Послания и письма

Источник

3. К Новациану *

Дионисий Новату1 брату желает здравия. Если ты против воли доведен был до этого2, как ты говоришь, то можешь доказать это возвращением (в Церковь) по своей воле. Все надлежало претерпеть, чтобы только не разделить Церковь Божию. Перенести мучение ради того, чтобы не разделить Церковь было бы не менее похвально, чем пострадать за отказ от жертвоприношения идолам. А по моему мнению, (первое мученичество) было бы даже выше (второго). Там человек претерпевает мучение только ради одной своей собственной души, a здесь ради всей Церкви. Если бы ты даже и теперь убедил или принудил братьев возвратиться к единомыслию, то заслуга твоя была бы более вины, и вина не вменилась бы, а заслуга вызвала бы похвалы. Если же ты не в состоянии будешь сделать этого вследствие неповиновения (братьев), то, по крайней мере, старайся спасти душу свою. Желаю тебе сил для мира о Господе.

* * *

1

Новатом Евсевий ошибочно называет Новациана. Иероним (de viris illustribus, cap. 69) исправляет эту ошибку в своем сообщении об этом послании, тогда как Руфин в своем переводе Церковной истории Евсевия увеличивает ошибку последняго, прибавляя слова: «то́ же написал он Новациану».

2

Т. е. до принятия епископскаго сана. Срв. Евсевия Церковная история VI, 43.

*

Из Церк. ист. Евсев. VI, 45.


Источник: Творения св. Дионисия Великого, епископа Александрийского, в русском переводе / Пер., примеч. и введ. свящ. А. Дружинина под ред. э. о. проф. Л. Писарева. - Казань : Казанск. духовная акад., 1900. - 190 с. / Послание к Новациану. 48-49 с.

Комментарии для сайта Cackle