, чью должны исполнять волю, как не своего Творца и Промыслителя? Создавший нас для блаженства вечного, Он один знает, что для нас нужно, и спасительно, и желаетъ нам всякого блага, как отец чадолюбивый и многомилостивый. Благоденствуем ли мы, наслаждаемся счастьем и цветущим здоровьем, получаем ли успех в наших делах – на все это есть воля Божия. А для чего совершается над нами эта воля Божия? Для того, чтобы мы прославляли Его во дни и в нощи, благодарили Его за Его благодеяния и употребляли Его дары и милости во славу Его имени, во благо ближних и спасение своей души. Далее: подвергаемся ли мы каким бедствиям и несчастьям, тяжким болезням и разным неудачам – и на это есть также воля Божия. А для чего эта воля Божия? Для того, чтобы мы смирились пред Богом и раскаивались в своих грехах, чтобы мы обращались к добродетельной жизни и укреплялись в св. вере в Бога. Если мы посмотрим на порядок и красоту великого Божия мира, то увидим, что и здесь все совершается по единой воле Божией. И небо, и земля, утро и вечер, день и ночь покоряются воле своего Создателя. Весна и лето, осень и зима являются ежегодно по единой и премудрой воле своего Творца. А для чего все это совершается? Для нашего блага, чтобы нам радостно было жить в Божием мире, чтобы мы помнили всегда, что у нас есть Отец Небесный, который промышляет о нас. И после сего, человек ли разумный, кровью Христовою искупленный, может противиться всеблагой и премудрой воле своего Творца? Нет, он то и должен во всех обстоятельствах своей жизни всецело покориться всеблагому промыслу Божию. И Отец Небесный, даровав нам жизнь и разумную душу, указав нам истинный путь нашей жизни, требует, чтобы мы, как Его создания и дети, поступали по Его заповедям и чрез то достигали радостей небесных.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Мы должны с такою покорностью исполнять волю Божию, с какою исполняют ее на небесах св. ангелы. И какое произойдет на земле прекрасное общество, если мы все будем исполнять волю Божию так, как исполняют ее на небесах св. ангелы! Тогда люди будут земные ангелы, небесные человеки. Ангелы и человеки, как одна семья, будут прославлять Отца своего Небесного. Тогда земля обновится и сделается для нас преукрашенным раем.

Но какая ныне разность между небом и землею! Какое несходство между ангелами и человеками? На небесах между ангелами живет правда и мир, истина и любовь, а на земле между человеками изобретается ложь и клевета, умножается ненависть и вражда. На небесах св. ангелы с трепетом служат своему Творцу, всегда покоряются Его воле и делают одно добро. По воле своего Творца они охраняют от зла и бед наши жилища, города и государства, неусыпно пекутся о нашем спасении в продолжение всей нашей жизни. Но совсем иное нередко делает на земле человек со своею волею. Что же эта воля? Будучи повреждена грехом, человеческая воля наша в своих желаниях и действиях часто бывает неразборчива и ошибочна: она скорее и охотнее исполняет дела беззаконные, волю злого диавола, нежели св. добродетели. Несогласная с волею Божиею, развращенная воля наша не только не старается подражать житию св. ангелов, но иногда как бы усиливается поступать против всемогущей воли Божией, хочет все пересоздать и переделать по своему хотению, даже скорбит и досадует, когда встречает препятствия и неудачи. А как и когда это бывает? Мы поясним это примером. Вот, например, есть у нас верные слуги государства, строгие и справедливые начальники, преследующие нарушителей закона, есть усердные служители церкви Христовой, обличающие нечестивых и развращенных людей и заботящиеся о спасении христианских душ. Что же делает человек со своею развращенною волею? Он часто не хочет и видеть таковых людей; он восстает на них, оклеветывает и гонит их. Воля Божия требует, чтобы мы вели трезвую и воздержанную жизнь, трудились честно и приносили пользу ближним. Что же человек со своею волею? Он, напротив, старается жить невоздержано, стремится к разврату, воровству и обману, готов обидеть всякого человека, изгнать всякое добро, и таким образом своею развращенною и своевольною жизнью отгоняет от себя и своего ангела-хранителя. Поставляя таким образом человека в несогласие с делами Божия промысла, развращенная воля ведет его по путям нечестия и беззакония, по-видимому, услаждающих его сердце, но влекущих к последствиям самым горьким и плачевным. Вот от чего происходят в мире разные нестроения и беспокойства для людей, являются для человека досада и недоумения, беды и несчастья, страдания и мучения – от развращенной воли человеческой, исполняющей волю диавола. А что это справедливо, мы поясним это опять несколькими примерами. Вот, например, привыкнет человек вести нетрезвую и развратную жизнь, – и он губит счастье свое земное, теряет силы и здоровье, и уготовляет себе геенну огненную. Привыкнет человек воровать, грубить и обманывать, – и он часто подвергается строгому суду человеческому и Божию. Привыкнет человек клеветать, лгать, ябедничать, – и он подвергается унижению, презрению от людей и от Бога осуждению. Привыкнет человек противиться своим начальникам, оскорблять своих родителей, – и он нередко терпит строгую кару Божию. Поистине мы должны ежеминутно страшиться за свою самовольную жизнь!

Сознавая все это, с каким старанием должны мы заниматься исправлением своей греховной воли! Но слабые и немощные, будем всякий день и всякий час молить Господа, чтобы Он Своею силою укреплял наши немощи и подавал нам Свою Божественную помощь исполнять Его св. волю с такою покорностью и любовью, с какою исполняют ее на небесах св. ангелы, чтобы всякое наше дело и занятие направляли мы к славе Божией, благу ближних и своему спасению.

Будем всегда взывать к нему от глубины души: Господи! Да будет Твоя святая воля в наших занятиях, в наших мыслях и желаниях! Да будет воля Твоя во всем, чтобы ни случилось с нами в нашей жизни! Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли! Аминь.

Поучение о четвертом прошении молитвы Господней

Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

Так читается четвертое прошение Господней молитвы. Сим прошением, под именем насущного хлеба, мы просим у Бога необходимой для нас пищи и одежды, и всего, что нужно нам для нашего существования в сей жизни, т. е. просим Его, чтобы Он посылал нам благорастворенный воздух, проливал в свое время <слово неразобрано> дожди, повелевал земле произращать в изобилии плоды свои и хранил наши жилища, питал промыслом Своим наш скот, данный нам в пользу нашу, даровал мир и тишину в каждом нашем семействе и обществе, благословлял нас добрым здоровьем и всегда хранил нашу жизнь. Вот насущный хлеб, необходимый для нашей жизни, и которого мы должны просить у Отца Небесного.

Мы говорим: хлеб нaш насущный даждь нам. Но каким же способом? Без нашего труда и старания? Нет, кто не трудится, тот недостоин есть Господень хлеб, недостоин и других Божиих даров. Господь повелел нам не лениться, а в поте лица своего есть хлеб (Быт. 3:19), т. е. в страхе Божием, праведными трудами приобретать все, что нужно нам для нашей жизни. И только эти труды приносят человеку счастье и отраду в жизни. Но прежде всего должны мы обращаться к Отцу Небесному с теплою молитвою, чтобы Он помогал нам трудиться, благословлял наши труды и занятия.

Для чего именно должны мы приобретать и просить у Бога насущного хлеба? Для того, чтобы мы употребляли его на одно полезное и доброе, напр., на устройство домашнего своего хозяйства, на обучение детей грамоте, на украшение храма Божия, на пользу бедным людям, своему Государю и его христолюбивому воинству, во славу Божию и спасение своей души. Для сего-то именно и Отец Небесный посылает нам всякое благо и всякий дар. А что для нас не нужно, что не приносит пользы нашим душам и не согласно с волею Божиею, того не должны мы желать и просить.

Но сколь часто нашим желаниям нет конца? Вот, напр., всего, всего у вас довольно; большего и желать грешно, и за нее нужно бы благодарить и прославлять Бога. Но, однако, нам часто кажется, что у нас многого недостает. Почему бы, говорим мы иногда, не иметь нам лучшего и богатого дома? Приятно было бы одеваться в дорогие и нарядные одежды; не мешало бы иметь обширные житницы, наполненные хлебом; желали бы иметь в изобилии всякого золота и серебра. Но для чего все это нужно нам? Для того ли, чтобы больше делать добра людям и служить Богу? Святое это желание! Но как редко думаем мы об этом при изобилии у нас благ земных? Большею частью мы желаем большого для того, чтобы повеселее пожить на земле, иметь возможность удовлетворить грешным своим прихотям и желаниям. Об этом мы нередко печемся, день и ночь думаем и беспокоимся. Но как все это убивает душу христианина? Живя в суете и удовольствиях мирских, мы часто забываем о Боге и о душе своей, забываем, что между нами есть люди, которые с горем и слезами едят сухую корку хлеба, одеваются в лохмотья, и мы не печемся о них, чтобы утолить их голод и облегчить их горе. Мы даже гордимся пред людьми бедными, величаемся, когда они просят у нас помощи и унижаются пред нами. Так, бр., не все то для нас полезно, что прельщает наши глаза и увеселяет грешное наше сердце, но только то, что нам нужно и согласно с волею Божиею.

Повторим Божию заповедь о приобретении хлеба: в поте лица твоего снеси хлеб твой, т. е. живи и приобретай все, что нужно тебе для жизни, только своими честными трудами. И потому, христианин, не завидуй тому, что имеют другие; не желай, а тем более не владей несправедливым образом чужою собственностью – ни аршином чужой земли, ни чужою копейкою, ни другою какою вещью. Страшись поднимать руки твои на воровство, или прибегать к хитрости и обману. Все приобретенное неправедным образом есть не хлеб, а плевелы, достойные не благословения, а проклятия Божия. Этот неправедный хлеб не только не может принести отрады нашей душе, но нередко уходит от нас, как лукавый обманщик, и оставляет нам одно мучение нашей совести. Господь сказал в Своем Евангелии: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Mф. 16:26).

Но обратимся к изъясняемому нами прошению. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Не говорим: дай нам, Господи, хлеба на десять, на пятьдесятъ, на сто лет и более, а говорим только днесь, т. е. на нынешний день. Этим словом Господь научает нас, чтобы мы не заботились о будущем чрезмерно, а надеялись в том на Бога. Чрезмерною заботою мы показываем свое неверие в премудрость и благость Божию. Все будущее не в нашей воле, а в воле одного Отца Небесного, и мы не знаем, что случится завтра или сегодня. Но если Господь дает нам жизнь, то Он подаст нам и то, что нужно нам для жизни нашей. В сем уверяет нас Сам Господь. Он говорит: Весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех (Мф. 6:32). Не пецытеся убо на утрей, утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его (ст. 34). Нужно только стараться о том, чтобы быть достойным Божиих даров и милости. Господь сказал: ищите прежде царствия Божия и правды его, т. е. живите добродетельно, спасайте души свои, а сия вся, что нужно нам для земной жизни нашей, приложатся вам (Мф. 6:32). Будем же молиться Отцу Небесному, чтобы Он помогал нам праведными трудами приобретать насущный хлеб и все, что нужно нам для земной нашей жизни, и Его дары и милости употреблять на одно полезное и доброе.

Но не для одного тела нашего и временной жизни нашей нужен нам насущный хлеб. Он нужен и для нашей души. Об этом-то хлебе нам теперь и следует говорить. Но, чтобы не обременить вашего внимания, я отлагаю это дело до следующего богослужения. А теперь призываю Божие благословение на ваши труды, и желаю вам приобретать насущный хлеб честными и богоугодными трудами. Аминь.

Поучение о четвертом прошении молитвы Господней

Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

Прошедший раз, братие-христиане, мы говорили о том насущном хлебе, который нужен нам для нашего тела и для нашей временной жизни. А теперь мы будем говорить о том, какой хлеб нужен для нашей души.

Душа наша происхождения самого высокого: она произошла от Самого Бога, украшена образом и подобием Божиим; она должна жить с Богом вечною, блаженною жизнью и, следовательно, она важнее нашего тела. А потому, об ней-то мы всего более должны заботиться, должны и для ней просить у Бога необходимого хлеба. Тело наше без хлеба ослабевает и умирает. Ослабевает и умирает для Бога и добрых дел и наша душа, когда мы оставляем ее без ее насущного хлеба. Какой же хлеб нужен для нашей души? Об этом хлебе Господь сказал в Своем Евангелии: Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих (Мф. 4:4). Вот многоценный хлеб для нашей души – спасительное слово Божие! Это есть св. Библия или Господне Евангелие, в которых открывается нам путь к вечному Христову царствию. Этот небесный хлеб для нас дороже всякого золота и серебра (Псал. 118:72). Нужно только с чистою верою питать и насыщать им свою душу, т. е. со вниманием слушать и читать слово Божие, с любовью исполнять то, чему оно учит, и душа наша будет жить жизнью небесною и радоваться о Бозе Спасе. Но как дорожим и пользуемся мы этим Господним хлебом? Нужно сказать прискорбную истину, что не во всяком доме нашем можно найти св. Библию, или Господне Евангелие. Но и те, которые имеют эти драгоценные книги, редко читают их. Разные пустые рассказы, повести и новости мирские выслушиваются и замечаются нами с большею охотою, нежели спасительное слово Божие. И таким образом душа наша почти всегда остается без хлеба насущного и томится голодом. Посему-то мы должны усердно просить Отца небесного, чтобы Он Своею благодатью просвещал наши умы и сердца, возбуждал в нас любовь и усердие к чтению и слушанию слова Божия, спасительных истин Евангелия, и помогал нам жить и поступать так, как учит самое слово Божие.

По великому милосердию Своему и любви неизреченной Отец небесный приготовил для нашей души и другой многоценный хлеб. Это есть Тело и Кровь Христова. Об этом хлебе Господь сказал: Плоть Моя есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво (Иоан. 6:55). Этот хлеб есть самое дорогое во всем мире для христианина сокровище. И блажен тот христианин, который с истинным раскаянием во грехах, со страхом Божиим и верою питается этим небесным хлебом. Без истинного же покаяния, без исправления своей порочной жизни мы недостойны будем Тела и Крови Христовой; не во спасение будем и вкушать их. В Господнем писании сказано: ядый и пияй недостойне Тело и Кровь Христову, суд себе яст и пиет (1Кор. 11:29).

Будем же всегда молиться Отцу небесному, чтобы Он просвещал наши души светом евангельских истин, и подавал нам благодать с истинным покаянием и чистою совестью питаться Телом и Кровью Христовою, в оставление наших грехов и в жизнь вечную. Будем взывать к Нему всегда: Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Аминь.

Поучение о пятом прошении молитвы Господней

Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

Так читается пятое прошение Господней молитвы. Сим прошением мы просим Бога, чтобы Он оставил нам наши долги. Какие же это долги? Грехи наши, которыми мы оскорбляем Бога и наших ближних. Грехи наши суть такие долги, за которые, если мы не постараемся очиститься от них в сей жизни, правосудный Господь посылает нас на вечное заточение и муку. Чтобы не отвечать нам за эти долги, мы должны уплачивать за них Богу добрыми делами, исполнять Его закон.

Но кто из нас может сказать, что он в точности исполняет Божий закон? Кто из нас не должен Богу? Тогда как Отец небесный посылает нам всякое благо и всякий дар совершенный, мы не только остаемся неблагодарными пред Ним, но ежечасно прогневляем Его своими грехами. Чаще, братие, надлежит нам раскаиваться в своих грехах и просить у Бога отпущения грехов. В богодухновенной псалтири царя Давида написано: Блажен тот человек, которому Господь простит грехи.

Но, чтобы наше покаяние было истинное и молитва об отпущении долгов наших была приятна Богу, мы должны отпущать долги и нашим ближним. Господь научил нас молиться: Остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим. Кто сии должники наши? Это люди, которые делают нам разные обиды и оскорбления, враждуют против нас и делают нам вред. Сим-то должникам, по заповеди Господней, мы должны прощать от всего сердца, забывать их обиды и оскорбления и любить их, как своих братьев (Лук. 6:27). И тогда-то мы, надеясь на милосердного Господа, можем получить отпущение наших долгов. Сам Господь сказал нам: Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец Небесный (Матф. 6:14). Но если мы не будем прощать прегрешений братий наших, а между тем будем молиться Богу: Остави нам долги наши, то как можем мы надеяться получить от Него отпущение наших грехов? Если мы не хочем простить братьям нашим проступков маловажных, которыми они оскорбили нас, то каким образом Бог простит нам наши тяжкие грехи? Не прощая ближнего своего и воздавая ему обидою за обиду, мы чрез это сами делаемся недобрыми людьми, недостойными любви и милосердия Божия. Таковым немилосердным богомольцам Господь говорит: Аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6:15). И что, после сего, будут значить пред Богом наши молитвы и жертвы, наши поклоны и покаяние, если не изгоняем от себя вражды и злобы на ближнего своего и позволяем врагу диаволу овладевать нашим сердцем? Господь не примет их, как не принял Он жертвы нечестивого Каина. Он видит лукавое и злое наше сердце и отвращается от него, как от смрадного трупа. Если когда, то во время молитвы Он требует от нас христианской любви и мира. Аще принесеши дар твой к алтарю, т. е. если ты приступаешь к Богу со своею молитвою и поклонами, желаешь поставить пред иконою свечу, опустить в церковную кружку твои деньги, или намереваешься украсить Божий храм, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мф. 5:23, 24). Тогда-то начинай молиться Богу, клади поклоны, ставь пред иконою свою свечу, опускай в церковную кружку свою жертву, украшай Божий храм. Тогда чистое и доброе сердце твое, как жертва праведного Авеля, будет приятна Богу и оовятится Его благодатью.

Но, добрые мои слушатели! Есть у нас и такие немиролюбивые братья, которые, несмотря на искреннее желание наше мириться с ними, не хотят и говорить, и смотреть на нас, и дверь свою затворяют от нас. Что делать нам с такими братьями, на сколько возможно просить у них мира (Римл. 12:18)? И если они не желают мириться с нами, то помиритеся с ними в своей душе, чтобы миролюбивую душу нашу видел Господь. Мы должны полюбить христианскою любовью своего немилосердого брата, не иметь к нему в своей душе никакой вражды и злобы, должны делать ему добро и молиться за него, чтобы Господь спас его от зла и вечной погибели. Если мы своего брата не простим, то, говорю, и Господь не простит наших грехов. Не простит Господь и брату нашему, если он не захочет с нами помириться. Со враждою и злобою невозможно угодить Богу и войти в небесное царство. Вражде и злобе назначено место в неугасаемом аде, вместе со злыми диаволами.

Вот, братие, посильное мое изъяснение пятого прошения молитвы Господней. Когда взываем к Отцу Небесному: Остави нами долги наша, то, чтобы молитва наша была приятна Богу, будем прощать прегрешения наших братий и любить их христианскою любовью. Тогда и Господь будет нам прощать наши прегрешения. Аминь.

Поучение о шестом прошении молитвы Господней

И не введи нас во искушение.

Так читается шестое прошение молитвы Господней. Сим прошением мы просим Бога, чтобы Он удалил от нас те опасные случаи, которые могут ослабить нашу веру, или ввести нас во грех; а если Ему будет угодно послать нам какое-либо искушение для испытания нашей веры, то чтобы не допустил нас до падения, но сохранил твердыми в вере и добродетельной жизни.

Посмотрим теперь на самые искушения. Искушения бывают и добрые, и злые. Добрые искушения посылаются нам от Бога, и, как мы уже сказали, для испытания нашей веры в Него. Так Бог искушал праведного раба своего Авраама. Бог повелел Аврааму, чтобы он сына своего Исаака принес Ему в жертву. Что было делать Аврааму? Случись это испытание с нами, грешными, мы бы, пожалуй, смутились и потеряли бы веру свою в Бога. Но что же Авраам? Твердый верою, он не смущается, но исполняет Его волю. Уже Авраам поднял нож, чтобы заклать Исаака, но посланный от Бога Ангел удержал его руку. За сию-то веру и послушание воле Божией Господь прославил Авраама и на земле, и на небесах. Испытывал Бог и другого раба своего – Иова. По Божию попущению, Иов лишается своего дома, своих детей и всего имущества; сам он весь, с ног до главы, покрывается мучительными струпьями и сидит на гноище. Случись, говорю, это горе с нами, – нашим слезам не было бы конца, и мы не раз возроптали бы на самого Бога. Но что же Иов? Среди тяжких искушений он не только не теряет веры в Бога, а напротив благословляет Его и смиренно покоряется Его воле. Господь даде, Господь отъят, говорит он, буди имя Господне благословенно во веки (Иов. 1:21). Вот истинная св. вера среди искушений! Господь благословил терпение Иова и опять наградил его своими великими милостями. Вот как должны и мы поступать среди искушений, посылаемых нам от Бога.

Посмотрим на искушения злые. Эти искушения происходят от плоти нашей, от мира и диавола. Вот, например, когда нужно нам идти в Божий храм, поститься и молиться, каяться во грехах и служить Боту, то лукавый голос иногда говорит нам: зачем тебе идти в церковь и утомлять себя службою? Для чего будешь изнурять себя постом и молитвою? чрез это ты потеряешь свое здоровье, а оно и без того слабое. Вот там-то люди веселятся: какая там прекрасная компания! Не лучше ли и тебе пойти туда повеселиться! Или еще: «Вот у соседа твоего всякого добра довольно, а ты человек бедный, терпишь и голод, и нужду. Чего же думаешь? Пойди, украдь у него, что тебе нужно. У богатого и украсть не грех». Кто не знает, что такое искушение и злое, и пагубное для души? А сколько таких искушений встречает христианин на пути ко спасению! Греховная плоть со своими страстями нередко удаляет его от добрых дел и влечет ко греху; мир прельщает его ум и сердце то своею обманчивою красотою, то соблазняет его чрез злых людей, представляя в них примеры порока и разврата: диавол склоняет его то к гордости, зависти и злобе, то вселяет в него нечистые помыслы и желания, везде расставляет свои губительные сети, чтобы вовлечь его во грех и удалить от Бога.

Этот враг нашего спасения – диавол так злобен и коварен, что он даже и доброе наше дело может сделать грехом или поводом к нему. Ты, напр., помогаешь больным и бедным, соблюдаешь пост, украшаешь Божий храм: дело это доброе и угодное Богу. Но и здесь враг может запутать тебя в свои сети: будь осторожен, чтобы он не внушил тебе тщеславия, фарисейского самохвальства и не погубил твоих добродетелей. Ты пришел в храм Божий помолиться, – и это дело доброе. Но и враг за тобою: остерегайся, чтобы он не отвлек твоего ума и сердца от Божией службы и не соблазнил тебя чем-нибудь суетным. Он приходил в пустыни и соблазнял там великих подвижников, искушал и самого Спасителя нашего; он являлся в Божиих храмах и вводил в грех усердных богомольцев; входил в дома христиан и искушал верных и честных супругов, поселял раздоры между искренними друзьями. Иуда был учеником самого Иисуса Христа, с Которым он жил, ел и пил, и однако, сатана сделал с ним, что хотел – ослепил его сребролюбием, и Иуда, забыв любовь Спасителя, предал Его, – неоцененного Царя Славы, за 30 сребреников и в отчаянии удавился.

После сего, сколько нужно иметь нам мужества, осторожности и благоразумия, чтобы среди всех опасностей и искушений сохранить свою веру и любовь к Богу? Но, с другой стороны, кому неизвестно, сколь слабы силы природы человеческой, поврежденной грехом, сколько людей погибает от соблазнов мира, плоти и диавола!

Посему-то будем всегда помнить Бога и молиться Ему, чтобы Он своею благодатью укреплял наши силы, всегда подавал нам помощь побеждать все соблазны и искушения, укреплял нас в святой вере и добродетельной жизни. Будем взывать к Нему всегда: Не введи нас, Господи, во искушение. Аминь.

Поучение о седьмом прошении молитвы Господней

Но избави нас от лукаваго.

Так читается седьмое прошение Господней молитвы. Сим прошением мы просим Бога, чтобы Он избавил нас от всякого зла и бедствия, какое может постигнуть нас в сем мире, в особенности от зла греха, лукавых наветов злого диавола и вечных мучений ада. Об этих бедствиях я и хочу теперь сказать вам, братие.

В Божием писании говорится, что этот мир, в котором мы живем, лежит во зле (1Иоан. 5:19). От того-то он так и тяжел для нас. И сколько бед, сколько зла испытывает человек, живя в этом злом мире? Кто, например, не знает, как зол для рода человеческого диавол? Он, как рыкающий лев, лютейший всех зверей, ходит в сем мире, и ищет кого-либо поглотить (1Петр. 5:8), он так зол и лют, что готов мучить всех людей и погубить их на веки. В истории евангельской говорится, что одного человека мучил целый легион бесов, и только один Иисус Христос, по Своему великому милосердию, спас его от них. Не погрешим, если скажем, что и нами овладевает иногда целый полк лютых бесов, которые жестоко мучат нас и делают с нами, что хотят. Кто сии бесы, овладевающие нами? Наши грехи и беззакония, нечистые страсти, погубляющие наши души. Чем, например, занимается наш человеческий ум? Вместо того, чтобы размышлять о Боге и добрых делах, он часто мыслит злое и недоброе, изобретает ложь и всякую неправду. И так, не бесы ли овладевают бедным умом человеческим? Если заглянем в наше сердце, то увидим, что и оно мучится во власти бесов. Вместо того, чтобы любить Бога и ближних святою любовью и стремиться к блаженству вечному, оно, подобно горящему костру, нередко кипит гневом, завистью и ненавистью, дышет злобою и мщением, сгорает любостяжанием и скверными похотениями. Вот какой темный полк лютых бесов вселяется иногда в наше сердце! А каковы дела нашей человеческой воли? Вместо того, чтобы покоряться воле Божией и поучаться в законе Господнем день и ночь, она совершает дела беззаконные, творит волю диавола: по ее хотению руки и ноги наши нередко совершают разврат, грабительство и воровство и другие злодеяния; язык наш произносит злоречие и сквернословие, ложь и клевету на ближнего. Итак, сколько иногда лютых бесов мучат нашу душу и тело! И кто не знает, что быть в рабстве греха и диавола есть бедствие ужаснейшее? И потому мы должны всегда просить Бога, чтобы он избавил нас от зла, греха и лукавых наветов диавола.

Но сколько еще других бед и зол постигает нас в сем мире, которыми правосудный Бог наказывает нас за наши грехи? В одном месте сильная засуха поражает землю бесплодием, в другом сильный град истребляет наши нивы. Здесь пожары истребляют наши жилища, а там губительная болезнь, подобно буре свирепеющей, умерщвляет наших собратий. Один терпит беды и напасти от злых людей, другой, при всех своих трудах, терпит крайнюю бедность, а иной борется со своею мучительною болезнью, – и тот, и другой горько рыдает и проливает слезы. И можно ли пересказать все те беды и злоключения, которые постигают нас в сем грешном мире? Где ж искать нам облегчения и отрады в бедственную годину жизни? Поистине один Господь, Который волею Своею живит и мертвит, есть наш Избавитель от всякого зла и Утешитель в скорбях! О Нем бо все мы живем, движемся и есмы (Деян. 17:28). И потому к Нему одному должны мы прибегать с сокрушенным и смиренным сердцем и просить Его, чтобы Он Своею благодатью сохранял нас от всякого зла и бедствия.

Если же Ему угодно будет посредством бед и злоключений временных очистить нас от грехов, то будем просить Его, чтобы Он посылал нам Свою благодать переносить их с христианским терпением и покорностью Его воле.

Будем молиться Ему всегда: Избави нас, Господи, от всякого зла, бедствия временного и вечного огня геенского! Сохраняй нас от всякого беззаконного дела и помысла! Укрепляй нас в святой вере и добрых делах, да не найдет на нас бедствие и всегубительство внезапно, да не явимся пред Твоим судом, как рабы неключимые! Избави нас, Господи, от лукавого. Аминь.

Поучение о славословии молитвы Господней

Яко Твое есть царство, сила и слава во веки. Аминь.

Так читается славословие молитвы Господней, и так оканчиваем мы эту молитву. Для чего же к молитве Господней присоединяется славословие? Для того, чтобы мы во время молитвы нашей, испрашивая себе у Бога необходимых благ и милостей, в то же время прославляли Его, создавали Ему честь и поклонение, как Царю вселенной, Который Своею силою все содержит в Своей власти и всем управляет и Коего слава и держава вечная. Представляя же Его вечное царство, силу и славу, мы должны исполняться твердою верою в Его благость и помощь, и отрадною надеждою в получение того, чего просим. Посему-то к славословию присоединяется слово аминь, что значит – истинно или да будет.

Да, возлюбленные, молиться должно не иначе, как только с истинно твердою верою и покорностью воле Господней. Только вера соделывает наши молитвы сильными и приятными Богу. Господь сказал в своем Евангелии: Вся елика воспросите в молитве, верующе – приимете (Матф. 21:22). И благодарение Господу, христианская вера никогда никого не посрамляла. И какие дивные непостижимые умом человеческим совершает она чудеса! Верные рабы Христовы силою веры повелевали ветрам и морям, – и они повиновались им; изгоняли бесов, угашали пламень огня, врачевали всякие болезни, низводили на землю благотворные дожди, лютых зверей делали кроткими и покорными, получали пищу от самих ангелов, воскрешали мертвых; среди тяжких страданий, претерпеваемых за имя Христово, оставались твердыми и неустрашимыми, делались победителями над своими мучителями и прославляли Бога. Верные Богу, они получали от Него силу и помощь там, где ум человеческий теряется и не постигает. Сия есть победа, победившая мир, вера наша (1Иоан. 5:4). Вот что слышим мы от истинно верующих христиан! И можно ли описать все дивные чудеса, совершаемые рабами Христовыми, силою веры? О, если бы и мы всегда молились Отцу Небесному с истинною теплою верою! Тогда никакое зло, никакая беда не могла бы нас поколебать и устрашить.

Будем же стараться молиться Отцу Небесному так, как учит наша христианская вера, и прославлять Его, Творца и Промыслителя нашего, умом и сердцем нашим и добродетельною жизнью. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle