О богослужении Православной Церкви
Церковное богослужение отличается от домашней молитвы тем, что совершается по установленному чину, или порядку, поставленным для того священными лицами.
Храм и его устройство
Богослужение совершается главным образом в храме, который называется также церковью. Храмы и по своему внешнему виду отличаются от прочих зданий. Непременным отличительным знаком храма служит поставляемый над ним крест.
Внутри храм разделяется на три части: алтарь, среднюю часть и притвор. Алтарь – главная часть храма. Он назначается для священнослужителей. Храмы устраиваются алтарем на восток – сторону света, где восходит солнце, потому что и Христос в церковных песнопениях называется Востоком и Солнцем правды. Каждый храм посвящается Богу в память какого-либо угодника Божия. Иногда в храме устраивается несколько алтарей, – как бы соединяется несколько храмов вместе; тогда каждый из них освящается в память особого события, или святого.
Посредине алтаря стоит украшенный одеждами стол, который называется престолом. Престол – главная святыня храма: прикасаться к нему и лобызать его могут только священнослужители. На престоле находятся: антиминс, крест, Евангелие и дарохранительница. Антиминсом называется шелковый плат, с частицею святых мощей; на нем изображается положение Иисуса Христа во гроб. Антиминс – необходимая принадлежность св. престола; без него нельзя совершать литургии. Антиминс освящается епископом. Дарохранительницею называется ковчег, в котором сохраняются св. Дары для причащения больных.
В левой части алтаря стоит другой стол, также украшенный одеждами; он называется жертвенником. На жертвеннике находятся: дискос – небольшое блюдо на подставке, звездница – две дуги, сложенные крестообразно, потир, или чаша, копие – небольшой, похожий на копье, нож и лжица – ложечка для причащения верующих.
Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, то есть стеною, уставленною иконами. В иконостасе трое дверей; из них средние называются царскими, потому что чрез них в святых Дарах невидимо проходит Царь славы Господь Иисус Христос. Царские врата украшаются иконами – Благовещения и четырех евангелистов. В иконостасе, с правой стороны царских врат, поставляется икона Христа Спасителя, а с левой – Божией Матери. Подле иконы Спасителя – икона храмовая, то есть того святого или события, в память которого освящен храм; над царскими вратами – икона Тайной вечери и наверху иконостаса св. крест.
В средней части храма, пред самым иконостасом, устраивается возвышение, средина которого, против царских врат, называется амвоном. По сторонам этого возвышения отеляются места для чтецов и певцов, называемые клиросами. Подле клиросов ставятся хоругви, или приделанные к длинным древкам иконы. Их всегда носят во время крестных ходов, как церковные знамена.
Притвор занимает западную часть храма. В древние времена здесь стояли оглашенные, то есть, такие лица, которые еще не были крещены, а только приготовлялись к принятию крещения.
Над храмом, или отдельно от храма, возвышается колокольня. В колокола звонят пред началом богослужения и во время самого богослужения, чтобы верующие могли знать, что совершается в храме. В великие же праздники (Пасха, Рождество Христово) и в царские дни, в знак духовной радости, звонят в течение целого дня.
Звон в один колокол называется благовестом, потому что этим звоном дается верующим благая весть о начале богослужения; звон во все колокола вместе называется трезвоном, а во все колокола попеременно – перезвоном.
Лица, совершающие богослужение. Священные облачения, усвоенные их сану
Совершать богослужение могут только лица священного сана: епископ, священник и диакон. Епископ может совершать все таинства и все церковные службы. Священник, по благословению епископа, совершать все таинства, кроме таинства священства, и все церковные службы, кроме освящения мира и антиминсов. Диакон помогает епископу или священнику при богослужении.
Лица священного сана для совершения богослужения обличаются в особые священные одежды1, которые шьются из парчи, или другой дорогой материи и украшаются крестами.
Диаконы одевают стихарь, поручи и орарь. Стихарь – это длинная одежда с широкими рукавами; орарь – длинная, узкая лента, которую диаконы носят на левом плече; поручи – узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками.
Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, поручи, пояс и фелонь, или риза. Подризник – то же, что и стихарь у диакона, только с узкими рукавами и из тонкой материи. Епитрахиль – тот же орарь, сложенный вдвое; фелонь, или риза – широкая одежда без рукавов, с вырезом спереди. Кроме того, за усердную, продолжительную службу священникам дается в награду набедренник – четырехугольный плат, привешиваемый к поясу за два угла, а также головные украшения – скуфья и камилавка.
Епископ имеет все одежды священника, только риза у него заменяется саккосом, похожим на короткий стихарь. Кроме того, епископ одевает омофор, палицу и митру. Омофор – широкая лента, возлагаемая епископом на плечи поверх саккоса, палица – четырехугольный плат, привешиваемый к поясу за один угол, митра – головное украшение. Палица и митра даются также архимандритам и иногда, как особенная награда, – протоиереям.
Важнейшие праздники
Богослужение совершается с большей торжественностью в дни воскресные и праздничные. Важнейшие из праздников – Пасха установлен в честь воскресения Господа Иисуса Христа. Он называется в церковных песнопениях праздником праздников и торжеством из торжеств. Пасха празднуется всегда в воскресный день, но в разные числа месяца, – не раньше 22 марта и не позже 25 апреля.
Кроме Пасхи, Церковью установлено еще двенадцать великих праздников, называемых двунадесятыми:
Рождество Божией Матери – 8 сентября.
Введение Ее во храм – 21 ноября.
Благовещение Божией Матери – 25 марта.
Успение Божией Матери – 15 августа.
Рождество Христово – 25 декабря.
Сретение Господне – 2 февраля.
Крещение Господне (Богоявление) – 6 января.
Преображение Господне – 6 августа.
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) – в последнее воскресение перед Пасхой.
Вознесение Господне – в 40-ой день после Пасхи.
Сошествие Святого Духа на апостолов (Троицын день) – в 50-ый день после Пасхи.
Воздвижение честного и животворящего креста Господня – 14 сентября2
К великим праздникам относятся также храмовые праздники.
Посты
Постами называются дни, когда православным христианам заповедуется не вкушать мясной, молочной, а иногда и рыбной пищи. Посты установлены Православною Церковью для того, чтобы приучить верующих к воздержанию и послушанию. Поэтому постящиеся должны в дни поста не только не вкушать скоромной пищи, но и постную вкушать умеренно, а также с телесным постом соединять духовный, то есть воздерживаться от удовольствий, посвящать возможно больше времени молитве и творить дела милосердия.
В году четыре многодневных поста – пред праздником Рождества Христова. Он продолжается сорок дней и называется еще Филипповым, так как начинается после дня св. апостола Филиппа (14 ноября).
Успенский пост – пред праздником Успения Божией Матери, с 1 августа.
Петров пост – пред праздником св. апостолов Петра и Павла. Начинается чрез неделю после Троицына дня.
Однодневные посты установлены Церковью: накануне праздника Крещения Господня, в день Воздвижения честного креста, в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также в среду и пятницу каждой недели3, – в среду в воспоминание предательства Иуды, а в пятницу в воспоминание смерти Господа Иисуса Христа.
Ектении
Во время богослужения мы часто слышим ектении. Так называется ряд кратких молений, после которых поется: «Господи, помилуй!» или: «Подай, Господи!» Более употребительные ектении: великая, малая, сугубая и просительная. В великой ектении много молений, или прошений, и после каждого из них поется: «Господи, помилуй!» В малой ектении всего два прошения. В ектении сугубой после каждого прошения поется трижды: «Господи, помилуй!» в просительной поют: «подай, Господи!» Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу.
Всенощное бдение
Главных церковных служб три: вечерняя, утреня и литургия. Накануне праздников и частию воскресных дней совершается всенощное бдение в котором соединяются вечерня и утреня.
В первой части воскреснаго всенощного бдения – вечерня, кроме ектений, поются стихи из псалмов: Благослови, душе моя, Господа…Блажен муж, иже не иде на совесть нечестивых…и Господи, воззвах к Тебе, услыши мя… и песнь: Свети тихий… Оканчивается эта часть всенощного бдения чтением молитвы Симеона Богоприимца, пением: Богородице Диво, радуйся…и благословением священника. – Вечерня по своему составу напоминает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей и ожидание Спасителя.
Вторая часть всенощного бдения – утреня начинается кратким славословием: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человечных благоволений, и чтением шестопсалмия, т. е. шести псалмов царя Давида. После шестопсалмия поется стих: Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. После чтения Евангелия следует песнь: Воскресение Христово видевше… и канон, состоящий из пения и чтения стихов в честь празднуемого события или святого. В конце утрени поется великое славословие. – На утрене прославляется пришествие в мир Христа Спасителя, а также святой, или событие, воспоминаемые в этот день.
К утрене присоединяется первый час4. В конце его поется песнь: Взбранной Воеводе победительная…В дни праздничные в конце вечерни бывает лития – моление, совершаемое в притворе храма, и после нее освящаются хлебы, – числом 5, – пшеница, вино и елей, а на утрене торжественно поется величание, и молящиеся, после целования иконы праздника, или святого, помазываются священным елеем.
Литургия
Литургия, или обедня – самая важная церковная служба, так как на ней совершается таинство причащения. Чин, или порядок литургии ведет начало от времен св. апостолов. В четвертом веке он письменно изложен св. отцами – Василием Великим и Иоанном Златоустом. Обычно в течение года совершается литургия св. Иоанна Златоуста.
Литургия разделяется на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.
Проскомидия состоит в приготовлении хлеба и вина для таинства причащения. Хлебы, употребляемые при совершении этого таинства, называются просфорами, что значит приношение, так как в древности они приносились самими верующими. Для совершения литургии требуется пять просфор.
Проскомидия совершается на жертвеннике. Священник берет просфору и копием вырезывает из нее большую четырехугольную часть. Эта часть называется Агнцем, потому что знаменует собою Иисуса Христа, Который, как агнец, был принесен в жертву за грехи всего мира. Затем священник крестообразно надрезывает Агнец, как бы закалывая его, со словами: жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй грехи мира, и прободает одну из его сторон копием, а в чашу вливает вино, смешанное с водой. При этом он воспоминает, как один из воинов пронзил копием ребро Господа, и из раны истекла кровь и вода.
Из второй просфоры священник вынимает небольшую треугольную частицу в честь Божией Матери, из третьей – девять частиц в честь святых, из четвертой вынимает частицы за всех живых и из пятой – за всех умерших православных христиан. Агнец и прочие частицы полагаются на дискосе.
Если кто – либо из молящихся желает, чтобы священник помянул поименно его и его близких, то он подает особую просфору и пишет имена тех, кого хочет помянуть. Священник молится о здравии или упокоении тех, кто записан, вынимает за них из просфоры частицы и полагает их на дискосе.
После этого священник ставит на дискос звездицу, покрывает дискос и чашу покровами, совершает каждение и молится, чтобы Господь принял эти дары и помянул тех, которые их принесли, и за кого принесли. В проскомидии воспоминается рождение Господа Иисуса Христа, а также Его смерть.
Во время совершения проскомидии на клиросе читают часы: третий, шестой и иногда девятый.
Литургия оглашенных. Вторая часть литургии называется литургиею оглашенных, потому что в древности за нею позволялось присутствовать и оглашенным. Литургия оглашенных начинается возгласом священника: Благословенно царство Отца и Сына, и Святого Духа ныне и присно, и во веки веков, а оканчивается повелением оглашенным выйти из храма. Кроме ектений, на этой части литургии совершается малый вход и читаются Апостол и Евангелие.
Малый вход совершается таким образом. Во время пения заповедей блаженства священник и диакон с Евангелием выходят из алтаря северными дверями. В царских вратах они останавливаются, диакон возглашает: премудрость, прости, и входит в алтарь при пении: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу: спаси ны, Сыне Божий, поющия Ти: аллилуя.
Пение блаженств евангельских и торжественное несение Евангелия напоминают нам явление Господа Иисуса Христа на проповедь. Возглас диакона: премудрость, прости (стойте прямо, чинно), указывает молящимся, что они услышат премудрые слова и поэтому должны стоять чинно, благоговейно, а песнию приидите, поклонимся… молящиеся призываются поклонится присутствующему невидимо Христу и как бы припасть к Его ногам с мольбою: спаси нас, Сыне Божий…
После малого входа торжественно поется ангельская песнь: Святый Боже…а затем читаются Апостол и Евангелие, т. е. небольшие отделы из посланий апостольских и Евангелия. Пред Апостолом и Евангелием молящиеся приглашаются к особенному вниманию возгласами: премудрость, прости и вонмем (будем внимательно слушать). В знак благоговейного внимания молящиеся во время чтения Евангелия преклоняют головы.
Литургия верных. Во время литургии верных совершается самое таинство св. причащения, т. е. хлеб и вино освящаются и преподаются верующим. Для освящения они переносятся с жертвенника на престол, и это перенесение называется великим входом. Он совершается так. На клиросе поют песнь, которая называется херувимскою: Иже херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинами. Аллилуйя5. После первой половины этой песни священник с чашею и диакон с дискосом на голове выходят из алтаря северными дверями и, остановившись против царских врат, лицем к народу, поминают Святейший Синод, местного архиерея, Правительство Русского Государства, и вех предстоящих, говоря: всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков. Затем священник и диакон входят в алтарь; царские врата закрываются и завеса задергивается, а певчие оканчивают херувимскую песнь.
Торжественное перенесение св. Даров для освящения напоминает нам шествие Господа в Иерусалим на вольные страдания. Молящиеся во время великого входа благоговейно преклоняют пред св. Дарами головы. После великого входа следует ектения просительная и за нею следующие возгласы:
Возлюбим друг друга, да единомыслем исповемы (чтобы единодушно исповедовать). Певчие, оканчивая возглас священника, поют: Отца и Сына, и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Этими словами молящиеся приглашаются соединиться в братской любви для единодушного прославления Пресвятой Троицы. В древности, при словах: возлюбим друг друга, мужчины, в знак братской любви, целовали мужчин и женщины – женщин. Теперь только священники, если их несколько совершает литургию, целуют друг у друга руку и плечо.
Двери, двери, премудростию вонмем. Певчие поют символ веры. – Возглас: двери, двери…в древности относился к стоявшим у дверей служителям, чтобы они закрыли двери и никого не впускали в храм. Нам эти слова напоминают, чтобы и мы затворили двери нашей души для всяких сторонних помыслов и устремили все внимание на совершающееся таинство.
Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити – будем стоять чинно, будем стоять с благоговением и внимательно, чтобы в спокойствии духа приносить святое возношение. Певчие поют: милость мира, жертву хваления, называя святые Дары милостью Божией и жертвою хвалебной, благодарственной.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами. С этими словами священник благословляет предстоящих. Певчие отвечают: и со духом твоим.
Горе (вверх) имеим сердца. Еще раз священник убеждает всех устремить сердце и все мысли к небу, забыть все земное. Певчие отвечают: имамы ко Господу, т. е. мы уже имеем свои сердца обращенными к Господу. После этого священник приступает к самому освящению св. Даров.
Освящение св. Даров начинается возгласом священника: Благодарим Господа. Певчие поют Достойно и праведно (следует и справедливо) есть покланятися Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней. В это время несколько раз ударяют в колокол, чтобы и отсутствующие знали о наступлении времени освящения св. Даров и осенили себя крестным знамением. Священник в алтаре читает тайно благодарственную молитву и воспоминает в ней св. ангелов, которые непрестанно славят Бога на небесах. Последние слова этой молитвы: победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще он произносит вслух, на что певчие поют хвалебную песнь: Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних.
Далее священник произносит слова, которые были связаны Господом на Тайной вечери: примите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов и пиете от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета иже за сы и за многия изливаемая во оставление грехов, и, подняв дикос и потир, возглашалось: Твоя (Твои дары) от Твоих (Тобою же данных) Тебе приносяще о всех (верующих) и за вся (за все милости к нам). Певчие поют: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш!6.
Во время пения этой молитвы священник в алтаре тайно молится, чтобы Господь ниспослал Святого Духа на св. Дары; затем, благословляя св. хлеб, говорит: и сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего; также, благословляя св. чашу: а еже в чаши сей, честную кровь Христа Твоего, и, наконец, благословляет хлеб и вино вместе, со словами: преложив Духом Твоим святым. В эту минуту хлеб и вино становятся истинным телом и действительною кровью Христа Спасителя. Священник благоговейно поклоняется пред св. Дарами; то же должны сделать и все молящиеся.
После освящения св. Даров священник воспоминает тайно всех святых, а вслух произносит: Изрядно (особенно) о пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. Певчие поют песнь в честь Божией Матери: Достойно есть… Священник в это время продолжает тайно поминать живых и умерших, вслух же возглашает молитву за Святейший Синод и местного епископа.
Когда таким образом все члены Церкви Христовой помянуты, произносится просительная ектения, чтобы верующие могли помолится пред освященными Дарами о своих нуждах. В конце ее священник возглашает: И сподобы нас, Владыко, со дерзновением неосужденно емети призывати Тебе небеснаго Бога Отца и глаголати7.
Певчие поют молитву Господню, в которой Бог называется нашим Отцом. Под хлебом насущным мы разумеем в ней тело и кровь Христовы, которая столь же необходимы для души, как хлеб для тела. После сего священник, подняв над дискосом св. Агнец, возглашает: святая святым, т. е. святые Дары могут быть преподаны только святым. Поэтому к причащению допускаются только дети до 7 лет и те из взрослых мирян, кто получил разрешение грехов в таинстве покаяния. Певчие от лица верующих отвечают: един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь.
Священнослужители приобщаются в алтаре, при закрытых царских дверях и задернутой завесе, – отдельно тела и крови Христовых, как причастились апостолы на Тайной вечери. Затем завеса отдергивается, царские врата открываются, и св. Дары выносятся для причащения мирян. Это напоминает нам обстоятельства воскресения Христова: землетрясение, бывшее при гробе, отваление ангелом камня от гроба и явление воскресшего Спасителя женам мироносицам. Причащающиеся должны приблизиться к св. Дарам с благоговением, сложив руки крестообразно на груди.
После причащения мирян священник собирает с дискоса частицы, вынутые из просфор за здравие и за – упокой8 и опускает их в чашу, с молитвою: отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих. Затем, снова вышедши к народу с чашею, благословляет ею молящихся, возглашая: всегда, ныне и присно, и во веки веков, и относит св. Дары на жертвенник. Это второе и последнее явление освященных св. Даров напоминает вознесение на небо Господа Иисуса Христа.
Оканчивая литургию, священник обращается к молящимся со словами: с миром изыдем (из храма). Певчие дополняют: о имени Господни, т. е. пойдем с мыслию о Господе. После этого следует молитва, называмая заамвонною, потому что священник читает ее, сойдя с амвона. После нее священник благословляет народ и говорит отпуст. Отпустом оканчивается всякая церковная служба. В нем священник, воспоминая Матерь Божию и святых, память которых празднуется в этот день, выражает надежду, что Христос, истинный Бог наш, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец.
Литургия св. Василия Великого
Литургия св. Василия Великого совершается только 10 раз в году: 1-го января, – в день памяти этого святого, в Рождество Христово и Крещение, или накануне этих праздников, в воскресные дни Великого поста, кроме Вербного воскресенья, и в четверг и субботу Страстной недели. От литургии св. Иоанна Златоуста она отличается: 1) продолжительностью молитв, тайно читаемых священником в алтаре, 2) тем, что пред словами: приимите, ядите… и: пийте от нея…священник прибавляет: даде святым Своим учеником и апостолом рек, и 3) вместо Достойно есть поется песнь, которая начинается словами: о тебе радуется, Благодатная, всякая тварь.
Литургия преждеосвященных Даров
Кроме литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, есть еще литургия Преждеосвященных Даров, совершаемая в некоторые дни Великого поста. Она называется так потому, что на ней преподаются верующим св. Дары, уже освященные раньше, – на литургии св. Иоанна Златоуста или Василия Великого. Литургия преждеосвященных Даров короче, чем литургия Иоанна Златоуста, потому что в ней нет молитв и песнопений, относящихся к освящению св. Даров. Из особенностей литургии преждеосвященных Даров нужно отметить пение стихов: да исправится молитва моя.., во время которого молящиеся преклоняют колена, и пение во время великого входа, вместо иже херувимы…песни ныне силы небесные с нами невидимо служат… Так как св. Дары уже освящены, то молящиеся во время перенесения их падают ниц.
Важнейшие действия при совершении таинств
Крещение и миропомазание. В таинстве крещения человек таинственно очищается от грехов и возрождается в новую, духовную жизнь. Главное видимое действие при совершении этого таинства – троекратное погружении крещаемого в воду, с произнесением слов: крещается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Кроме того, крещаемый трижды отрицается от сатаны и всех дел его и, в знак искренности своего отречения, дует и плюет на него, После погружения, на крещаемого возлагается крест, в знак его веры в распятого на кресте Господа Иисуса Христа, и одевается белая одежда, указывающая на чистоту его души.
После крещения тотчас совершается таинство миропомазания, в котором человеку подается благодать, возвращающая и укрепляющая его в новой духовной жизни. Священник помазывает св. муром чело, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги новокрещенного, с произнесением слов: печать дара Духа Святого9. Затем крещаемый трижды обходит вокруг купели при пении: елицы (те, кто) во Христа ксретистеся, во Христа облекостеся.
При крещении младенцев избираются восприемники, называемые также крестным отцом и крестной матерью. Они произносят за младенца отречение от сатаны, обносят младенца вокруг купели и являются поручителями за то, что крещаемый будет верным сыном Церкви. Поэтому они вместе с родителями младенца должны заботиться о христианском воспитании своего крестника.
Покаяние. В таинстве покаяния, или исповеди христианин чрез священника получает прощение своих грехов от Господа Иисуса Христа. Таинство это совершается пред св. крестом и Евангелием, которые указывают, что здесь невидимо присутствует и принимает раскаяние Сам Господь Иисус Христос. Когда кающийся с сокрушением сердца и без всякой утайки исповедает свои грехи, священник возлагает на его голову епитрахиль и, по данной от Господа Иисуса Христа власти, разрешает кающегося от грехов.
К таинству покаяния верующие приготовляются говением, которое состоит в усиленном посте, молитве и неопустительном посещении богослужения. При этом говеющие просят прощения у всех, кого могли умышленно или неумышленно обидеть.
Причащение. В таинстве причащения христианин вкушает под видом хлеба и вина истинное тело и кровь Господа Иисуса Христа и чрез это таинственно соединяется с Ним.
Верующие причащаются во время литургии в храме; больным же св. Дары приносятся на дом, для чего они всегда сохраняются в храме, на св. престоле.
Священство. В таинстве священства, чрез возложение рук епископа, подается благодать совершать богослужение и наставлять людей в православной вере. Благодать священства была дана Господом Иисусом Христом апостолам, и от них непрерывно переходит к их преемникам. Степеней священства три: епископ, священник и диакон. Старейшие из епископов называются патриархами, митрополитами и архиепископами; из священников старейшие называются протоиереями; из диаконов – протодиаконами. Монахи, имеющие сан священника, называются иеромонахами и архимандритами, а диаконы из монахов – иеродиаконами. По благодати же, получаемой в таинстве священства, все епископы равны между собою; точно также равны все священники и все диаконы.
Таинство священства совершается во время литургии и называется рукоположением, потому что полагаемого во диакона или священника вводят в алтарь чрез царские врата и трижды обводят вокруг престола. Епископ возлагает на его голову руки и читает молитву о ниспослании благодати Святого Духа. Затем рукополагаемого облачают в священные одежды, причем епископ возглашает, а священнослужители и певчие повторяют: аксиос, что значит: достоин.
Рукоположение во епископа совершается так же, но не одним, а несколькими епископами. Кроме возложения на посвящаемого рук, они возлагают на его голову еще раскрытое Евангелие.
Брак. В таинстве брака, или венчании благословляется супружеский союз жениха и невесты. Венчание совершается в храме, пред аналоем, на котором полагаются крест и Евангелие. Жених и невеста, в знак духовной радости, стоят с зажженными свечами. Священник прежде всего обручает жениха и невесту, т. е. благословляет их кольцами, которыми они трижды обмениваются. Кольцо, как и всякий круг, служит знаком вечности, так как не имеет ни начала, ни конца; обручение кольцами указывает поэтому, что венчающиеся заключают союз на всю жизнь. Затем на жениха и невесту возлагаются венцы, и священник трижды благословляет их, со словами: Господи, Боже наш, славою и честию венчайся. Эти слова самые важные в совершении таинства брака. С произнесением их, таинство считается совершенным, и жених и невеста становятся мужем и женою. Вступившим в брачный союз дается пить вино из общей чаши в знак того, что они должны делить в жизни пополам и радость, и горе, а затем священник соединяет их правые руки и трижды обводит вокруг аналоя. Это хождение обозначает, что они становятся мужем и женой на всю жизнь и должны рука об руку идти по жизненному пути.
Елеосвящение. В таинстве елеосвящения, при помазании больного освященным елеем, призывается на него благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Елеосвящение совершается только над больными и называется иначе соборованием, потому что его положено совершать собором из семи священников, хотя может совершить его и один. Священник освящает елей, смешанный, в воспоминание о милосердном самарянине, с красным вином, и семь раз помазывает им больного. При этом семь раз читаются Апостол и Евангелие. В конце соборования священник возлагает раскрытое Евангелие на голову болящего и молится о прощении его грехов.
* * *
Домашнюю одежду епископа, священника и диакона составляют подрясник и ряса. Поверх рясы епископ возлагает на себя крест и панагию (небольшой образ Божией Матери), а священник крест.
Из других праздников важнейшие: Обрезание Господне и вместе Нового Года (1 января), Покрова Божией Матери (1 октября), Казанской иконы Божией Матери (22 октября), св. Иоанна Предтечи (24 июня – рождество и 29 августа – усекновение главы), св. Первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня), св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября), Святителя и Чудотворца Николая (9мая и 6 декабря), св. благоверного великого князя Александра Невского (30 августа) и нек. др.
Кроме шести недель сплошных: пасхальной, двух недель после Рождества Христова ( Святки), недели пред Петровым постом, недели пред Великим постом, называемой Масленицею, или Сырной неделей, так как в эту неделю не разрешается мясо, а только молоко и яйца, – и недели мытаря и фарисея (третья пред Великим постом).
Служб церковных, называемых часами, четыре: первый час, третий, шестой и девятый. Часы состоят из чтения псалмов и молитв. Первый час совершается в воспоминание суда над Иисусом Христом у Пилата; на третьем часе воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом – распятие и на девятом – смерть Иисуса Христа.
Мы, таинственно изображая херувимов и воспевая животворящей Троице трисвятую песнь, отложим ныне попечение о всем житейском, – чтобы нам принять Царя всех, Которого невидимо торжественно сопровождают ангельские чины. – Дориносима собственно значит: сопровождаемого копьеносцами. В древности царей при торжественных выходах сопровождала стража, вооруженная копьями. Поэтому и о Царе небесном, благоговейно окруженном св. ангелами, говорится, что Его как бы сопровождает стража копьеносцев.
Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш.
7 Удостой нас, Владыка, смело и без осуждения называть Тебя, Небесного Бога, нашим Отцом и говорит Тебе.
Телом Христовым становится только св. Агнец, а не те частицы, которые священник выжимает из прочих просфор.
Миро, которое употребляется при таинстве миропомазания, освящается в Великий четверг, только в Киеве и в Москве и оттуда рассылается по всем церквам. Этим же миром, помазываются Государи во время коронования Их на царство.