Источник

Екзарх и екзархат

Екзарх и екзархат. Самый термин «екзарх» (ἔξαρχος) ведет свое начало из времен классической древности, где этим именем назывался глава и руководитель древнегреческого жречества. Впоследствии, в эпоху римско-византийской империи, титул «экзарха» был усвоен светскому гражданскому чиновнику, стоявшему во главе целого диоцеза, или того большого округа, на которые была разделена вся империя при Константине Велик. Отсюда этот термин с подобным же значением перешел и в христианское, церковно-каноническое употребление. В истории, собственно, последнего должно различать три стадии его развития: 1) древнюю, когда служение екзарха имело самостоятельное значение, 2) среднюю, когда экзарх был лишь органом патриаршей власти, и 3) новую, представляющую, до известной степени, возврат к первой, независимой форме его положения.

1) Наиболее интересной и важной является древнейшая, основная форма значения «екзарха», обусловленная органическим ростом идеи церковно-правительственной власти. С самого начала христианства, еще в писаниях св. апостолов, мы уже видим, что церковно-административное деление сообразуется с гражданскими: «самые обширные церковные области носят название целых округов, напр., церкви Азийские (1Кор.16:19); меньшие церковные области назывались именем провинции, как, напр., Македонская церковь (2Кор.8:1), а еще меньшие – именем главных городов провинции, как Солунская (1Фес.1:1), Ефесская (Откр.2:1) и т. д. Этот апостольский образ действий заметен и в первых канонах, изданных церковью; в них о иерархических правах всегда говорится применительно к национальному и политическому положению городов, в которых находились известные церкви» (Апост. правила 14, 15, 34 и 35, – Никодим Милаш «Правосл. церк. право», Спб. 1897). Константин Вел., который дал торжество христианству, произвел реформу и в строе государственно-административного управления, сообщив ему большую стройность и единство. Свою огромную двухчастную империю он разделил на четыре префектуры, каждую из префектур – на несколько диоцезов, диоцезы – на провинции, или епархии, а эти последние – на парикии, или меньшие округа. Во главе каждого из этих административных округов стоял свой начальник с соответствующим титулом: префекта, екзарха, епарха и пароха, и со строгой субординацией. В духе этого нового гражданского устройства пошло быстрое развитие и форм церковного правления, причем самый принцип такой приспособительности стал проводиться еще резче, а на Халкидонском соборе он получил даже значение обязательного закона: «распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку» (17-е прав.), что еще раз было подтверждено и на Трульском соборе (38-е прав.). Мало-помалу из среды этой церковной администрации по своему начальственному положению выделился епископ митрополии, т. е. главного города гражданской провинции; сначала он еще не носил титула митрополита, а назывался «первым из епископов области, примасом их», как это ясно видно из 34-го апостольск. прав. На Востоке этот титул привился довольно скоро, но на Западе для обозначения церковной власти митрополита предпочитали пользоваться старым термином «примас», как это видно из 48 прав. Карфагенского собора (419–426); наряду с этим, Сардикийский собор 347 г., в качестве синонима слову «митрополит», вводит в церковное употребление еще и новый термин – «екзарха области» (ἔξαρχος τῆς ἐπαρχίας). Первоначально, следовательно, екзарх значило то же самое, что и примас, или митрополит области, т. е. провинции, но вскоре значение екзархов возвысилось и они заняли среднее переходное положение между митрополитом и патриархом. Впервые ясно и определенно канонический термин «екзарх» встречается в актах Антиохийского собора 445 г., где этим именем назван здесь Антиохийский епископ – Домн; а Зонара в толковании к 17 прав. IV Всел. Собора говорит: «назывались екзархами и другие, напр., еп. Кесарии Каппадокийской, Ефесский, Фессалоникийский и Коринфский, которым, говорят, поэтому и дано было преимущество носить в их церквах полиставрии». Отсюда кажется ясно, что екзархами в древней церкви назывались епископы диоцезов, которые стояли выше епископов провинции, или провинциальных митрополитов, и представляли нечто особенное и самостоятельное в отношении к областным митрополитам. Но когда эти последние со времени IV Вселенского Собора начинают ближе и строже определятьоя в своем значении и получают титул патриархов, экзархи диоцезов постепенно начинают утрачивать свое прежнее значение и к половине VI века, в законодательстве Юстиниана, они уже не имеют никакого самостоятельного значения. Следовательно, на спорный в канонической науке вопрос: кто выше – митрополит или екзарх и не есть ли экзарх то же самое, что и патриарх впоследствии? – ответ довольно ясен: бесспорно, что екзархи, как епископы диоцезов, были выше митрополитов, как епископов только провинций; но также ясно и то, что митрополиты главнейших диоцезов, упоминаемые в правилах I-го Вселенского собора, были такими же, и даже еще более влиятельными, екзархами, как они, действительно, иногда и называются (напр. Домн Антиохийский) в церковных памятниках этого времени. Что же касается отличия екзарха от патриарха, то последний титул получили далеко не все экзархи, а лишь предстоятели главнейших диоцезов, епископы тех самых городов, которые раньше всех других, в силу своего гражданского значения (а также иногда и церковно-исторических воспоминаний, как, напр., еп. Иерусалима), получили и раннейший титул «митрополитов», хотя и с несколько иным, против позднейшего, и менее определенным содержанием.

2) Второй период в истории екзаршества наступил с момента учреждения на Востоке патриаршества, т. е. со времени IV Вселенского Собора, причем в актах этого Собора еще нет самого термина «патриарх», а его заменяет слово «архиепископ»; титул же патриарха впервые упоминается в конституциях императора Маркиана от 456 года. Когда предстоятели важнейших диоцезов получили новую власть (или, точнее, – развили и усилили прежнюю) и титул первоначально архиепископов, а затем и патриархов, предстоятели остальных, менее значительных диоцезов, или екзархи в строгом смысле слова, стали в каноническую зависимость от первого и превратились, таким образом, в органы патриаршей власти. Стоя лишь одной ступенью ниже патриарха на лестнице церковно-административного управления, екзархи, естественно, явились первыми и наиболее влиятельными орудиями патриарха; вот почему в этот период мы видим появление у них новых пышных титулов. В пределах своего екзархата каждый из них является как бы представителем и заместителем самого патриарха, являясь, так сказать, вице-патриархом.

Впоследствии, при дворе Константинопольского патриарха учреждена была даже особая специальная должность екзарха, главное назначение которого составляла ревизорская функция. Он посылался патриархом в качестве чрезвычайного его уполномоченного по надзору за монастырями, по разбору жалоб на архиереев, имел право патриаршей ставрополии и употреблялся для важных внешних сношений. Существовали подобные же екзархи и у других восточных патриархов, как это видно из истории Александр. патр. Милетия Пигаса, приславшего своего екзарха – Кирилла Лукариса в Россию на Брестский собор (1596 г.). Эти екзархи-наместники были известны, между прочим, и под именем ἔξαρχοι τῶν πατριαρχικῶν δικαίων, т. е. экзархов патриарших судов. Должность особого екзарха занимал ἔξαρχος τῶν μοναστηρίων – настоятель Константинопольского Далматского монастыря; но он, по всей вероятности, не имел епископского сана.

3) Третью и последнюю стадию в истории екзаршества мы назвали возвращением, до известной степени, к первой, древней его форме; но это только в очень условном смысле, в смысле самостоятельности и независимости подобных екзархов от патриархов. Екзархами этого рода называются сравнительно независимые представители некоторых автокефальных церквей (екзарх Болгарский) или епископы значительных областей государства, обладающих особым гражданским устройством, отличным от общегосударственного (екзарх Грузии в русской церкви). Этот же титул екзарха временно, в течение 20 лет, носил и предстоятель русской церкви – Стефан Яворский в период междупатриаршества. Таким образом, в действующей канонической практике екзарх – полномочный самостоятельный представитель целой церкви или значительной ее части, занимающий нечто среднее между положением митрополита и патриарха.

Екзархат в терминологии государственного управления восточной римской империи – это более или менее значительная область в пределах западной ее части, управлявшаяся особым наместником царя. Из них особенную историческую известность приобрел Равеннский екзархат (568–752 г.). На языке же церковно-канонической науки – это епархия, или целая область, епископ которой имеет титул екзарха.

Литература. Du-Canye Glossarium sub voce «ἔξαρχος», 1 t., 395–400, 1891. Dr. S. Zhischmann, «Die Synoden und die Episcopal-Aemter in der morgenlandischen Kirch», Wien 1876 г. Т. Барсов «Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью», Спб 1878. Н. Заозерский. О церковной власти Серг.-Посад 1894.

А. Покровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle