Источник

Преподобный Никита, Епископ Халкинский чудотворец.

Так назван этот святой в надписи на иконе. – В столпе представлен одетый в преподобнические одежды старец с седой бородой, на клобуке кресты, орудия страданий и надпись: “ника”, на одежде так же кресты, орудия страданий и надпись: “Ic.Хс.” В правой руке (от зрителя) преподобный держит хартию со словами: ”и глагола сего ради рехъ вамъ яко никто может”; левая рука ладонью обращена к зрителю, большой палец ее необыкновенно уродлив, он огибает собою всю кисть, которая как будто вросла в него. Над Никитою Нерукотворный Спас. – На иконе заметны следы поправок. Поступила она в музей из Вознесенского монастыря. В подлинниках известны два преподобных Никиты, один Переяславский (24 мая), другой Халкидонский (28 мая). – О первом в Софийском подлиннике XVI века читаем. “В той же день преставление святаго Никиты Столпника, Переяславского чудотворца...Никита Переяславский надсед, брада доле Симеоновы, около главы власки легоньки. Столп празелень, другая половина празелень бела с вохрою”43. В сводном подлиннике XVIII в.: ”И преподобного отца нашего Никиты Столпника, Переяславского чудотворца; подобием стар и сед, брада подоле Власиевой, вельми бела, на конец узка и раздвоилась, от брады с левой стороны косм долг, мало не до пояса, на главе клобук лазоревой со кресты, ризы преподобнические, стоит на столпе. Сей возложи на ся вериги железныя и труждашася, и ради оных же вериг убиен бысть в лето 6694“44. В Софийском подлиннике45 под 28 мая о другом Никите говорится: “Преподобного отца нашего Никиты, епископа Халкидонского... Никита епископ Халкидонский. Брада короче Власиевы, раздвоилась, риза лазорь, испод багор с лазорью, а на нем амофор“. – В сводном подлиннике: “Преподобного отца нашего Никиты исповедника епископа Халкидонского; подобием сед, брада покороче Власиевы, раздвоилась, власы на главе с ушей кратки, ризы святительские лазоревые, испод багрян, в омофоре, в руках жезл архиерейский. Сей бе в лето 6336, много пострада за святые иконы от иконоборец“ – 46. Ясно, что на рассматриваемой иконе из музея Общества Любителей Духовного Просвещения изображен Никита Переяславский и при том ближе к позднейшему (сводному) подлиннику, нежели к Софийскому. Надпись же на ней сделана невежественным мастером. – В 1669 году в Образной Палате были: “Образ Никиты Переяславского чудотворца, оклад басемной, венец сканной, с финифты. Никиты Столпника Переяславского чудотворца шесть икон, оклад серебрян, золочен, басемной. – Никиты Переяславского чудотворца шестьдесят девять икон“. Этот перечень икон с изображением Никиты Столпника указывает на значительное их распространение в XVII веке.

Москва, 23 августа 1900 г. А. Успенский.

* * *

43

       Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку, конца XVI века. Издание Общества Древне-русского искусства. М. 1873. Стр. 106.

44

       Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века. Издание Общества Древне-русского искусства. Под ред. Г.Д. Филимонова. М. 1876 г. Стр. 253.

45

       Стр. 107.

46

       Стр. 355–356.


Источник: Иконы Церковно-археологическаго музея Общества любителей духовнаго просвещения : Вып. 1-3 / А.И. Успенский. - Москва : Печатня А.П. Снегиревой, 1900-1905. / Вып. 1. - 1901. - 11 с., 11 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle