Глава II. О Боге, троичном в лицах
§ 16. Учение Церкви о Пресвятой Троице и состав этого учения
Учение православной Церкви о Пресв. Троице с особенной раздельностью изложено в символе Афанасиевом и читается так:
«Вера кафолическая сия есть: да единаго Бога в Троице, и Троицу во единице почитаем, ниже сливающе Ипостаси, ниже существо разделяюще. Ина бо есть Ипостась Отча, ина Сыновня, ина Святого Духа.
Но Отчее, и Сыновнее, и Святаго Духа, едино есть Божество, равна слава, соприсносущно величество. Яков Отец, таков и Сын, таков и Святый Дух... Тако: Бог Отец, Бог Сын, Бог и Дух Святый: обаче не три бози, но един Бог...
Отец ни от кого есть сотворен, ни создан, ниже рожден. Сын от Отца Самого есть, не сотворен, ни создан, но рожден. Дух Святый от Отца не сотворен, не создан, ниже рожден, но исходящ...
И в сей Троице ничтоже первое или последнее: ничтоже более или менее: но целы три Ипостаси, соприсносущны суть себе и равны».
Это учение заключает в себе три положения: одно общее и два частные, непосредственно вытекающие из общего и раскрывающие его собою.
Общее положение – в Боге едином, по существу, три Лица или Ипостаси: Отец, Сын и Св. Дух.
Положения частные –
Первое: как едино по существу, три Лица в Боге равны между Собою и единосущны; и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Св. Дух есть Бог, но не три бога, а един Бог.
Второе: как, однако же, три Лица, Они различны между Собою по личным свойствам; Отец не рожден ни от кого, Сын рожден от Отца, Дух Святой исходит от Отца.
След. догмат о Пресв. Троице, представляемый в раздельности, заключает в себе три следующие догмата: 1) догмат о троичности Лиц в Боге, при единстве существа; 2) догмат о равенстве и единосущии Божеских Лиц; 3) догмат о различии Божеских Лиц по Их личным свойствам.
I. О Троичности лиц в Боге, при единстве существа
§ 17. Смысл церковного учения о сем догмате
1. Когда православная Церковь учит нас, что Бог един по существу (οὐσία, substantia): то выражает, что Отец, Сын и Св. Дух имеют единое, нераздельное естество или природу (φύσις, natura), единое, нераздельное Божество, единые, нераздельные Божеские свойства и совершенства. Когда, с другой стороны, учит, что Бог троичен в Лицах (πρόσωπον, persona): то выражает, что Отец, Сын и Св. Дух, при единстве и нераздельности Своего существа, суть в Боге три самостоятельные неделимые или Ипостаси (ὑπόστασις), имеющие Свои особые, личные свойства, которыми различаются между Собою. «Во Св. Троице, – писал св. Василий Великий, – иное есть общее, а иное особенное: общее приписывается существу, а Ипостась означает особенность каждого Лица». «Первое, – говорит также св. Григорий Богослов, – означает естество Божества (τὴν φύσιν τῆς θεότητος) а последнее – личные свойства Трех (τὰς τῶν τρίον ἰδιότητας). В таком точно духе писали и отцы второго вселенского Собора в послании к западным епископам: «вера наша, соответственно крещению, научает нас веровать во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, т.е. во единое Божество, и силу и существо (οὐσία) Отца и Сына и Св. Духа, нераздельное величие и совечное царство в трех совершенных Ипостасях, или в трех совершенных Лицах».
2. Когда св. Церковь заповедует нам не сливать в Боге Ипостасей: то предохраняет нас от заблуждения еретиков, сливавших Ипостаси2 и внушает, чтобы мы признавали Отца, Сына и Св. Духа не за три только имени, или образа, или проявления одного и того же Бога, не за три также свойства Его, или силы, или действия, как представляли еретики, но за три самостоятельные Лица Божества; поскольку каждое из них – и Отец, и Сын и Св. Дух, обладая Божеским умом и прочими Божескими свойствами, имеет Свое особенное, личное свойство – «ина бо есть Ипостась Отча, ина Сыновня, ина Святого Духа». Когда, с другой стороны, св. Церковь заповедует нам не разделять в Боге существа: то предохраняет нас от заблуждения еретиков, разделявших это существо3, и научает нас, что Отец, Сын и Св. Дух суть едино по естеству, и след. не суть три Бога, но существуют нераздельно один в другом, и, различаясь между Собою только по личным свойствам, имеют тождество ума, воли и всех прочих Божеских свойств – а совсем не так, как существуют три неделимые какого-либо класса существ между тварями, хотя имеют одну природу, но совершенно раздельные между Собой.
§ 18. Указания на таинство Пресвятой Троицы в Ветхом Завете
Истина троичности Лиц в Боге, при единстве существа, со всей ясностью открыта в Новом Завете: но некоторые указания на нее были и в Ветхом. Указания эти можно разделить на три класса.
1. В одних выражается только, что в едином Боге не одно, а несколько лиц. Сюда относятся слова Божии: а) пред сотворением человека – и рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1:26); б) пред изгнанием падших прародителей из рая, и рече Бог: се Адам бысть яко един от Нас, еже разумети доброе и лукавое (Быт. 3:22); в) пред смешением языков и рассеянием людей по столпотворении – и рече Господь: npиидите, и сошедше смесим тамо язык их, да не услышат кийждо гласа ближняго своего (Быт. 11:6–7).
2. Другие места Ветхого Завета указывают именно на троичность Лиц во едином Боге. Так–
а) Свящ. бытописатель, изображая явление Бога Аврааму у дуба Мамврийского, говорит: явися ему Бог (Иегова) у дуба Мамврийска..., далее: воззрев же (Авраам) очима своими, виде, и се mpиe Мужи стояху над ним, и непосредственно за тем и видев притече в сретение Им от дверей сени своея: и поклонися до земли, и рече: Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего (Быт. 18:1–3). Таким образом Авраам встречает трех, а покланяется Единому... Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому, исповедал единого Бога в трех Лицах.
б) Пророк Исаия, удостоившись зреть Господа во всей славе Его, свидетельствует, что Серафимы, стоящие окрест престола Его, взывали друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6:3). Здесь выражается как троичность Лиц в Боге через троекратное – Свят, Свят, Свят, так и единство существа словами – Господь Саваоф.
3. Наконец, третьи места В. З. говорят порознь о личности и божестве каждого из Лиц Пресв. Троицы, упоминая притом самые имена их, например: а) о личности и божестве Отца и Сына Господь рече ко Мне: Сын Мой ecu Ты, Аз днесь родих Тя (Пс. 2:7), или, рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене (Пс. 109:1), из чрева прежде денницы родих Тя (Пс. 109:3); б) о личности и божестве Св. Духа, как и двух первых Лиц – и ныне, – взывает Исаия, – Господь Господь посла мя, и Дух Его (Ис. 48:16); и почиет на Нем (т.е. Мессии, который есть Сын) Дух Божий (Дух Иеговы), Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух видения и благочестия: Исполнит Его Дух страха Божия (Ис. 11:2–3).
§ 19. Свидетельства Нового Завета: а) о троичности Лиц в Боге и вместе о единстве Их существа
Несравненно более ясные и многочисленные свидетельства о таинстве Пресв. Троицы содержатся в Новом Завете, и одни выражают мысль как о троичности Лиц в Боге, так вместе о единстве Их существа; другие показывают преимущественно действительность и отдельность Божеских Лиц; третьи –преимущественно или даже исключительно единство Их существа. К местам первого рода относятся:
1. Заповедь Спасителя Апостолам перед отправлением их на всемирную проповедь – шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28, 19). Здесь, очевидно, именуются и различаются три: Отец, Сын и Св. Дух, и полагается Их единое имя4. Слова эти, без всякого сомнения, должно разуметь так, –
а) как разумел их Сам Спаситель, и могли разуметь Его Апостолы. Но Спаситель еще прежде неоднократно выражал Апостолам, что под именем Отца Он разумеет собственно Бога Отца, который послал Его в мир (Ин. 6:38–40; 7:16, 18, 28 и друг.) и есть Ин, свидетельствуяй о Нем (Ин. 5:32); под именем Сына разумеет Самого Себя, которого, действительно, и Апостолы исповедали уже Сыном Божиим, исшедшим от Бога (Мф. 16:16; Ин. 16:30); наконец, под именем Духа разумеет иного Утешителя, которого Он уже обетовал ниспослать им от Отца вместо Себя (Ин. 14:16; 15:26). След. и в настоящем случае, так как Спаситель не счел нужным присовокупить нового объяснения означенных слов, Он сам разумел, и Апостолы могли разуметь под именем Отца и Сына и Св. Духа не кого-либо другого, как три Божеские Лица. Равным образом еще прежде и многократно употреблял Спаситель пред Апостолами, как и пред всеми своими слушателями, выражение: во имя, или: о имени, или: именем, в оборотах речи, подобных настоящему, и всегда употреблял его в знаменовании достоинства, силы, славы, власти, например, Аз приидох во имя Отца Моего (Ин. 5:43); дела, яже Аз творю о имени Отца Моего, та свидетельствуют о Мне (Ин. 10:25); именем Моим бесы ижденут (Мк. 16:17); идеже еста два или mpиe собраны во имя Мое (Мф. 18:20). След. и в настоящем случае, повелев Апостолам крестить людей не во имена, а во имя Отца и Сына и Св. Духа, Спаситель тем означил единое и нераздельное достоинство трех Божеских Лиц, единую власть, силу, славу, а след. единое и нераздельное существо.
б) как разумела потом означенные слова, вслед за св. Апостолами, и вся Христова Церковь. Но Церковь с самого своего начала постоянно совершала крещение во имя Отца и Сына и Св. Духа, как трех Божеских Лиц, и обличала еретиков, которые покушались совершать крещение или во имя одного Отца, считая Сына и Св. Духа нисшими Его или только Его силами и свойствами, или во имя Отца и Сына и даже одного Сына, унижая пред Ними Святого Духа. Равным образом и употребленное Спасителем выражение: во имя – постоянно разумелось, как означающее единое достоинство, единое Божество и существо всех трех Божеских Лиц: «вера наша, – писали отцы второго вселенского Собора, – соответственно крещению, научает нас веровать во имя Отца и Сына и Св. Духа, т.е. во единое Божество, и силу, и существо Отца и Сына и Св. Духа».
2. Слова св. Иоанна Богослова – тpие суть свидетельствующии на небеси, Отец, Слово и святый Дух: и cиu три едино суть (1Ин. 5:7). В этом месте еще яснее, нежели в предыдущем выражаются и троичность Лиц в Боге и единство существа. Троичность Лиц: ибо Отец, Слово и Св. Дух называются тремя свидетелями; след. они различны между Собою; след. Слово и Дух, поставляемые свидетелями наравне со Отцом, не суть только два свойства Его, или силы, или действия, а суть такие же Лица, как и Отец. Единство существа: ибо если бы Слово и Св. Дух имели не одну и ту же Божескую природу и существо со Отцом, а имели природу низшую, тварную, в таком случае между Ними и Отцом было бы бесконечное расстояние, и никак уже нельзя было бы сказать – и сии три едино суть.
§ 20. б) О действительной личности трех Божеских Лиц
Из мест Нового Завета, свидетельствующих преимущественно о действительной личности Божеских Лиц, одни показывают личность и раздельность всех трех Лиц вместе, а другие, в частности, изображают или личность Сына, или личность Св. Духа.
I. Все три Лица Божества вместе представляются как Лица действительные и отдельные одно от другого:
1. В Евангельском сказании о Богоявлении – и крестився Иисус взыде a6иe от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя, и грядуща на Него. И се глас с небесе глаголя: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф. 3:16–17). Здесь очевидно различаются, как Лица – Отец, свидетельствующей с небеси о Сыне; Сын, крестившийся от Иоанна во Иордане, и Дух Святой, нисходящий на Сына телесным образом, яко голубь.
2. В обетовании Спасителя Апостолам о ниспослании на них Духа Святого – и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, и несколько спустя: Утешитель же, Дух святый, егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам (Ин. 14:16, 26). Здесь еще яснее различаются все три Лица Пресв. Троицы, как Лица: Сын, Который говорит о Себе – Аз умолю...; Отец – умолю Отца; Дух Святой, который называется иным Утешителем, след. отличным от Сына; послан будет Отцом, след. отличен от Отца; и послан будет, чтобы заменить для Апостолов Сына и научить их всему, след. есть такое же Лице, как и Сын.
3. В словах св. Апостола Павла к Коринфянам – благодать Господа нашего Иucyca Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2Кор. 13:13). Здесь желает св. Апостол духовных благ верующим и от Сына или Иисуса Христа, и от Св. Духа, точно так же, как и от Отца, и притом от каждого из Них желает блага особого; след. Сын и Св. Дух суть такие же Лица, как и Отец – все равны и все различны между Собою.
II. В частности Св. Писание изображает:
1. Личность Отца, когда приписывает Ему а) ведение – никтоже знает Сына, токмо Отец, (Мф. 11:27); б) волю – не ищу воли Моея, но воли пославшаго Мя Отца (Ин. 5:30); в) деятельность – Отец Мой доселе делает (Ин. 5:17, 19) и когда с подробностью говорит – что Отец послал в мир Сына (Ин.6:39) и потом Св. Духа (Ин. 14:26), что Отец любит Сына (Ин. 3:35) и мир (Ин. 3:16), открывает людям истину (Мф. 16:17), даст блага просящим у Него (Мф. 7:11), прощает грехи (Мф. 6:14), спасает (Ин. 12:27), прославляет (Ин. 17:5) и под.
2. Личность Сына, когда и Сыну, как Отцу, усвояет, а) ведение – якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца (Ин. 10:15); б) волю –Отче, ихже дал ecu Мне, хощу, да, идеже есмь Аз, и mии будут со Мною (Ин. 17:24); в) деятельность – Отец Мой доселе делает и Аз делаю (Ин. 5:17, 36), и когда говорит с подробностью – что Сын приходил в мир и воплотился для нашего спасения (Ин. 1:14), а по вознесении Своем на небеса ниспослал на землю от Отца иного Утешителя, Св. Духа (Ин. 15:26; 16:7), что Сын любит Отца и мир (Ин. 14:31; 10:11), сообщил людям откровение (Ин. 1:18), дарует блага просящим (Ин. 14:13), прощает грехи (Мк.2:9–10) и под.
3. Личность Св. Духа, когда и Ему, как Отцу и Сыну, приписывает а) ведение – кто весть от человек, яже в человеце? точию дух человека, живущий в нем; такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1Кор. 2:11); б) волю – изволися Святому Духу и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы (Деян. 15:28); в) деятельность – комуждо дается явление Духа на пользу…;вся же cия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет (1Кор. 12:7, 11), и когда говорит с подробностью – что Он свидетельствует о Сыне и прославляет Его (Ин. 15:26; 16:14), возрождает людей (Ин. 3:5–8), наставляет их на всякую истину (Ин. 14:26), возвещает будущее (Ин. 16:13), поставляет пастырей (Деян. 20:28) и под.
§ 21. в) О единстве и нераздельности существа трех Божеских Лиц
Замечательнейшие из мест Св. Писания, которые преимущественно или даже исключительно свидетельствуют о единстве и нераздельности существа трех Божеских Лиц, суть следующие:
1. Объяснение в Новом Завете видения Пророка Исаи, которое описал он в шестой главе своей книги. Пророк повествует, что он удостоился однажды видеть Господа (Иегову) Саваофа, седяща на престоле высоце и превознесенне во всей Своей славе (Ис. 6:1–4), и что тогда же Господь сказал ему – иди, и рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидите: Одебеле бо сердце людей сих (Ис. 6:9, 10). Здесь, очевидно, разумеется Бог Отец, который преимущественно был известен в В. З. и назывался Иеговою и Саваофом. Но св. Иоанн Евангелист, указывая на это место, замечает, что Исая виде славу Сына Божия и глагола о Нем (Ин. 12:40, 41), а св. Павел свидетельствует, что повеление Исаии – иди и рцы..., изрек Дух Святой (Деян. 28:25–27). Как же могло случиться, что, видя Отца, Пророк видел и Сына, и, слыша Отца, слышал и Св. Духа, если не под тем единственным условием, что сии три, хотя различные как Лица, едино суть по существу (1Ин. 5:7), что у всех их одно нераздельное божество, нераздельное величие и слава, нераздельное действование.
2. Слова Спасителя – Аз и Отец едино есма (Ин. 10:30). Что здесь говорится о единстве Сына Божия с Отцом по существу и Божеству, видно из состава речи. Когда Иудеи услышали эти слова Спасителя, то взяша камение, да побиют Его, говоря – о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле: яко Ты человек сый, твориши Себе Бога, и Господь не только не стал выводить их из этой мысли и объяснять Свои слова как нибудь иначе, напротив, начал утверждать, что Он не изрек никакой хулы, сказавши – Сын Божий есмь, и указывая на Свои дела, которые творил о имени Отца, присовокупил – да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем (Ин. 10:31–38). Подобные же места, указывающие на единосущие Сына со Отцом, суть: Ин. 5:19; 14:9; 16:15; 17:10.
3. Слова Апостола о Св. Духе – нам Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия. Кто бо весть от человек, яже в человеце? точию дух человека живущий в нем; такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий. Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, Иже от Бога (1Кор. 2:10–12). Здесь замечательно а) то, что Духу Святому усвояется совершеннейшее ведение Бога: но эту черту Спаситель усвоял только Отцу и самому Себе, и указывал на нее, как на признак Своего Божества и равенства со Отцом (Мф. 11:27); след. то же должно заключить и касательно Св. Духа; б) Дух Святой называется Духом, Иже от Бога, след. не есть из ничего, не есть тварь, напротив, одного с Богом естества; в) Дух Святой представляется в таком же точно отношении к Богу, в каком – дух человеческий к человеку, т.е. представляется пребывающим в Боге и составляющим с Ним едино, как наш дух в нас пребывает и составляет вместе с телом единого человека.
§ 22. Верование древней Церкви в Таинство Пресвятой Троицы
Последуя столь ясному учению Св. Писания и вместе руководствуясь свящ. преданием, Христова Церковь с самого начала своего постоянно веровала в таинство Пресв. Троицы точно так же, как верует доселе. Непререкаемым доказательством тому служат:
1. Общественные образцы веры, или символы, употреблявшиеся еще до Никейского Собора в разных церквах, по преданию от самих св. Апостолов. Так в символе, изложенном в Постановлениях Апостольских и употреблявшемся преимущественно на востоке при таинстве крещения, читаем: «верую и крещаюся во единаго нерожденнаго, единаго истиннаго Бога Вседержителя, Отца Христу..., и в Господа Иисуса Христа, Сына Его Единороднаго, перворожденнаго всея твари прежде век по благоизволению (εὐδοκίᾳ) Отца, рожденнаго, несотвореннаго...; крещаюся и в Духа Святаго, т.е. Утешителя, действовавшего во всех от начала мирa Святых, а потом ниспосланнаго и Апостолам от Отца, по обетованию Спасителя нашего Господа Иисуса Христа»...
2. Некоторые священнодействия и обычаи первенствующей Церкви. Разумеем а) священнодействие крещения, которое постоянно совершала она, по заповеди Спасителя, во имя Отца и Сына и Св. Духа, и, основываясь на апостольском предании, не иначе, как через троекратное погружение крещаемого в воду, чтобы тем еще яснее засвидетельствовать и свою и крещаемого веру в три равночестные Ипостаси единого Бога; б) малое славословие, употреблявшееся сначала преимущественно в двух формах – «слава Отцу через Сына во святом Духе» или «слава Отцу и Сыну со Святым Духом» а иногда «слава Отцу и Сыну и Св. Духу»; в) наконец, светильничное благодарение, или вечернюю песнь, из которой св. Василий Великий приводит слова: «хвалим Отца и Сына и Св. Духа Божия» для показания веры древних христиан в равночестие Св. Духа со Отцом и Сыном.
3. Те приговоры, какие изрекала первенствуюшая Церковь против лиц, позволявших себе как-либо искажать догмат о Пресв. Троице. Известно, что едва только появлялись подобные лица и начинали распространять свое лжеучение, против них восставал голос всех верующих и особенно пастырей, как против нововводителей и еретиков – и Церковь немедленно отлучала их от общества православных. Так поступила она с Праксеем, Ноецием, Савелием и Павлом Самосатским, дерзнувшими отрицать троичность лиц в Боге, и еще прежде – с Евионитами и Керинфианами, отвергавшими божество и единосущие Сына со Отцом.
4. Свидетельства св. отцов и учителей Церкви, живших в три первые века. Например а) св. Климента Римского: «не имеем ли мы единаго Бога, и единаго Христа, и единаго Духа благодати, излияннаго на нас?...»; б) св. Феофила Антиохийского: «три дня, бывшие до сотворения светил небесных, суть образы Троицы – Бога, и Слова Его, и Его Премудрости (Духа Святаго)»; в) Тертуллиана: «Троица единаго Божества – Отец и Сын и Св. Дух»; г) св. Мефодия Патарского: «едино царство Отца и Сына и Св. Духа, как и едино существо (οὐσία) и едино господство (κυριότης); почему мы и покланяемся единым поклонением единому Триипостасному Божеству, безначальному, несозданному, бесконечному и вечному»; д) св. Ипполита: «иначе не можем признавать единаго Бога, как истинно веруя во Отца и Сына и Св. Духа», е) Дионисия Александрийского: «если утверждают, что Ипостаси, как скоро их три, раздельны; то их действительно три, хотя бы еретикам сего не хотелось; иначе пусть совершенно истребят понятие о Божественной Троице».
II. О равенстве и единосущии Божеских Лиц
§ 23. Смысл церковного учения о сем догмате
Догмат о равенстве и единосущии Божеских Лиц св. Церковь выражает следующими словами: «Бог Отец, Бог Сын, Бог и Дух Святый, обаче не три бози, но един Бог». Называет Богом каждого из Них порознь, Отца, и Сына, и Св. Духа: потому что каждый из них есть Лице самостоятельное и обладающее всеми Божескими совершенствами. Но говорит, что все Они, Отец, Сын и Св. Дух, суть не три бога, а един Бог: потому что Они обладают Божескими совершенствами нераздельно; потому что Они имеют единое существо, единое Божество, единое хотение, единую силу, власть, величие, славу; потому что разность Их, как трех Лиц, основывается не на различии Божеских свойств, которые у всех Трех нераздельны, но только на различии свойств личных, в силу которых Отец есть именно Отец, Сын – Сын, и Дух – Дух, а то, что составляет собственно божество, у всех Их одно и тоже. Объясняя это, св. Григорий Богослов говорит: «Божество есть Трех безконечных безконечная соестественность, где и каждый, умосозерцаемый Сам по Себе, есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух Святый, с сохранением в каждом личного свойства, и Три, умопредставляемые вместе, также Бог; первое по причине единосущия, последнее по причине единоначалия». И в другом месте: «в Божестве единица, но тричисленны те, которым принадлежит Божество. Каждый есть единый Бог, если именуешь одного. И опять, един Бог безначальный, из которого богатство Божества, когда слово упоминает о Трех...».
§ 24. Божество Отца
В Божестве первого Лица Св. Троицы не сомневался никто и никогда даже из самих еретиков, отвергавших Божество двух прочих Лиц. И это очень естественно: потому что не признавать никого за Бога человек не может, не отказавшись прежде совершенно от здравого разума (Пс. 13:1), и вместе потому, что Божество Отца с такою ясностью изображено в Св. Писании, что не остается ни малейшего повода к каким-либо недоумениям и колебаниям. Сам Христос Спаситель называет Своего Отца а) Богом – тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк, веруй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16); б) Богом единым и истинным – се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал ecu Иисус Христа (Ин. 17:3); в) Господом неба и земли – исповедаю Ти ся, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил ecu сея от премудрых и разумных, и открыл ecu та младенцам (Мф. 11:25). Св. Апостолы также весьма часто называли Отца а) Богом, начиная почти каждое свое послание к христианам словами – благодать вам и мир от Бога Отца (Рим. 1:7; 1Кор. 1:3; 2Кор. 1:2 и др.), и наставляя их единодушно и едиными усты славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 15:6); б) Богом единым – нам един Бог Отец, из Негоже вся (1Кор. 8:6); в) Богом благословенным – благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи (2Кор. 1:3).
§ 25. Божество Сына и Его единосущие со Отцом
I. Не с меньшею ясностью изображено в Св. Писании и Божество второго Лица Св. Троицы, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, равно как Его единосущие со Отцом. Сыну Божию Господу нашему Иисусу Христу усвояется в Св. Писании всё, что только может приличествовать истинному Богу, как-то:
1. Божеские имена. Оно называет Его а) Богом – в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу.... И Слово плоть бысть (Ин. 1:1, 2, 14); б) Богом воплотившимся – велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти (1Тим. 3:16); в) Господом Богом – внимайте себе, и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею (Деян. 20:28); г) Богом истинным – вемы, яко Сын Божий nрииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе: сей есть истинный Бог и живот вечный (1Ин. 5:20); д) Богом великим – явися благодать Божия спасительная всем человеком: Наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце: Ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит. 2:11–13); е) Богом благословенным – ихже (Иудеев) всыновление и слава, и завети и законоположение, и служение и обетования: ихже отцы, и от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки, аминь (Рим. 9:4, 5).
2. Божеское естество. Сюда относятся преимущественно изречения св. Апостола Павла: велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти (1Тим. 3:16); яко в Том (Иисусе Христе) живет всяко исполнение Божества телесне (Кол. 2:9).
3. Совершенное равенство с Богом Отцем: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Ин. 5:17). Яже бо Он творит, сия и Сын такожде творит (-19). Якоже Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет живит (-21). Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе (-26).
4. Единосущие с Богом Отцом. Это открывается из слов Спасителя: Аз и Отец едино есма (Ин. 10:30); видевый Мене виде Отца..., Аз во Отце и Отец во Мне (Ин. 14:9, 11); аще мя бысте ведали, и Отца Моего ведали бысте (Ин. 8:19, снес. 14:7), и Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя (Ин. 17:10); вся, елика имать Отец, Моя суть (1Ин. 16:15).
5. Божеские свойства, каковы а) вечность – и ныне прослави Мя Ты, Отче, у тебе Самаго славою, юже имех у тебе, прежде мир не бысть (Ин. 17:5); Аз есмь Алфа и Омега, первый и последний (Ап. 1:11); б) самобытность – якоже Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе (Ин. 5:26); в) вездесущие – никтоже взыде на небо токмо сшедый с небесе, Сын человеческий сый на небеси (Ин. 3:13); г) всеведение – сам Иисус не вдаяше Себе в веру их, зане Сам ведяше вся: И яко не требоваше, да кто свидетельствует о человецех: Сам бо ведяше, что бе в человеце (Ин. 2:24 и 25); в Нем суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. 2:3); д) всемогущество – якоже Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет живит (Ин. 5:21); е) слава – аще быша разумели, не быша Господа славы распяли (1Кор. 2:8; снес. Иак. 2:1).
6. Божеские действия и власть над всем существующим. Сын Божий называется: а) Творцем мирa – вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1:3); Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася (Кол. 1:16, 17); б) Промыслителем – Той есть прежде всех, и всяческая в Нем состоятся (Кол. 1:17); нося же всяческая глаголом силы Своея (Евр. 1:3); в) Владыкою всего, Царем царствующих и Господом господствующих – слово еже посла сыном Израилевым, благовествуя мир Иисус Христом, сей есть всем Господь (Деян. 10:36); и имать на ризе и на стегне Своем имя написано: Царь царем и Господь Господем (Ап. 19:16).
7. Божеское почитание и поклонение от тварей разумных: да вcu чтут Сына, якоже чтут Отца, а иже не чтит Сына, не чтит Отца пославшаго Его (Ин. 5:23); да о имени Иисусове всяко колено поклонится, небесных и земных и преисподних: И всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил. 2:10, 11).
II. Свидетельствами о веровании древней Церкви в божество Сына Божия служат:
1. Символы, или исповедания веры, употреблявшиеся в Церкви до Никейского Собора. Так, в исповедании веры, помещенном в Постановлениях Апостольских, Иисус Христос называется «Сыном Божиим Единородным, перворожденным всея твари, прежде век, по благоволению Отца рожденным не сотворенным»; в символе церкви Иерусалимской – «Сыном Божиим Единородным, Иже от Отца рожденным прежде всех век, Богом истиниым, Имже вся быша», в символе церкви Кесарийской– «Словом Божиим, Богом от Бога..., прежде всех век от Отца рожденным».
2. Исповедания веры, составленные на соборах, или от лица собора пастырей прежде четвертого века. Таково исповедание пастырей церкви Александрийской, изложенное ими в послании к Павлу Самосатскому, отвергавшему Божество Спасителя – «Исповедуем, – писали они между прочим, – Образ Бога, Слово Его и Премудрость Сыном Божиим и истинным Богом, одним Лицем вечным и одною ипостасию. Он невидимый Бог, соделавшийся видимым; ибо Бог, явившийся во плоти (1Тим. 3:16), родившись от жены, есть Тот же, Который родился от Бога Отца из чрева прежде денницы (Пс. 109:3) ... Он Господь по естеству и Слово Отца, чрез Которое Отец все сотворил, и называется св. отцами единосущным Отцу... Ибо они (св. отцы) учили нас о Нем, как о Боге». Таково же Исповедание собора Антиохийского (269 г.), изложенное в послании к тому же еретику – «кто отвергает то, что Сын Божий был Богом и прежде сотворения мирa, и говорит, что признавать Сына Божия Богом значит допускать двух богов, того мы почитаем чуждым церковного канона, и в этом с нами согласны все кафолические церкви... И все богодухновенныя Писания представляют Сына Божия Богом».
3. Отлучения Церковью еретиков, отвергавших божество Сына Бoжия или Иисуса Христа, от общества православных, и именно – отлучение Керинфа, Евиона, Феодота, Карпократа, Павла Самосатского и наконец Apия, со всеми их последователями. В этих случаях верование самой Церкви в божество Сына Божия выражалось самым ясным и торжественным образом.
4. Изречения частных пастырей и учителей древней Церкви например: а) св. Климента Римского– «братие, о Христе Иисусе вы должны мыслить так, как о Боге, как о Судии живых и мертвых»; б) св. Игнатия Богоносца –«славлю Христа Иисуca– Бога (τὸν θεόν) моего, Который столько умудрил вас: ибо я узнал, что вы... преисполнены веры в Господа нашего, истинно происходящего от племени Давидова по плоти, Сына Божия по божеству (θεότητα)»; в) св. Иринея –»все Пророки и Апостолы и Сам Дух именуют Его в собственном смысле Богом, и Господом, и Царем вечным, и Единородным, и Словом воплощенным».
5. Отзывы некоторых язычников и Иудеев. Плиний Младший писал к императору Траяну, что христиане имеют обычай, как только настает день, собираться вместе и петь хвалебную песнь Христу, как Богу. Цельс издевался над верованием христиан, что Сам Бог пришел в мир для искупления людей, что Бог родился и распят, и говорил, будто бы из христианского учения о воплощении следует, что Бог изменился. Иудей Трифон, в известном сочинении Иустина мученика, признаёт невероятным и невозможным (ἄπιστον καὶ ἀδύνατον), вопреки христианскому учению, чтобы Бог соделался человеком.
§ 26. Божество Святого Духа и Его единосущие со Отцом и Сыном
1. Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого, и Его единосущие со Отцем и Сыном доказывается из Св. Писания тем же самым способом, как и божество Сына. Св. Писание приписывает Св. Духу:
1. Божеские имена. Так: а) св. Апостол Петр, обличая Ананию, сказал– Анание, почто исполни сатана сердце твое, солгати Духу Святому... не человеком солгал ecu, но Богу (Деян. 5:3, 4); б) св. Апостол Павел называет верующих храмом Бога – не весте ли, яко храм Божий (θεοῦ) есте, и Дух Божий живет в вас (1Кор. 3:16); а спустя несколько называет их храмом Св. Духа – или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, егоже имати от Бога (1Кор. 6:19).
2. Божеское естество и единосущие со Отцем и Сыном – eгда приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Ин. 15: 26). «Словами: Иже от Отца исходит, Спаситель засвидетельствовал, что Отец есть источник Св. Духа, и не сказал: изойдет или произойдет, но: исходит, дабы показать, что естество Их одно и тоже, что существо Их несекомо и нераздельно, и что Лица соединены между Собою. Ибо, что происходит, то не может отделяться от того, из чего оно происходит». Св. Апостол Павел писал – вы несте во плоти, но в дусе, понеже Дух Божий живет в вас. Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Егов. Аще же Христос в вас, плоть убо мертва греха ради: Дух же живет правды ради (Рим. 8:9, 10). Здесь Дух Святый называется Духом Христовым, без сомнения, по единству Их существа, и обитание Св. Духа в верующих представляется обитанием в них Самого Христа, конечно, по той же самой причине.
3. Равенство со Отцем и Сыном. Это видно: а) из заповеди о крещении – шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19), где Дух Святый поставляется совершенно наравне со Отцем и Сыном; б) из слов св. Апостола – разделения дарований суть, а тойжде Дух: И разделения служений суть, а тойжде Господь: И разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех, и далее – комуждо же дается явление Духа на пользу... вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет (1Кор.12:4–7 и 11), где действование Св. Духа поставляется совершенно на ряду с действованием Господа Иисуса и Бога Отца; в) из снесения разных мест Писания, упоминающих о всех трех Божеских Лицах, но в различном порядке, так что иногда на первом месте стоит имя Отца, на втором – Сына, на третьем– Духа (Мф. 28:19), иногда на первом – имя Отца, на втором – Св. Духа, на третьем – Сына (1Пет. 1:2), иногда на первом – Сына, на втором – Отца, на третьем – св. Духа (2Кор. 13:13), иногда же, наконец, на первом имя Св. Духа, на втором – Сына, на третьем – Отца (1Кор. 12:4–6), чем еще более показывается равенство всех Их по достоинству.
4. Божеские свойства, например:
а) Всеведение – егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину... и грядущая возвестит вам (Ин. 16:13); Дух вся испытует, и глубины Божия (1Кор. 2:10).
б) Вездеприсутствие. Мысль об этом свойстве Св. Духа ясно выражается там, где говорится, что Он обитает и действует, в одно и тоже время, в душах всех верующих христиан, рассеянных по лицу земли – Дух Божий живет в вас. Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Егов (Рим. 8:9, 11, 14, 16, 26, 27), – о Немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом (Еф. 2:22).
в) Всемогущество. Оно открывается преимущественно из самостоятельного, полновластного раздаяния Духом Святым чудесных или чрезвычайных дарований верующим – комуждо дается явление Духа на пользу. Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе: Другому же вера, темже Духом: иному же дарования исцелений, о томже Дусе: Другому же действия силы, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет (1Кор. 12:7–11).
г) Бесконечное величие. О нем мы можем заключить из слов Спасителя – аминь глаголю вам, яко вся отпустятся согрешения сыном человеческим, и хуления, елика аще восхулят: А иже восхулит на Духа Святаго, не имать отпущения во веки, но повинен есть вечному суду (Мк. 3:28, 29).
5. Божеские действия, как-то:
а) Творение и преимущественно в царстве благодати, или возрождение душ – Дух Божий, сотворивый мя, дыхание же Вседержителево поучающее мя (Иов. 33:4 снес. Пс. 32:6). Аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия... аще кто не родится водою и духом, не может внити во царствие Божие (Ин. 3:3, 5).
б) Промышление и также преимущественно в царстве благодати, или управление Христовою Церковью. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103:30). Внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, Юже стяжа Кровию Своею (Деян. 20:28). Сюда, в частности, относятся места, усвояющие Св. Духу оправдание и освящение людей, усыновление Богу Отцу, раздаяние им духовных дарований, содействие им во всех добрых делах.
в) Божеское почитание. Ибо: а) все мы обязываемся креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19), и след. обязываемся исповедывать и прославлять как Отца и Сына, так точно и Св. Духа; б) все мы составляем храм Св. Духа, Который обитает в каждом из нас (1Кор. 6:19); след. должны служить Ему, как Владыке храма, как Богу.
2. Учение древней Церкви, хранительницы Апостольского предания, о равенстве и единосущии Св. Духа со Отцом и Сыном мы уже отчасти видели из тех свидетельств, какие приводили в доказательство верования ее в троичность Лиц во едином Боге. И именно: а) из ее древних символов, где она научала чад своих веровать равно во Отца и Сына и Св. Духа, замечая иногда о последнем, что Он есть Утешитель, действовавший во всех от начала мира святых, глаголавший во Пророках, а потом ниспосланный и Апостолам от Отца, по обетованию Господа Иисуса; б) из ее древнего малого славословия, которое всегда возносилось равно Отцу и Сыну и Св. Духу или со Св. Духом; в) из древней вечерней песни, также всегда возносившейся в честь Отца и Сына и Св. Духа Божия; г) из священнодействия таинства крещения, которое с самого начала совершалось не иначе, как через троекратное погружение крещаемого, во имя Отца и Сына и Св. Духа. Теперь приведем еще несколько отеческих свидетельств, ближайшим образом относящихся к излагаемому нами учению о Св. Духе. Так:
Св. Климент Римский называет Его Духом «святым и правым, от Отца исходящим»; след. отличным от Отца и единосущным Ему.
Тертуллиан говорит – «потому Дух Божий есть Бог, и Слово Божие Бог, что Они от Бога».
Св. Дионисий Александрийский – «не останется безнаказанным тот, кто изрекает хулу против благаго Духа Святаго: ибо Дух есть Бог».
Св. Григорий Чудотворец – «един Дух Святый от Бога исходящий, посредством Сына явившийся... Троица совершенная, славою и вечностью и царством нераздельная и неразлучная. Почему нет в Троице ни сотвореннаго, ни служебнаго, ни привходящаго, чего бы прежде не было, и что вошло бы после. Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа; но Троица непреложна, неизменна и всегда одна и таже».
Св. Мефодий Патарский – «мы веруем, что в Сыне, по благоволению хотения (Еф. 1:5), сделавшемся ради нас человеком, по нераздельному божеству пребывает Отец со Духом, единосущным Ему». «Ни Отец никогда не перестанет быть Отцем, ни Сын Сыном, ни Дух Святый тем, что Он есть во Ипостаси, так что ни одно Лице Троицы не может лишиться ни вечности, ни общения (с другими Лицами), ни царства».
III. О различии Божеских лиц по Их личным свойствам
§ 27. Учение Церкви о сем догмате
Православная Церковь о различии Божеских Лиц по Их личным свойствам учит так – «В одном Божестве три Лица, Отец, Сын и Дух Святой: Отец, который прежде веков раждает Сына из Своего существа и производит Духа Святаго; Сын, родившийся от Отца прежде веков и единосущный Ему; Дух Святый, от вечности исходящий от Отца, единосущный Отцу и Сыну» (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 9). «Итак, Отец, Сын и Дух Святый, нерожденное, рожденное и исходящее различают в Божестве Лица, а не существо, которое нераздельно само в себе» (там же отв. на вопр. 12). И в другом месте: «различие между Лицами Св. Троицы то, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Отца, Дух Святый предвечно исходит от Отца» (Простр. Катех. о чл. 1).
§ 28. Личное свойство Бога Отца
Учение православной Церкви о личном свойстве Бога Отца имеет самые твердые основания в Св. Писании. Сюда относятся: а) слова Спасителя: якоже Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе (Ин. 5:26), откуда видно, что Отец ни от кого не получил бытия, ни от кого не сотворен, не рожден и не исходит; б) все те места, где Он называется Отцем по отношению к Сыну, которых бесчисленное множество, например: никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11:27); да вcu чтут Сына, якоже чтут Отца, а иже не чтит Сына, не чтит Отца пославшаго Его (Ин. 5:23); или где говорится, что Он рождает Сына: Господь рече ко Мне: Сын Мой ecu Ты, Аз днесь родих Тя (Пс. 2:7); из чрева прежде денницы родих Тя (Пс. 109:3); в) наконец, места, представляющие Отца началом по отношению и к Св. Духу: егда же npиидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Ин. 15:26); мы не духа мирa сего прияхом, но Духа, Иже от Бога (1Кор. 2:12).
Примеч. Отсюда: а) становится понятным, почему Отец в порядке Божеских Лиц занимает обыкновенно первое место (Мф. 28:19) и называется первою Ипостасию Св. Троицы; б) ясно также, что в Боге есть только одно начало Божества – Отец; ибо Сын и Св. Дух от Него единого приемлют свое бытие; в) ясно, наконец, что Отец служит как бы связию и единением для Лиц Св. Троицы, Которые хотя едино по существу, но раздельны, как Лица; ибо Сын и Св. Дух, приемля от Него начало, к Нему же единому и возводятся, как своему Виновнику.
§ 29. Личное свойство Бога Сына
Такие же твердые основания в Св. Писании имеет учение православной Церкви и о личном свойстве Бога Сына. Ибо Он весьма часто называется здесь: а) Сыном Бога Отца, например: Отец любит Сына, и вся показует Ему, яже Сам творит..., якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет живит (Ин. 5:20, 21); б) Сыном Единородным: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16, 18), и притом в) таким, который пребывает в самом лоне Отца: Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1:18); г) Сыном истинным: вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне Его Иucycе Христе (1Ин. 5:20); д) Сыном собственным: иже Своего (ἴδιον) Сына не пощади, но за нас всех предал есть Его: како убо не и с Ним вся нам дарствует (Рим. 8:32) Излишне было бы доказывать, что как в этих, так и во всех других местах Писания Господь Иисус называется Сыном Божиим в подлинном смысле, а не в каком-либо переносном, когда мы уже знаем, что свящ. книги приписывают Ему и Божеское естество, и Божеские свойства и единосущие со Отцем и Духом.
Примеч. Надобно помнить, а) что рождение Сына Божия есть рождение вечное, и след. никогда не начиналось, никогда и не оканчивалось. Потому-то Сам Бог Отец говорит Сыну в одном месте: прежде денницы родих Тя (Пс. 109:3), т.е. родил прежде всех веков безначально, а в другом: Аз днесь poдих Тя (Пс. 2:7), т.е. родил только теперь, или рождаю вечно. Равным образом должно помнить б) что Сын родился от Отца, но не отделился от Него, или что то же, родился и рождается неразлучно (ἀδιαστάτως). Потому и называется сущим в лоне Отчи (Ин. 1:18), во Отце пребывающим (Ин. 10:38).
§ 30. Личное свойство Бога Духа Святого
I. Учение Православной Церкви о личном свойстве Духа Святого заимствовано непосредственно из слов Спасителя к Апостолам: егда приидет Утешителъ, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Omца исходит (τὸ Πνεύμα τῆς ἀληθείας, ὃ παρὰ τοῦ Πατρὸς ἐκπορέυεται), Той свидетельствует о Мне (Ин. 15:26). Здесь выражение: иже от Отца исходит означает вечное исхождение Св. Духа, а не временное посольство в мир. Это –
1. Открывается из цели, с какою произнесены приведенные слова. Вся беседа (Ин. 14–16), в которой они находятся, направлена была Спасителем преимущественно к тому, чтобы утешить учеников Своих в приближавшейся разлуке с Ним. Для сего Он изрекал ученикам обетование ниспослать к ним, вместо Себя, Духа Святого, и сперва называет обетованного им Утешителем, Который пребудет с ними в век (Ин. 14:16), далее – Духом истины, Который научит их всему и воспомянет им всё, слышанное ими от своего Божественного Учителя (Ин. 14:26), и за тем присовокупляет, что этот будущий Утешитель, этот Дух истины не есть какая-либо тварь, а от Отца исходит, т.е. имеет вечное бытие от Бога и след. есть Лице Божеское (Ин. 15:26). Прибавление это совершенно необходимо для цели; без него утешение Апостолов не могло быть полным; ибо теперь только они могли убедиться, что будущий их Наставник, как Лице Божеское, действительно, в состоянии заменить для них Того, с Кем им предстояла разлука, и Кого признавали они истинным Сыном Божиим, от Бога изшедшим (Мф. 16:16, Ин. 16:30). Оно необходимо тем более, что прежде, хотя нередко Спаситель говорил Апостолам о Св. Духе, но ни разу еще не объяснил им, кто же такой есть Дух Святой и какое Его личное достоинство.
2. Очевидно из самого сочетания и расположения приведенных слов. Если согласимся, что выражение: Иже от Отца исходит означает не вечное исхождение Св. Духа, но только временное посольство в мир; в таком случае, прежде всего, мы должны допустить в речи Спасителя странное тождесловие. Ее надобно будет читать так: «когда придет Утешитель, Которого Я пошлю от Отца, Дух истины, Который от Отца посылается, Он засвидетельствует о Мне». А во-вторых, сделается непонятным, зачем глагол исходит поставлен в настоящем времени, когда речь о будущем посольстве Св. Духа, и когда это же самое посольство Спаситель еще прежде не раз обозначал в будущем времени, свидетельствуя об Отце: иного Утешителя даст вам (Ин. 14:16), или: Егоже послет Отец во имя Мое (-26), и о Самом Себе: Егоже Аз послю вам от Отца (15:26). Между тем как, принимая за несомненное, что в рассматриваемом месте говорится о вечном исхождении Св. Духа, мы вовсе не находим ни тождесловия в речи Спасителя, ни чего-либо непонятного в глаголе исходит: напротив, в настоящем времени этот глагол и должен стоять, чтобы сколько-нибудь приблизительно обозначить вечное, т.е. непреходящее и неизменяющееся исхождение Св. Духа, подобно тому, как для означения и Своей вечности Спаситель употребил глагол в настоящем времени, сказав: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь (Ин. 8:58).
3. Наконец, непререкаемо подтверждается гласом всей христианской древности, которая постоянно видела в словах Спасителя: Иже от Отца исходит мысль о вечном исхождении Св. Духа. Довольно здесь припомнить, что в таком точно знаменовании понимали эти слова не только знаменитейшие учители Церкви – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие, но и целый Собор вселенский (второй), внесший эти слова в сам символ веры.
II. То же учение о личном свойстве Бога Духа Святого Церковь содержала с самого своего начала. Это видно –
1. Из древних символов. Так: а) в символе св. Григория Чудотворца, употреблявшемся со времен его в церкви Неокесарийской для общественного наставления народа в вере, читаем: «и един Дух Святый, от Бога имеющий бытие (исходящий) и через Сына явившийся, т.е. людям»; б) в символе, употреблявшемся в Церкви, по свидетельству св. Епифания, со времени первого вселенского Собора до 373 года для оглашения готовившихся к таинству крещения, говорится: «веруем... и в Духа Святаго, Господа животворящаго, от Отца исходящаго, со Отцем и Сыном спокланяемаго и сславимаго».
2. Из учения вселенских Соборов. Так: а) на первом вселенском Соборе Леонтий, епископ Кесарийский от лица всех присутствовавших с следующими словами обращается к некоему философу, просившему вразумления: «принимай единое Божество Отца, неизреченно родившего Сына, и Сына родившегося от Него, и Св. Духа, исходящего от самого Отца (ἐξ αὐτοῦ τοῦ Πατρὸς) и собственного Сыну (ἰδίου δε ὄντος τοῦ Ὑιοῦ)»; б) на втором вселенском Соборе отцы внесли в символ веры, между прочим, слова: «Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима»; в) отцы четвертого вселенского Собора в догматическом послании своем к императору Маркиану писали между прочим: «поборники веры на Константинопольском Соборе оружием истины низложили покушения еретиков, доказав, что, по учению веры Дух Святый есть Господь и Бог, и что Он исходит от Отца».
3. Из учения древних отцов и учителей Церкви. Например: а) св. Василия Великого: «как зиждительное Слово утвердило небо, так Дух, Который от Бога, Который от Отца исходит, сопривнес от Себя все силы, какие в Нем»; б) св. Григория Богослова: «Дух есть истинно Дух Святый, происходящий от Отца, но не как Сын (οὐχ’ ὑιοκῶς), потому что происходит не рожденно (γεννητῶς), но исходно (ἐκπορευτῶς), если для ясности надобно употребить новое слово»: в) св. Иоанна Златоуста: «последователи Македония не захотели веровать, что Дух Святый, неизреченно от Отца исходящий, есть Бог»; г) св. Ефрема Сирина: «Дух Святый не рожден, а происходит из сущности (ἐκ τῆς οὐσίας) Отца»; д) св. Иoaннa Дамаскина: «Сын от Отца, по рождению; Дух же Святый, хотя также от Отца, но не по рождению, а по исхождению. И хотя мы научены, что есть различие между рождением и исхождением; но в чем состоит образ этого различия, не знаем. Только вместе от Отца и рождение Сына, и исхождение Св. Духа. Итак все, что имеют Сын и Дух, имеют от Отца».
* * *
Таковы были: в первом веке – Симон волхв, во втором – Праксей, в третьем – Ноеций, Савелий и Павел Самосатский, в четвертом – Маркелл Анкирский и др. Еретики эти известны вообще под именем Aнтитринитариев.
Таковы были: Филоппон (ок. 540 г.) с своими последователями и некоторые схоластики: Росцелин, Петр Абеляр и др. Эти известны вообще под именем Требожников.
Ибо в греческом тексте: βαπτίζοντες αὐτὺς εἰς τὸ ὄνομα τοῦ πατρὸς καὶ τοῦ υἱοῦ καὶ τοῦ ἁγίου πνεύματος, пред каждым из Них стоит член (τοῦ), указывающий на особое подлежащее, и все они, как различные, совокупляются соединительною частицею (καὶ). Самое же имя Их, хотя трех различных, поставлено в единственном числе и также с членом (εἰς τὸ ὄνομα).