Источник

Авессалом

Слышала еси Авессалома, како на естество воста, познала еси того скверная деяния, имиже оскверни ложе Давида отца: но ты подражала еси того страстная и любосластная стремления.

Пророк Нафан, обличавший Давида за его известные преступления, предсказал ему, что мститель за них появится в его семействе. Предсказание сбылось. Против Давида возмутился его родной сын, честолюбивый Авессалом, еще прежде огорчивший своего отца убийством брата своего Амнона, но потом помилованный Давидом. Авессалом провозгласил себя царем, с большим войском напал на Иерусалим, заставил бежать отсюда Давида и, вступив в Иерусалим, осквернил наложниц своего отца (2Цар.13:31–32; 16:22).

Авессалом, сын неблагодарный и мятежный, – это образ грешника, неблагодарного к Отцу Небесному и мятежного против Его вседержавной власти. Бесчисленны милости Отца Небесного: Он даровал нам жизнь, украсил нас Своим образом и подобием. Им мы живем, движемся и существуем. Он так возлюбил нас, что Сына Своего Единородного предал за нас, послал для нашего освящения Духа Святого. Безмерно велика Его милость в том, что мы родились в недрах Православной Церкви, где открыты для нас все средства спасения, что по Своему долготерпению Он щадит нас, прогневляющих Его грехами, дает нам время на покаяние в ожидании, не принесет ли плода бесплодная смоковница – грешная душа.

Чем же мы платим Отцу Небесному за Его милости к нам? Тем же, чем Авессалом заплатил своему отцу, любившему его и из любви к нему простившему ему братоубийство. Неблагодарный грешник восстает против Отца Небесного своим умом, непокорным вере и Откровению; восстает сердцем, которое прилепляется к одной твари и не находит сладости в духовных радостях, доставляемых духовными занятиями; восстает волей, которая после борьбы увлекается искушениями, большей же частью без всякой борьбы уклоняется на широкий путь греха. Ей предложены на выбор огонь и вода, жизнь и смерть, то есть зло и добро (Сир. 15:16–17). Она выбирает огонь и смерть, не внимая никаким предостережениям. Своя воля – рай человеку, и гуляет грешник в этом раю, пока не догуляется до ада, предаваясь страстным и любосластным стремлениям.

Авессалом в порыве любосластных стремлений осквернил даже ложе своего отца. Подобное делает и каждый грешник, когда вовлекает в грехи и беззакония души ближних своих, обрученные Христу в Таинстве Крещения, отвлекая их от союза со Христом, от служения Ему и увлекая на путь погибели. Горе тебе, душа христианская, если ты подражаешь Авессалому! Убойся его участи. Он погиб, воюя против своего отца, и память его до сих пор проклинается всеми проходящими мимо его гробницы в долине Иосафатовой возле Иерусалима14. Берегись, да не погибнет с шумом и твоя память, да не поразит тебя приговор праведного Судии на нераскаянных грешников: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф.25:41).

* * *

14

Каждый из проходящих считает долгом бросить камень в эту гробницу.


Источник: Уроки покаяния в великом каноне Святого Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний Епископа Виссариона. - 2-е изд. - Москва : Изд. Товарищества "Светлячок", 1995. - 381, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle