Родился около 190 года, был сыном богатых язычников и получил хорошее образование. Став христианином, он сделался учеником Оригена и вскоре был рукоположен в пресвитера. С 231 г. он был учителем в Александрийском огласительном училище на протяжении 16 лет, а с 247 г., после смерти епископа Иракла, стал епископом Александрийским. За свою борьбу с Савелием и Павлом Самосатским он был назван «великим» и учителем Вселенской Церкви (назван так уже Евсевием и св. Василием Великим).
Во время гонений Декия св. Дионисий был арестован и неожиданно освобожден. Некоторое время руководил Александрийской Церковью из укрытия, потом возвратился в город.
В гонение Валериана был сослан в Ливию.
Участие во многих церковных событиях того времени:
• В вопросе о крещении еретиков он был более близок к взглядам Рима, но употребил все свое влияние, чтобы призвать Рим и Карфаген к умеренности. (Рим признавал его действительным, Карфаген и Кесария — отрицали). См.:
«В собрании братии находился некто, считавшийся давним правоверным ... он пришел ко мне с плачем и самосокрушением и, упав мне в ноги, начал исповедоваться и клясться, что крещение, принятое им от еретиков, было не таково и не имеет ничего общего с нашим, потому что оно исполнено нечестия и богохульств .... он просил меня преподать ему истиннейшее очищение, усыновление и благодать. Но я не решился сделать это...»
Евсевий Церковная история VII, 9
• В вопросе о принятии падших не одобрял чрезмерной строгости: «умирающим, если они просятся, а особенно если они и раньше просили, давать разрешение, дабы они отходили от сей жизни с доброй надеждою»
• В послании уговаривал Новациана в Риме отказаться от незаконно полученного рукоположения и не производить раскола.
• Дионисий переписывался с Дионисием, еп. римским, по поводу распространившейся в то время в Африке ереси модализма или савеллианства.
• Будучи сторонником аллегорич. метода толкования Библии, Дионисий выступал против хилиастов (в т. ч. еп. Непот), , к-рые настаивали на букв. толковании «тысячелетнего Царства Христова» в конце веков.
• По преданию: Когда в Александрии появилась чума, святитель призвал свою паству ухаживать равным образом за больными христианами и язычниками и погребать умерших.
Тропарь Священномученику Дионисию, епископу Александрийскому (Общий), глас 8:
Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереев Богодухновенное удобрение, / Дионисие премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цевнице духовная. / Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак Священномученику Дионисию, епископу Александрийскому (Общий), глас 2:
Насладився, богомудре, воздержания, / и желания плотская ты успил еси, / явився верою возращаемь, / и яко живота древо райское процвел еси, / Дионисие, отче священный.