Часть первая. О Боге и общем отношении его к миру и человеку
Отдел I. О Боге
§ 7. Характер нашего познания о Боге, по учению православной Церкви
Всё учение свое о Боге в символе веры православная Церковь начинает словом: верую, и этим выражает три следующие истины Откровения:
1. Бог не постижим для человеческого разума. Бог во свете живет неприступнем, егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может (1Тим. 6:16). Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1Кор. 2:11).
2. Будучи невидимым и непостижимым для человеческого разума, Бог однакоже благоволил явить Себя людям: а) в творении или откровении естественном: невидимая бо Его от создания мирa твореньми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество (Рим. 1:20), а еще более б) в Откровении сверхъестественном, когда многочастне и многообразне древле глаголал отцем во пророцех, в последок же дней возглаголал нам в Сыне (Евр. 1:1–2), и когда сей единородный Сын Божий, явившись на земле во плоти (1Тим. 3:16), дал нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго (Ин. 5:20), и потом проповедал свое учение через Апостолов, ниспославши на них Духа истины, Который вся испытует и глубины Божия (Ин. 14:17; 1Кор. 2:10).
3. Впрочем, хотя Бог благоволил открыть Себя людям, но и ныне мы видим Невидимого только якоже зерцалом в гадании и ныне разумеем Непостижимого только отчасти (1Кор. 13:12), и ныне верою ходим, а не видением (2Кор. 5:7).
§ 8. Сущность и разделение православного учения о Боге
Сущность всего того, что Бог благоволил открыть нам о Самом Себе, православная Церковь выражает кратко в следующих словах символа Афанасиева: «Вера кафолическая cия есть: да единаго Бога в Троице, и Троицу в единице почитаем, ниже сливающе Ипостаси, ниже существо разделяюще»; или еще короче – в словах Православного Исповедания: «Бог есть един в существе и троичен в лицах» (ч. 1, отв. на вопр. 10). Таким образом, всё православное учение о Боге разделяется на две части: 1) на учение о Боге, едином в существе, и – 2) на учение о Боге, троичном в лицах.
Глава 1. О Боге, едином в существе
§ 9. Учение Церкви о Боге, едином в существе, и содержание этого учения
Православная Церковь преподает нам о Боге, как едином по существу, следующее понятие: «Бог есть Дух вечный, всеблагий, всеведущий, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный» (Простран. Христ. Катих. о чл. 1). Этим понятием о Боге прямо указываются а) Его существо (иначе природа, естество) и б) существенные свойства, и необходимо предполагается в) Его единство по существу.
§ 10. Понятие о существе Божием: Бог есть Дух
Бог есть чистейший Дух, не соединенный ни с каким телом, и, следовательно, природа Его – совершенно невещественная, непричастная ни малейшей сложности, простая. Это видно:
1. Из тех мест Св. Писания, которыми отрицаются в Боге все свойства, необходимо принадлежащие веществу или телу: а) всякое тело ограничено пространством, а Бог ничем неограничен и вездеприсущ – еда небо и землю не Аз наполняю? рече Господь (Иер. 23:24; Пс. 138:7–10); б) всякое тело может подлежать переменам, – у Отца светов несть пременение, или преложения стень (Иак. 1:17) в) всякое тело, как сложенное из частей, разрушимо и тленно, – Бог есть нетленный царь веков (1Тим. 1:17).
2. Из тех мест, где, напротив, Богу приписываются свойства, существенно принадлежащие только духу, как то: а) самосознание и личность, – видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене; (Втор. 32:39; снес. Исх. 20:2–3); б) разум, – о, глубина премудрости и разума Божия! кто бо разуме ум Господень? (Рим. 11:33–34); в) свободная воля, – вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах (Пс. 134:6), и вообще действует вся по совету воли Своея (Еф. 1:11); г) жизнь и непрестающая деятельность – живу Аз, рече Господь (Иер. 22:24), живу Аз во веки (Втор. 32:40); Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Ин. 5:18), – соответственно чему истинный Бог называется Богом живым, в отличие от всех богов ложных (1Сол. 1:9; 1Тим. 6:17).
3. Наконец, из тех мест, где Бог называется Духом: Дух есть Бог, – сказал Спаситель, – и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4:24); Господь Дух есть, – повторил Св. Апостол, – а идеже Дух Господень, ту свобода (2Кор. 3:17).
§ 11. Понятие о существенных свойствах Божиих и разделение их
1. Существенными свойствами в Боге (τὰ οὐσιώδη ἰδιώματα) называются такие, которые принадлежат Ему по самому Его существу и отличают Его от всех прочих существ. И следовательно это суть свойства, равно приличные всем Лицам Пресвятой Троицы, составляющим едино по существу – от чего и называются еще свойствами Божьими общими (ἰδιώματα κοινὰ), в отличие от особенных, или личных свойств (τὰ προσωπικὰ ἰδιώματα), которые принадлежат каждому из Лиц Божеских порознь и различают Их между Собою (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 13).
2. Бог, по существу Своему, есть Дух, а в каждом духе, кроме собственно духовной природы (субстанции), мы, в частности, различаем две главные силы, или способности: ум и волю. Применительно к этому, существенные свойства Божии можно разделить на три класса:
1. На свойства существа Божия вообще, т.е. такие, которые принадлежат равно и самой природе (субстанции) Божьей – духовной, и обеим силам ее, – уму и воле, и отличают Бога, как духа вообще, от всех прочих существ.
2. На свойства ума Божия, т.е. такие, которые принадлежат только одному уму Божиему, и наконец, –
3. На свойства воли Божией, т.е. принадлежащие только одной Божией воле.
§ 12. Свойства существа Божия вообще
Бог, как Дух, отличается от всех прочих существ вообще тем, что они ограничены и по бытию и по силам, следовательно более или менее совершенны, а Он есть Дух неограниченный, или беспредельный во всех отношениях, иначе – всесовершенный. В частности, все прочие существа: а) ограничены по началу своего бытия и продолжению, они получили бытие свое от Бога и находятся в постоянной зависимости от Него и частию друг от друга, а Бог ни от кого не получал бытия Своего и ни от кого ни в чем не зависит – Он самобытен и независим; б) ограничены по образу или форме своего бытия: ибо неизбежно подчинены условиям пространства и времени, и, следовательно, подлежат переменам, а Бог выше всех условий пространства – неизмерим и вездесущ, выше всех условий времени – вечен и неизменен; в) наконец, ограничены по силам в их количестве и качестве, а для Бога нет никаких границ, и в этом отношении – Он всесилен и всемогущ. Таким образом главные свойства, принадлежащие Богу по существу вообще, суть:
1. Беспредельность. Называя Бога беспредельным (ἀόριστος), мы разумеем, что Он не только свободен от всякого ограничения и недостатка, но вместе обладает всеми возможными совершенствами и притом в высочайшей степени, или без всякой степени и меры (ὑπερτελής). Св. Писание изображает это свойство Божие, когда –
а) Называет Бога совершенным и чуждым всякого недостатка: Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя (1Ин. 1:5). Будите совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф. 5:48).
б) Называет великим, и великим бесконечно: велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца (Пс. 144:3); велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа (Пс. 146:5); се, Крепкий, Великий, и не увемы: число лет Его бесконечное (Иов. 36:26).
в) Называет не только сильным, но и единым сильным (1Тим. 6:15), не только благим, но и единым благим (Мк. 10:18), не только святым, но и единым святым (1Цар. 2:2), не только премудрым, но и единым премудрым (1Тим. 1:17), не только бессмертным, но и единым безсмертным (1Тим. 6:16), представляя таким образом, что совершенства всех других существ как бы исчезают перед бесконечным величием Божиим.
г) Называет славным, даже и царем и Богом славы, Господь силы, той есть царь славы (Пс. 23:10); Бог славы возгреме, Господь на водах многих (Пс. 28:3). А величие и слава в Боге не что иное суть, как самые Его совершенства, или нераздельное следствие и проявление этих совершенств.
д) Называет вседовольным и блаженным (1Тим. 1:11; 6:15), который не нуждается ни в чем (Деян. 17:24–25), и всегда имеет веселие пред лицем Своим и сладость в деснице Своей (Пс. 15:11). А такое полное довольство и блаженство необходимо предполагают в Боге полноту совершенств, при сознании которых только Он и может быть вседовольным и блаженным.
Примеч. Должно помнить, что беспредельность и всесовершенство в Боге не есть, как мы уже заметили, какое либо частное свойство Божие, а общее, объемлющее собою все прочие: «Бог, – говорит св. Кирилл Иерусалимский, – совершен во всем..., совершен в ведении, совершен в силе, совершен в величии, совершен в предведении, совершен в благости, совершен в правосудии, совершен в человеколюбии». Теперь перейдем к свойствам существа Божия частным, каковы:
2. Самобытность (αὐτουσία). Самобытным Бог называется потому, что не обязан бытием Своим какому-либо другому существу, а имеет и бытие и всё, что ни имеет, от Самого Себя. Ясное учение о самобытности Божьей находим в тех местах Св. Писания, где говорится –
а) Что прежде Бога не было другого Бога, от которого Он мог бы получить бытие, и что Ему никто ничего не дал. Да увесте и веруете Ми, и уразумеете, яко Аз есмь: прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет (Ис. 43:10). Кто прежде даде Ему, и воздастся Ему? (Ис. 40:14).
б) Что Он есть Бог первый, есть альфа – начало всего. Аз первый, и Аз по сих, кроме Мене несть Бога (Ис. 44:6); Аз Бог первый, и в грядущая Аз есмь (Ис. 41:4, снес. 48:12). Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый, и Иже бе, и грядый, Вседержитель (Ап. 1:8).
в) Что Он имеет живот в Самом Себе и есть самый источник живота. Якоже Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе (Ин. 5:26). Упиются (сынове человечестии) от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я; Яко у тебе источник живота (Пс. 35:9–10).
г) Наконец, что самое имя Ему есть Сый – ὀ ὤν, сый по преимуществу (κατ’ ἐξοχήν). И рече Моисей к Богу, се аз пойду к сыном Израилевым, и реку к ним: Бог отец наших посла мя к вам; и аще вопросят мя, что имя Ему? что реку к ним? И рече Бог к Моисею, глаголя: Аз есм Сый; и рече: тако речеши сыном Израилевым: Сый посла мя к вам (Исх. 3:13–14).
3. Независимость. Под именем независимости в Боге разумеется такое свойство, по которому Он и в существе, и в силах, и в действиях Своих определяется только Сам Собою, а не чем-либо сторонним, и есть самодовольный (αὐτάρκης ἀνενδεής), самовластный (αὐτεξούσιος), самодержавный (αὐτοκρατής). Св. Писание изображает независимость Божию в чертах раздельных, выражая следующие истины:
а) Бог не нуждается ни в чем стороннем, напротив Сам дарует всем всё – не в рукотворенных храмах живет: ни от рук человеческих угождение приемлет, требуя что, Сам дая всем живот и дыхание и вся (Деян. 17:24–25; снес. Ис. 40:28).
б) Ничто стороннее и не может сообщить что-либо Богу ни в отношении к Его бытию и совершенствам, ни в отношении к действиям. Кто уразуме ум Господень, и кто советник Ему бысть, иже научает Его? Или с ким советова, и настави И? или кто показа Ему суд? или путь разумения кто показа Ему (Ис. 40:13–14)? Или кто прежде даде Ему, и воздастся Ему? Яко из Того, и Тем, и в Нем всяческая (Рим. 11:35–36).
в) Бог есть полный владыка над всеми прочими существами, которого, следовательно, никто и ничто не может к чему-либо принудить. Моя есть вселенная и исполнение ея (Пс. 49:12). Господи, Господи Царю Вседержителю, яко во власти Твоей сиe все есть, и несть противумудрствуяй Тебе, внегда восхощеши спасти Израиля; яко Ты сотворил ecu небо и землю, и все удивляемое в поднебесней: и Господь ecu всех, и несть, иже воспротивится Тебе Господеви (Есф. 4:17), яко всяческая работна Тебе (Пс. 118: 91).
г) Бог действительно свободен от всякого внешнего принуждения и действует вся единственно по совету воли Своея (Еф. 1:11).
4. Неизмеримость и вездеприсутствие. Неизмеримость приписывается Богу в том смысле, что Он, как Дух чистейший и притом беспредельный во всех отношениях, не подлежит, в частности, никакому ограничению и пространством или местом, но наполняет Собою всё (ἀπερίγραπτος καὶ τὰ πάντα πληρῶν); а вездеприсутствие – в том, что, наполняя Собою всё, Он естественно находится во всяком месте и присущ всякому существу (πάνταχοῦ καὶ πᾶσι παρών). Вера в вездеприсутствие Божие и учение о нем существовали во все периоды Божественного Откровения:
а) В период патриархальный. Эта вера выражается в словах Иакова и Лавана, когда они утверждали завет между собой: се никтоже с нами есть: виждь, Бог свидетель между мною и тобою (Быт. 31:44; снес. 31:50) и потом в ответе Иосифа жене Пентефриевой: како сотворю глагол злый сей, и согрешу пред Богом (Быт. 39:9)?
б) В период подзаконный. Ясное учение о вездеприсутствии Божием находим в словах Самого Господа: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих: кий дом созиждете Ми? и кое место покоища Моего (Ис. 66:1)? аще утаится кто в сокровенных, и Аз не узрю ли его? еда небо и землю не Аз наполняю? (Иер. 23:24). А столько же ясное исповедание вездеприсутствия Божия – в обращении Давида к Богу: камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо ecu: аще сниду во ад, тамо ecu: Аще возьму криле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя (Пс. 138:7–10), и в молитве Соломона: аще небо, и небо небесе не довлеют Ти, кольми паче храм сей, еюже создах имени Твоему (3Цар. 8:27).
в) В период христианский. Мысль о вездеприсутствии Божием предполагается в замечании Спасителя жене самарянке, что поклонение Богу истинному не может быть привязано к одному только определенному месту, а должно совершаться повсюду (Ин. 4:21–23), и – ясно выражается в словах Апостола: Бог... сотворил весь язык человеч... взыскати Господа, да поне осяжут Его и обрящут, яко не далече от единаго коегождо нас суща (Деян. 17:26–27), также: един Бог и Отец всех, Иже над всеми и через всех и во всех нас (Еф. 4:6).
Примеч. Св. отцы и учители Церкви старались, по возможности объяснить самый способ вездеприсутствия Божия, в предотвращение или опровержение различных заблуждений. И для этого говорили, что Бог вездеприсущ и всё Собою наполняет а) не протяжением или расширением Своего естества, как например, воздух, свет: ибо естество Божие невещественно и совершенно духовно; б) вездеприсущ не действиями только Своего всеведения и всемогущества (τῇ ἐνέργειᾳ), а самым Своим существом (τῇ οὐσίᾳ); в) не так, чтобы ограничивался и обнимался каким-либо местом, напротив Он во всём и вне всего, и следовательно Сам объемлет Собою всё существующее, не будучи однакож каким-либо местом для мирa и существ, в нем обитающих. Впрочем, излагая объяснения вездеприсутствия Божия, пастыри древней Церкви постоянно внушали мысль и о непостижимости этого свойства Божия.
5. Вечность. Когда говорится, что Бог вечен (ἀΐδιος), это значит, что Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени. В Св. Писании это качество –
а) Многократно усвояет Себе Сам Бог: живу Аз во веки (Втор. 32:40); Аз есмь первый, и Аз есмь в век (Ис. 48:12 снес. 41:4; 44:6); Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец (Ап. 1:8 и 17) прежде Мене не бысть ин Бог и по Мне не будет (Ис. 43:10); Аз есмь Сый (Исх. 3:14).
б) Приписывали Ему пророки, например Давид: в началех Ты, Господи, землю основал ecu, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде ecu, и лета Твоя не оскудеют (Пс. 101:26–28); прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты ecu (Пс. 89:3); тысяща лет пред очима Твоими, Господи, яко день вчерашний (Пс. 89:5).
в) Приписывают и новозаветные писатели, из которых св. Павел называет Бога царем веков нетленным (1Тим. 1:17) и единым, имеющим безсмертие (1Тим. 6:16), а Ап. Петр, повторив слова Псалмопевца, что у Бога тысяща лет яко день един, присовокупляет, что и един день пред Господем яко тысяща лет (2Пет. 3:8).
Примеч. Как понимать вечность Божию – объясняют нам Св. отцы и учители Церкви. Это не есть какое-то безначальное и бесконечное время, как обыкновенно представляют, слагающееся из бесчисленного множества частей, преемственно последующих одна за другою, и след. необходимо состоящее из прошедшего, настоящего и будущего, напротив, – это есть одно постоянное, неизменно-пребывающее настоящее, «Бог всегда был, есть и будет, или лучше сказать, всегда есть, – говорит св. Григорий Богослов, – ибо слова: был и будет, означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему: а Сый – всегда. И сим именем именует Он Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе (Исх. 3:14), потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится».
6. Неизменяемость. Неизменяемость в Боге есть такое свойство, по которому Он всегда пребывает один и тот же (ἀναλλοίωντος, ἀμετάβλητος) и в существе Своем, и в Своих силах и совершенствах, и в Своих определениях и действиях. Изображая это свойство Божие, Св. Писание –
а) Устраняет от Бога всякую изменяемость, замечаемую в человеке: не яко человек Бог колеблется, ниже яко сын человеческий изменяется (Чис. 23:19); многи мысли в сердцы мужа: совет же Господень во век пребывает (Прит. 19:21).
б) Устраняет всякую изменяемость, замечаемую во внешней природе: в началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде ecu, и лета Твоя не оскудеют (Пс. 101:26–28). Небо и земля прейдет: словеса же Моя не прейдут (Мк. 13:31).
в) Свидетельствует, что в Боге нет и тени перемены: всяко даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у Негоже несть пременение, или преложения стень (Иак. 1:17).
г) Наконец, представляет Самого Бога говорящим: Аз Господь Бог ваш, и не изменяюся (Мал. 3:6).
Примеч. Св. отцы и учители Церкви, приписывая Богу всецелую неизменяемость во всех отношениях, в частности, для объяснения неизменяемости Его воли и определений по отношению к свободным тварям, различали в Боге, на основании Св. Писания, двоякую волю: первую (θέλημα πρῶτον), и вторую (δεύτερον), иначе предыдущую (προηγούμενον) и последующую (ἑπόμενον), или, как впоследствии начали выражаться, безусловную и условную. Под именем первой воли разумеется такая, по которой Бог желает чего-либо без всяких сторонних условий, например, хощет всем человеком спастися и в разум истины nрииmu (1Тим. 2:4); а под именем последней – такая, по которой Он желает чего-либо по отношению к свободным тварям, под каким-нибудь обязательным для них условием, например послал к людям Своего Единородного Сына, да всяк, именно веруй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16, Мк. 16:16). Таким образом и воля Божия по отношению к свободным тварям, как и ко всем вообще, остается неизменною, и свобода тварей нисколько не стесняется этою волею и ее определениями.
7. Всемогущество. Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченной силой всё производить и над всем владычествовать – от чего называется безразлично и всемогущим или всесильным (παντοδύναμος), и Вседержителем (παντοκράτωρ). В Свящ. книгах находится бесчисленное множество мест, изображающих это свойство Божие. Они свидетельствуют:
а) О всемогуществе Божием вообще. Вем, яко вся можеши, невозможно же Тебе ничтоже (Иов. 42:2); Авва Отче, вся возможна Тебе (Мк. 14:36); у Бога вся возможна (Мф. 19:26), не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк. 1:37). В частности изображают всемогущество Божие –
б) В творении. И рече Бог: да будет свет: и бысть свет (Быт. 1:3); Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (Пс. 32:9; снес. 148:5); Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори (Пс. 113:11 снес. 134:6).
в) В промышлении о тварях и владычестве над ними. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. Отвращшу же Тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся: Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103:27–30). Тебе, Господи, величество, и сила, и слава, и одоление, и исповедание, и крепостъ, яко Ты всеми, иже на небеси и на земли, владычествуеши (1Пар. 29:11).
И еще частнеe свидетельствуют о всемогуществе Божием:
г) В совершении чудес. Кто Бог велий яко Бог наш? Ты ecu Бог творяй чудеса (Пс. 76:14–15). Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса един (Пс. 71:18).
д) В распространении и сохранении Христовой веры и Церкви. Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18). Буяя мирa избра Бог, да премудрыя посрамит: и немощная мирa избра Бог, да посрамит крепкая: И худородная мирa и уничиженная избра Бог, и не сущая, да сущая упразднит (1Кор. 1:27–28). Подобает ему царствовати, Дóндеже положит вся враги под ногама Своима (1Кор. 15:25).
§ 13. Свойства ума Божия
Ум Божий может быть рассматриваем с двух сторон: сам в себе и в отношении к действиям Божиим. В первом случае получаем понятие об одном свойстве этого ума – всеведении; в последнем о другом – высочайшей премудрости.
1. Всеведение. Исповедуя Бога существом всеведущим (τὰ πάντα εἱδώς), разумеем не только то, что Он знает всё, но вместе что Он знает всё совершеннейшим образом. Св. Писание весьма ясно свидетельствует, что –
а) Бог знает всё и совершеннейшим образом. Болий есть Бог сердца нашего, и весть вся (1Ин. 3:20) Бог разумов Господь (3Цар. 2:3), и разума Его несть числа (Пс. 146:5); Вся нага и объявлена пред очима Его (Евр. 4:13); Господи, Ты вся веси..., всех разум имаши (Есф. 4:17). В частности то же Откровенное Слово учит, что –
б) Бог знает Самого Себя. Никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын (Мф. 11:27). Кто весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем? такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1Кор. 2:11).
в) Бог знает всё возможное. Он нарицает не сущая яко сущая (Рим. 4:17) и ведает вся прежде бытия их (Дан. 13:42).
г) Бог знает всё, действительно существующее. Ибо Сам поднебесную всю назирает, ведый, яже на земли, вся, яже сотвори (Иов. 28:24), – и несть тварь неявлена пред Ним (Евр. 4. 13). Он знает всё: аа) в миpe физическом: исчитает множество звезд, и всем им имена нарицает (Пс. 146:4), знает вся птицы небесныя (Пс. 49:11); очи Его назирают всю землю (2Пар. 16:9); наг ад пред Ним, и несть покрывала пагубе (Иов. 26:6); бб) в мире нравственном: пред очима суть Божиима путие мужа: вся же течения его назирает (Прит. 5:21). Той бо зритель есть дел человеческих, утаися же от Него ничтоже от тех, яже творят: Ниже будет место укрытися творящим беззаконная (Иов.34:21, 22). На всяком месте очи Господни сматряют злыя же и благия (Прит. 15:3). Вся сердца испытует Господь, и всяко помьшление разумеет (1Пар. 28:9). Ты един веси сердца сынов человеческих (1Пар. 6:30).
д) Бог знает всё прошедшее. Ибо разумна от века суть Богови вся дела Его (Деян. 15:18), и настанет некогда день, когда Господь будет судить вселенную в правде (Деян. 17:31), когда Он во свет приведет тайная тьмы, и объявит советы сердечныя (1Кор. 4:5), и воздаст коемуждо по делом его (Рим. 2:6).
е) Бог знает всё настоящее. Ад и пагуба явна пред Господем: како не и сердца человеков? (Прит. 15:11). Сам поднебесную всю назирает, ведый яже на земли, вся, яже сотвори (Иов. 28:24).
ж) Бог знает всё будущее. Аз есмь Бог, и несть еще разве Мене: Возвещаяй первее последняя, прежде неже быти им (Ис.46:9, 10). И именно аа) будущее не только необходимое, но и случайное, свободное: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя (Иep. 1:5); Господи... Ты разумел ecu помышления моя издалеча: Стезю мою и уже мое Ты ecи изследовал, и вся пути Моя провидел еси (Пс. 138:2, 3); бб) будущее условное, т.е. такое, которое могло бы случиться при известных условиях, но не случилось по невыполнению условий. Горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вифсаидо: яко аще в Тире и Сидоне быша силы были бывшыя в вас, древле убо во вретищи и пепеле покаялися быша (Мф. 11:21).
2. Высочайшая премудрость. Высочайшая премудрость Божия (σοφία) состоит в совершеннейшем знании наилучших целей и наилучших средств, и вместе – в совершеннейшем искусстве прилагать последние к первым; следовательно есть не что иное, как то же всеведение Божие, только рассматриваемое в отношении к Божественным действиям, или – есть самый разум Божий, рассматриваемый с деятельной стороны. Св. Писание приписывает Богу это свойство со всею ясностью, когда –
а) Представляет Его вообще премудрым, у которого премудрость и сила, совет и разум (Иов. 12:13), единым премудрым (Рим. 14:26; 1Тим. 1:17; Иуд. 25) и источником мудрости для всех: аще кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающаго Бога всем нелицеприемне, и не поношающаго, и дастся ему (Иак. 1:5). В частности –
б) Свящ. писатели Ветхого Завета указывают преимущественно на мир, как на зерцало премудрости Божией. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил ecu, – взывает Давид (Пс. 103:24). Бог премудростию основа землю, уготова же небеса разумом – повторяет в притчах своих премудрый сын Давидов (Прит. 3:19). Господь, сотворивый землю в крепости своей, устроивый вселенную в премудрости Своей, и разумом Своим простре небо, – читаем в книге пророчества Иеримиина (Иер. 10:12).
в) В писаниях Нового Завета изображается преимущественно домостроительство искупления нашего, как дело неизреченной премудрости Божией. Мы проповедуем Христа распята, – говорит св. Апостол Павел в послании к Коринфянам, – Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие: самим же званным Иудеем же и Еллином Христа Божию силу и Божию премудрость (1Кор. 1:23, 24); глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу (1Кор. 2:7). И наконец в другом своем послании, после рассуждения о чудном плане того же великого домостроительства Божия, восклицает: о, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его, и неизследовани nymие Его (Рим. 11:33).
§ 14. Свойства воли Божией
Волю Божию можно рассматривать с двух сторон: саму в себе и в отношении к тварям. В первом случае она представляется нам: а) по естеству своему высочайше-свободною, а б) по свободной деятельности всесвятою. В последнем – является: а) прежде всего всеблагою, – так как благость есть первая и главнейшая причина всех действий Божиих по отношению ко всем тварям, разумным и неразумным; б) потом, в частности, по отношению к одним тварям разумным истинною и верною, – поскольку открывает себя им в качестве нравственного закона для их воли и в качестве обетований, или нравственных побуждений к исполнению этого закона; в) наконец правосудною, – поколику следит за нравственными действиями этих существ и воздает им по заслугам. Таким образом главные свойства воли Божией, или точнее, главные свойства Божии по воле суть:
1. Высочайшая свобода. Бог называется высочайше-свободным (ἐλεύθερος, αὐτεξούσιος) потому, что Он определяет Себя к деятельности совершенно независимо от всякой необходимости или принуждения, как внешнего, так и внутреннего, а единственно на основании представлений (идей) своего совершеннейшего разума. Он и избирает, что хочет, и осуществляет избранное, как хочет. Св. Писание приписывает Богу высочайшую свободу:
а) Вообще во всех Его действиях, утверждая, что Он вся действует по совету воли Своея (Еф. 1:11), и в частности –
б) В сотворении мира. Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори (Пс. 113:11).
в) В промышлении о нем. По воли своей творит в силе небесней, и в селении земнем: и несть, иже воспротивится руце Его, и речет Ему: что сотворил ecu (Дан. 4:32). Владеет Вышний царством человеческим, и емуже восхощет, даст е (Дан. 4:14, 22, 29). Не две ли птицы ценятся единым ассарием? и ни едина от них падет на земли, без Отца вашего: Вам же и власи главнии вси изочтени суть (Мф. 10:29, 30).
г) В искуплении человека. Ибо Отец небесный прежде нарек нас во усыновление Иисус Христом в Него, по благоволению хотения Своего (Еф. 1:5); и Христос Спаситель дал Себе по гресех наших, яко да избавит нас от настоящаго века лукаваго, по воли Бога и Отца нашего, Емуже слава во веки веков (Гал. 1:4, 5).
д) В возрождении нас и освящении. Восхотев, породи нас словом истины, во еже быти нам начаток некий созданием Его (Иак. 1:18); и комуждо из нас дается явление Духа на пользу: овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе... Вся же сея действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет (1Кор. 12:7, 8, 11).
2. Совершеннейшая святость. Называя Бога святым (ἅγιος), мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих тварях. Св. Писание, действительно, и подтверждает, что Бог –
а) Совершенно чист от всякого греха. Бог верен, и несть неправды в Нем (Втор. 32:4); Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя (1Ин.1:5); Он чист есть (1Ин. 3:3).
б) Совершенно верен нравственному закону. Соответственно этому Св. Писание: аа) весьма часто называет Бога святым вообще – Свят Господь Бог наш (Пс. 98:9; Ин. 17:11); бб) в частности выражается, что свято слово Его (Пс. 104:42), свят закон Его (Рим. 7:12), свята мышца Его (Пс. 97:1), во святем путь Его (Пс. 76:14); вв) свидетельствует, что Ангелы на небеси, окружая престол Его, непрестанно взывают друг ко другу – свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его (Ис. 6:3, снес. Ап. 4:8); гг) заповедует, чтобы и мы на земли святили имя Его, подражая Его совершеннейшей святости – по звавшему вы святому, и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз свят есмь (1Пет. 1:15, 16).
в) Ненавидит в тварях зло и любит одно добро. – Мерзость Господеви nymиe развращенни: npиятни же Ему вcu непорочнии в путех своих (Прит. 11:20): мерзость Господеви nymиe нечестивых: гонящыя же правду любит (Прит. 15:9). Возненавидел еси вся делающыя беззаконие (Пс. 5:6).
3. Бесконечная благость. Благость в Боге есть такое свойство, по которому Он всегда готов сообщать и действительно сообщает Своим тварям столько благ, сколько каждая из них может принять по своей природе и состоянию. Эта благость (ἀγαθότης), по различию условий существ, на которые она действует, называется различно: называется благодатью (χάρις), когда дарует блага тем, которые их не заслужили (Рим. 11:5; Еф. 2:5), милосердием (ἔλεος, οἰκτιρμός), когда является на помощь бедствующим и нуждающимся (Лк. 1:72, 78; 2Кор. 1:3), долготерпением (μακροθυμία), когда снисходит к грешникам и, ожидая обращения их, медлит их наказывать (Рим. 2:4; 3:26), милостию (χρηστότης), когда уменьшает наказание за грехи (Рим. 11:22), и т. под. В Св. Писании находится безчисленное множество мест, в которых изображается благость Божия:
а) Вообще. Бог именуется аа) не только благим, но и единым благим, – исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его (Пс. 117:1); никтоже благ, токмо един Бог (Мк. 10:18); бб) не только щедрым и милостивым, но и Отцем щедрот, – щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102:8); благословен Бог и Отец Господа нашего Иucyca Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи (2Кор. 1:3); вв) не только любовию, но и Богом любви, – Бог любы есть и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1Ин. 4:16, снес. ст. 8); мир имейте: и Бог любве и мира будет с вами (2Кор. 13:11).
б) В отношении к тварям. Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делах Его (Пс. 144:9). Отверзшу Ему руку, всяческая исполнятся благости (Пс. 103:28).
в) В особенности к людям. В этом отношении говорится аа), что Бог есть Отец наш – отца не зовите себе на земли: един бо есть Отец ваш, Иже на небесех (Мф. 23:9); сице убо молитеся вы: Отче наш, Иже еси на небесех (Мф. 6:9); бб) что Он отечески внемлет всем нашим молитвам – аще вы лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец ваш небесный даст блага просящим у Него (Мф. 6:11). Наконец вв) как самое разительное свидетельство бесконечной благости Божьей к нам представляется, совершенное Им, дело нашего искупления – тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16). О семь явися любы Божия в нас, яко Сына Своего Единороднаго посла Бог в мир, да живи будем Им. О сем есть любы, не яко мы возлюбихом Бога, но яко Той возлюби нас, и посла Сына Своего очищение о гресех наших (1Ин. 4:9, 10).
4. Совершеннейшая истинность и верность. Мы исповедуем Бога истинным и верным (ἀληθινός, πιστός), потому что Он всё, что ни открывает тварям, всегда открывает неложно и достоверно, и, в частности, какие ни изрекает им обетования и угрозы, всегда исполняет сказанное или непременно исполнит.
Бог истинен во всех Своих откровениях тварям. Это утверждает Св. Писание, когда говорит:
а) Господь Бог истинен есть (Иер. 10:10; Ин. 3:33), Бог истины (Пс. 30:6), и Бог неложный (Тит. 1:2). Невозможно солгати Богу (Евр. 6:18).
б) Слово Его истина есть (Ин. 17:17); словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею (Пс. 11:7) словеса истинна и верна (Ап. 21:5; 22:5).
Бог верен во всех своих обетованиях и угрозах. В этом отношении Св. Писание выражается:
а) о Боге, – не яко человек Бог колеблется, ниже яко сын человеческий изменяется: Той глаголаше, не сотворит ли? речет, и не пребудет ли (Чис. 23:19)? Да держим исповедание упования неуклонное: верен бо есть Обещавый (Евр. 10:23). Аще не веруем, Он верен пребывает; отрещися бо Себе не может (2Тим. 2:13); верен призвавый вас, иже и сотворит (1Сол. 5:24, снес. Втор. 7:9).
б) О самых обетованиях Божиих и угрозах, – елика бо обетования Божия, в том ей, и в том аминь (2Кор. 1:20). Аминь глаголю вам, яко не имать прейти род сей, Дóндеже вся сия будут: Небо и земля прейдет: словеса же Моя не прейдут (Мк. 13:30, 31; Лк. 21:32, 33).
5. Бесконечное npaвocудие. Под именем правосудия, или правды (δικαιοσύνη) здесь разумеется в Боге такое свойство, по которому Он воздает всем нравственным существам, и каждому по заслугам, и именно, – добрых награждает, а злых наказывает.
Общая мысль о правосудии Божием выражается: а) у Псалмопевца – Бог судитель праведен, и крепок (Пс. 7:12), праведен Господь, и правды возлюби (Пс. 10:7); б) в словах Спасителя – приити имать Сын человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими: и тогда воздаст комуждо по деяниям его (Мф. 16:27); в) у Апостола Павла – Иже воздаст коемуждо по делом его: …несть бо на лица зрения у Бога (Рим. 2:6, 11).
Что Бог, в частности, награждает или наградит праведников за всё доброе, об этом свидетельствуют:
а) Псалмопевец, – похвалятся о Тебе любящие имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи (Пс. 5:12, 13).
б) Апостол Павел – подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия, не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление Его (2Тим. 4:7, 8). Кийждо, еже аще сотворит благое, сие npиимет от Господа, аще раб, аще свобод. (Еф. 6:8).
Наконец, что Бог наказывает или накажет грешников за все их злодеяния, в подтверждение этого Св. Писание а) представляет с одной стороны многократные опыты наказаний Божиих, совершившиеся прежде, каковы, –изгнание наших падших прародителей из рая, участь Каина, всемирный потоп, судьба Содома и Гоморры, а с другой – будущий страшный суд, где воздадят человецы строгий отчет даже за каждое праздное слово (Мф. 12:36), и нечестивые будут осуждены во огнь вечный (Мф. 25:41). Кроме того Св. Писание б) свидетельствует, что клятва Господня в домех нечестивых (Прит. 3:33), и воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог (Пс. 93:23); в) называет Бога огнем поядающим, – Бог наш огнь поядаяй есть (Евр. 12:29), и г) человекообразно приписывает Ему гнев и мщение, – открывается гнев Божий с небесе на всякое нечеcmиe и неправду человеков содержащих истину в неправде (Рим. 1:18). Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь (Рим. 12:19). Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть (Пс. 93:1).
§ 15. Истина единства Божия по существу
Из самого понятия о Боге, как Существе безпредельном, обладающем всеми высочайшими совершенствами, необходимо следует, что Он есть един; ибо двух или многих безпредельных и равно совершеннейших существ быть не может, по представлениям здравого разума. И слово Божие, действительно, приписывая Богу бесконечные совершенства, нами уже рассмотренные, называет Его единым.
1. Истина единства Божия весьма часто была повторяема в Ветхом Завете: Ее встречаем –
а) В изречениях Самого Бога к Израильтянам: видите видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене (Втор. 32:39), Аз первый, и Аз по сих, кроме Мене несть Бога (Ис. 44:6).
б) В словах Моисея к тому же народу Иудейскому: да разумееши ты, яко Господь Бог твой, сей Бог есть, и несть разве Его (Втор. 4:35). И еще: слыши Израилю: Господь Бог наш, Господь един есть (Втор. 6:4).
в) В словах Псалмопевца: кто Бог, разве Господа? или кто Бог, разве Бога нашего? (Пс. 17:32). Яко велий ecu Ты и творяй чудеса, Ты ecu Бог един (Пс. 85:10).
2. В Новом Завете истина единства Божия представляется с такою же ясностью и раздельностью. –
а) Сам Спаситель, на вопрос некоего законника: кая есть первая всех заповедей, отвечал: яко первейши всех заповедий: слыши, Израилю, Господь Бог ваш, Господь един есть (Мк. 12:28–29). И в молитве к Отцу Своему небесному произнес: се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога (Ин. 17:3).
б) Св. Ап. Павел, по случаю вопроса о ядении идоложертвенных, писал к Коринфским ученикам своим, между прочим, следующее: о ядении идоложертвенных, вемы, яко идол ничтоже есть в мире, и яко никтоже Бог ин токмо един. Аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси, или на земли: якоже суть бози мнози, и господие мнози: Но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него: и един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем (1Кор. 8:4–6).
в) Тот же Апостол в другом своем послании, доказывая мысль, что человек оправдывается верою без дел обрядового иудейского закона, говорит: или Иудеев Бог токмо, а не и языков? ей, и языков. Понеже един Бог, Иже оправдит обрезание от веры, и необрезание верою (Рим. 3:29–30).