священник Иоанн Якимов

Источник

Поучение о том, как должно вести себя в храме Божием во время Богослужения

Имеяй уши слышати, да слышит (Лук. 8:16).

Господь наш Иисус Христос, поучая людей спасению вечному, нередко говорил: имеяй уши слышати, да слышит. Чему же он научает нас этими евангельскими словами? Кого именно, где и что особенно должны мы слушать?

Не худые речи худых людей, други мои, должны мы слушать, – мы должны слушать речи добрые и святые и для душ наших спасительные. А что дороже для нас тех святых молитв в храме Господнем? Здесь мы слышим всегда учение Господне, слова ангельские, апостольские, песнопения святые, молитвы умилительные, словом – здесь мы слышим одно божественное. А потому, если где, то особливо в храме Господнем, всякую Божию службу, все, что здесь поют и читают и чему поучают нас, мы должны слушать с благоговейным вниманием, чтобы научиться, как нужно веровать нам в истинного Бога, жить по закону Господнему и душам своим заслуживать небесное царство.

Но, братие мои, православные христиане! Как иногда неблагопристойно стоят и молятся некоторые из вас в храме Господнем! С каким невниманием и небрежением слушают они службу Господню и проповедуемое слово Господне? Стоя в церкви, они молятся без благоговения, без внимания слушают, что в церкви поют и читают, и почти не смотрят на то, что совершается пред их глазами, а думают и делают совсем другое. Но от чего это бывает? Думаю от того, что сами же эти богомольцы плохие; плохо стоят они в храме Господнем. Они не затем приходятъ в церковь, чтобы помолиться от чистого сердца, со вниманием послушать святое богослужение и души свои насладить священными его действиями, а так – без всякого усердия, чтобы показать себя или на других посмотреть. Но как жалки такие богомольцы и слушатели! К таким христианам враг – диавол приступает даже и в самом храме и посмеивается над ними; он отвлекает их внимание от Божией службы и вводит их в грех. Выслушайте, что говорится об этом в житии препод. Макария Александрийского. Однажды диавол, пришедши ночью в келью препод. Макария, разбудил его от сна и звал в церковь к богослужению. Макарий отвечал: «Какое может быть с твоей стороны участие в богослужении?“ Диавол сказал: «разве ты не знаешь, Макарий, что без нас не бывает ни одной службы церковной? иди же и увидишь наши дела.» Когда настало время богослужения, св. старец пошел в церковь. И вот он видит во всей церкви черныхъ эфиопов, которые насмехались над иноками. Кому пальцами своими дотрагивались до глаз, тот начинал дремать, а кому клали палец на уста, тот пробуждался. Пред иными ходили в виде женщин, а пред другими строили нечто, или что носили и делали многое другое. И что бесы представляли пред кем, тот о том и размышлял в себе. Но от некоторых, как только начинали делать что-либо подобное, тотчас, некоею силою были прогоняемы и удаляемы, и более не могли ни стоять пред ними, ни даже пройти мимо. А у некоторых иноков, которые не слушали в церкви читаемого и не внимали молитве, демоны сидели на шее и на плечах и ругались им. По окончании службы, препод. Макарий, призывая каждого брата, спрашивал, о чем он думал во время богослужения, и каждый открывал свои помышления. Оказалось, что каждый думал о том, что, насмехаясь, представлял пред ним бес (Чет.-Мин. 19 января).

Не лучше, братие мои, поступают в церкви во время богослужения и некоторые из наших богомольцев. Вот, например, священнослужитель, обращаясь к стоящим в храме, кадит им благословенным фимиамом кадильным. И всякий христианин должен бы поклониться с благоговением пред фимиамом кадильным, и яко кадило возносить молитву свою к Богу. Но некоторые как бы не видят этого каждения, и стоят неподвижно, словно мертвые, или глаза их чем-то закрыты. Вот священнослужитель, благословляя всех стоящих в храме, возглашает: Мир всем!.. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие святаго духа буди со всеми вами! Или же – Благословение Господне на вас!.. Как дороги и священны для христианина эти слова? И как не выслушать их всем – и старому, и малому с особенным благоговением и умилением сердца? Но некоторые, стоя в церкви, почти никакого внимания не обращают на эти святые слова, почти ничего не слышат, празднословят, и разговаривают друг с другом, как будто не их благословляет священнослужитель церкви, и смотрят совсем в другую сторону. Но если и чувственный глаз их почти ничего не видит и ухо почти ничего не слышит, что поют и читают и что делают в церкви, то что видит и слышит их бедная душа? Именно к таким небрежным христианам подходит враг – диавол, садится им на плечи и на шею и старается закрыть им глава и уши, чтобы лишить их благодати и благословения Господня. А когда в церкви читается апостол, евангелие или произносится проповедь, то иные производят шум и смех, переходят с места на место, толкают благочестивых слушателей и богомольцев, стучат сапогами, а иные, не дождавшись окончания службы, без благословения Господня, бегут из церкви, словно кто гонит их, и при этом стучат церковными дверями. Как тяжело смотреть на таких богомольцев и слушателей! И невольно подумаешь и скажешь себе, грешный: вот какие нерадивые и небогобоязненные у нас богомольцы и слушатели! Они слушают не службу Божию, не слово Господне, не проповедь святую, – они слушают и делают то, что внушает им враг – диавол, который ругается над ними в самом же Божием храме. И вот наши христиане, выходя из храма Господня, выходят без благодати Господней, с обнищавшими душами, с одними грехами.

Не так, братие, должно стоять и молиться в храме Господнем, не так должно слушать, что в церкви поют и читают и чему поучают. Нужно помнить, что все мы стоим здесь пред Самим Святейшим Богом, Который на всех нас смотритъ. А потому нужно с самого начала службы и до ее окончания соблюдать в церкви должный порядок и тишину, стоять и молиться с благоговением, и что поют и читают и чему поучают, слушать со вниманием, нужно в душе своей иметь Божий страх и думать об одном Боге. Тогда всех молящихся в храме будет покрывать Господня благодать и демоны не могут подойти к нам. Тогда все мы едиными усты, и единым чистым сердцем будем прославлять Отца своего небесного и душам своим приобретать любовь и милость Божию. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle