Источник

Введение

§ 1. Понятие о христианском, православно-догматическом Богословии

Христианское, православно-догматическое Богословие есть наука, излагающая христианское, православно-догматическое учение о Боге, или – есть научное изложение христианских православных догматов.

Примеч. 1. Называем свое догматическое Богословие: а) христианским в отличие от всякого догматического Богословия не-христианского: иудейского, магометанского, языческого; б) православно-догматическим в отличие от всякого догматического Богословия христианского, но неправославного: римского, лютеранского и других.

2. Понятия о христианской религии и откровении, о православной Церкви, как хранительнице и истолковательнице христианского откровения, о христианском православном Богословии вообще и его главных отраслях предполагаются известными воспитанниками из «Богословия основного».

3. Слово догмат, по-гречески (δόγμα от δοκέω), значит мнение, учение, положение, определение. В смысле учения и определения употребляется слово это и по отношению к христианской религии в самом Священном Писании, – когда, наприм., говорится, что Христос закон заповедей ветхозаветных ученьми (δόγμαςι) упразднил (Еф. 2:15) и определения апостольского собора, бывшего в Иерусалиме, называются в подлинном тексте догматами (Деян. 16:4).

§ 2. Место догматов в ряду других христианских истин, понятие о христианских православных догматах и их существенные свойства

1. Истины христианского Откровения, заключающегося в Свящ. Писании и Свящ. предании, разделяются на два рода: на истины веры, которые должно усвоять умом верующим, и на истины деятельности, которые должно усвоять волею и осуществлять в жизни.

Истины веры подразделяются еще на два класса: одни относятся к самому существу христианской религии, как восстановленного союза между Богом и человеком, и содержат учение о Боге и Его отношении к миру и в особенности к человеку, определяя, во что и как должен веровать человек, чтобы спастись; а потому и предлагаются нам, как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры.

Другие к существу христианской религии непосредственно не относятся, и содержат в себе или исторические сказания о разных событиях и лицах Церкви ветхозаветной и новозаветной, или частные изречения разных священных лиц, Пророков, Апостолов, Самого даже Христа Спасителя, не относящиеся к существу христианства (наприм. Ин. 1:42, 47; 4:50; 5:8), или пророчества касательно судьбы разных народов, городов и т. под.; а потому, хотя достойны всей нашей веры, будучи изложены в Божественном Откровении, но не предлагаются нам, как необходимые для нашего спасения.

Истины деятельности подразделяются также на два класса: на такие, которые определяют, что должен делать человек, как существо нравственное, призванное в новый союз с Богом, – это собственно нравственные христианские заповеди, и на такие, которые показывают, как христианин должен выражать свое отношение к Богу во внешнем Богослужении, и как христианину подобает в дому Божии жити (1Тим. 3:15), – истины обрядовые и канонические.

В ряду всех этих христианских истин, подразделяющихся таким образом на четыре класса, догматы занимают первое место и заключаются в классе первом.

II. Под именем христианских православных догматов разумеются, открытые нам Богом и преподаваемые православною Церковью, истины веры, которые относятся к самому существу христианской религии и содержат учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, необходимое для нашего спасения, а потому – истины непререкаемые и неизменные. В этом понятии указываются следующие существенные свойства в каждом христианском православном догмате:

1. Как христианский он есть истина, открытая нам Богом, и, следовательно, непременно заключается в Божественном Откровении. По этому свойству христианские догматы называются у св. отцов Церкви Божественными Христовыми, евангельскими, апостольскими, и отличаются а) от догматов всякой другой религии и вообще от истин нехристианских; б) от истин и христианских, но не заключающихся в Божественном Откровении, каковы многие истины, касающиеся церковного Богослужения и благочиния1.

2. Как православный, он непременно есть истина, содержимая и преподаваемая людям православною, истинно-кафолическою Церковью, которая одна только, будучи постоянно руководима Духом Святым, может непогрешительно определять и изъяснять истины Божественного Откровения, – тогда как и каждый из верующих и целые частные церкви не изъяты от опасности заблуждаться. По этому свойству христианские догматы называются у св. отцов церковными, православными, здравыми, благочестивыми, и отличаются а) от догматов неправославных, развращенных, еретических, которых держатся частные церкви, общества и лица, отделившиеся от православно-кафолической Церкви Христовой; б) от частных мнений, какие может составлять каждый из православно-верующих непосредственно на основании Откровения, и которые, будучи даже совершенно верными истине, навсегда останутся только мнениями, так как не содержатся и не преподаются для всех Церковью.

3. Как догмат, он есть истина веры, одна из тех истин, которые относятся к самому существу христианской религии и содержат учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, необходимое для нашего спасения. Что именно в этом полагает сама православная Церковь отличительное свойство своих догматов в ряду всех других истин христианского откровения, ясно свидетельствуют а) ее краткие изложения догматов, или символы веры, где Церковь преподает нам, действительно, только истины о Боге и Его отношении к миру и человеку, необходимые для нашего спасения; а затем б) и изъяснения этих символов православной Церковью в катехизисах.

4. Наконец, как христианский, как православный и как догмат, он есть истина непререкаемая и неизменная, которую все православные христиане обязаны принимать и содержать во всей целости и неприкосновенности, и которую никто из них не имеет права отвергать или изменять: потому что догматы открыты нам Самим Богом, преподаются нам Церковью, учительницею Богоучрежденною, и непогрешимою, и содержат учение, необходимое для нашего спасения. Вследствие этого свойства догматов всяк, дерзающий отвергать или искажать какие-либо из них, через то самое отделяется от общества христиан православно-верующих и лишается надежды на спасение. Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, – сказал св. Апостол, – анафема да будет (Гал. 1:8). «Аще кто либо из всех, – говорят вслед за Апостолом, и отцы Шестого Вселенского Собора, – не содержит и не приемлет догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается ити противу оных: тот да будет анафема, и от сословия христианскаго да будет отлучен и извержен» (правил. 1).

§ 3. Различие православных христианских догматов

Впрочем, хотя все христианские православные догматы имеют одни и те же существенные свойства, но есть между этими догматами и различие, – частью, по их отношению между собою, а частью, по их отношению к нашему уму.

1. В первом отношении различаются: а) догматы общие и основные, иначе называемые членами веры (ἄρθρα τῆς πίστεως), из которых каждый заключает в себе по нескольку других догматов, или служит для них каким-либо основанием, и б) догматы частные (δόγματα τῆς πίστεως), выведенные из первых, или на них основывающиеся. Совокупность общих догматов, определенная и утвержденная на вселенских соборах, составляет Символ веры. «Членов православной и кафолической веры, – говорится в Православном Исповедании (ч. 1, отв. на вопр. 5), – по символу перваго, –Никейскаго, и втораго, – Константинопольскаго, соборов, двенадцать. В них так ясно изложено все, принадлежащее к нашей вере, что мы ни более, ни менее и не иначе должны верить, как согласно с разумением оных отцов. Впрочем, некоторые из сих членов ясны и вразумительны сами по себе, а другие заключают в себе нечто сокровенное, по которым разумевать должно и прочее». Вывод и определение догматов частных на основании символа веры, св. Церковь предлагает нам в своих пространных исповеданиях или катехизисах.

2. По отношению к нашему разуму: а) одни догматы непостижимы для него и называются тайнами или таинствами веры, каковы догматы о Пресвятой Троице, о воплощении Сына Божия, об искушении; б) другие, более или менее, постижимы, каков, например, догмат о Промысле Божием. Первые приемлются нами только верою и из одного сверхъестественного Откровения, а последние могут быть усвояемы нами не верою только и не из одного сверхъестественного Откровения, но отчасти и рассуждающим разумом из откровения естественного.

§ 4. Источник и образцы христианского православно-догматического Богословия

1. Все христианские догматы сообщены людям Самим Богом в сверхъестественном Откровении. И потому единственный источник для православно-догматического Богословия есть Божественное Откровение, т.е. Св. Писание и св. предание.

2. Но, чтобы люди могли правильно понимать эти догматы и не уклонялись в заблуждения и ереси, православная Церковь, как Богоучрежденная и непогрешительная учительница, всегда предлагала и предлагает верующим образцы веры, краткие и довольно обширные, которые должны быть образцами и для православно-догматического Богословия.

1. К числу кратких принадлежат:

а) Никео-цареградский символ, составленный на первом и втором вселенских Соборах и принятый вселенской Церковью за неизменный образец веры на все века.

б) Догматические определения последующих вселенских Соборов, как то – догмат IV вселенского Собора о двух естествах во едином лице Господа нашего Иисуса Христа, догмат VI вселенского Собора о двух волях и действиях в Господе нашем Иисусе Христе.

в) Догматическое учение, встречающееся в правилах десяти поместных соборов, принимаемых православной Церковью, также в правилах или канонических посланиях Св. отцов, поименованных и одобренных шестым вселенским Собором, Трулльским. Например – учение о первородном грехе, о действиях благодати, о необходимости крещения и для младенцев – в правилах (123–130) Собора Карфагенского; учение о таинстве миропомазания – в правиле (48) Собора Лаодикийского; учение об епитимиях – в каноническом послании св. Григория Нисского к Литоию и др.

г) Символ веры св. Григория Чудотворца о Пресвятой Троице, писанный по особенному откровению, и хотя нарочито нерассмотренный на вселенских Соборах, но уважаемый всей православной Церковью.

д) Символ, известный под именем св. Афанасия Великого, излагающий два догмата – о Пресвятой Троице и о таинстве воплощения, также хотя не рассмотренный на вселенских Соборах, но уважаемый всей православной Церковью.

2. К изложениям веры более обширным, в которых православная Церковь раскрывает содержимые ею догматы довольно подробно и обстоятельно, относятся:

а) Православное Исповедание кафолической и апостольской Церкви восточной, составленное Киевским митрополитом Петром Могилой, или по его благословению (ок. 1640 г.), а потом рассмотренное и одобренное всеми восточными патриархами, как Исповедание правое и чистое и принятое православной Церковью.

б) Послание патриархов православно-кафолической Церкви о православной вере. Это Исповедание первоначально было читано и одобрено на Иерусалимском соборе 1672 года, потом послано было в 1723 году от лица всех первосвятителей Востока в ответ христианам Великобритании, как истинное изложение православной веры, а в 1838 г. издано в русском переводе, по определению Св. Синода.

в) Пространный Христианский Катехизис православной кафолической восточной Церкви, рассмотренный и одобренный Св. Синодом и издаваемый для употребления всех православных христиан.

§ 5. Научный характер и метод христианского, православно-догматического Богословия

I. Христианское, православно-догматическое Богословие, как наука, должно выполнить все условия науки. А эти условия требуют, чтобы оно а) изложило догматы в систематическом порядке – возможность такого изложения догматов открывается из того, что хотя многие из них непостижимы для разума, но все они существенно относятся к одному главному предмету – учению о Боге и находятся в самой тесной связи между собой; б) изложило с возможной полнотой, т.е. и все догматы, какие только содержит православная Церковь, и со всех сторон; в) изложило с возможной основательностью, т.е. с указанием достаточных оснований, на которых утверждается каждый догмат. Этим научным характером догматическое Богословие отличается а) от всех образцов и исповеданий веры, более или менее кратких и чуждых строгой системы, в каких преподает догматы сама св. Церковь, и б) вообще от всякого другого изложения догматов, не систематического и не полного.

II. Метод православной Догматики при изложении догматов определяется следующими двумя условиями:

1. Прежде всего, как православная, она должна привести точное определение раскрываемого догмата из кратких или обширнейших исповеданий Церкви, т.е. показать, как учит о догмате православная Церковь. Для этой цели иногда достаточно привести церковное учение о нескольких догматах вместе – в начале отдела или главы, в которых догматы те имеют быть рассматриваемы; потом приведенное учение разложить на части, сообразно с требованием системы, и, по разложению, каждую часть рассматривать отдельно, одну за другою. Но иногда, особенно при изложении непостижимых догматов, необходимо приводить еще частнейшее церковное определение догмата, при подробном его раскрытии.

2. Вслед за церковным определением догмата должна православная Догматика привести самые основания его из Св. Писания и св. предания. Ибо Церковь преподает нам не свое учение и не от себя; ее догматы суть Богооткровенные истины, которые, все до одной, она заимствует из Слова Божия. Главнейшие правила для православной Догматики в этом деле следующие: а) нет нужды приводить все места Писания, какие только могут относиться к известному догмату, а довольно привести одни места яснейшие, так называемые классические; б) извлекать места из Писания и истолковывать, для подкрепления догматов, должно вообще не иначе, как по правилам здравой, православной Герменевтики; в) приводить свидетельства из предания, для подтверждения или пояснения догматов, должно уже после того, как будут приведены свидетельства из Писания – источника христианской веры первого и главнейшего; г) необходимо приводить свидетельства из предания во всех тех случаях, когда свидетельства Писания или недовольно ясны и полны, или подвергаются разным толкованиям и спорам; д) но нет необходимости приводить места из предания там, где места из Писания совершенно ясны и определенны, так что не подвергаются никаким сомнениям и перетолкованиям, ни со стороны православных, ни даже со стороны неправославных.

Примечание. Выполнив эти две существенные обязанности, при раскрытии каждого догмата, т.е. показав, как учит о нем православная Церковь и почему так учит на основании Св. Писания и св. предания, догматическое Богословие может допускать и соображение здравого разума человеческого касательно рассматриваемого догмата (Рим. 15:2; 1Сол. 5:21). Если этот догмат будет истина, доступная уму: в таком случае ум может найти для него новые пояснения и даже подкрепления в кругу собственных познаний. Если же догмат будет таинственный и непостижимый: тогда ум может, по крайней мере, показать, – как тайна эта, – при всей непостижимости своей, светоносна для верующего, как тесно соединена она с другими истинами христианского вероучения, постижимыми для разума, как мысль, ею выражаемая, достойна Бога, сообразна с Его совершенствами и вместе полезна для нравственности человека, как несправедливо отвергать эту тайну потому только, что она непостижима и т. под. Наконец, известно, что и догматы, постижимые для разума, и особенно догматы непостижимые всегда подвергались и подвергаются со стороны вольнодумцев возражениям, которые, большей частью, заимствуются из разума, а потому не иначе могут быть и опровергаемы, как при пособии разума. Надобно только, при этом употреблении разума в области православной Догматики, постоянно удерживать его в послушании вере (2Кор. 10:5), чтобы он не силился объяснить то, что выше его сил, не дерзал мудрствовать паче, еже noдобает мудрствовати (Рим. 12:3).

§ 6. Разделение и подразделение христианского, православно-догматического Богословия

I. Православно-догматическое Богословие, как наука, должна быть верной копией своего предмета: следовательно должна соответствовать ему и в разделении своем на составные части. Предмет этого Богословия суть догматы веры, или такие истины, которые относятся к самому существу христианской религии и содержат в себе учение о Боге и Его отношении к мирy и человеку, необходимое для нашего спасения. Но христианская религия есть не только союз Бога с человеком, каков был союз первобытный, к которому Господь призвал человека, вместе со всеми прочими духовными существами, через самое их сотворение: а союз именно восстановленный, по падении человека, союз, к которому призван непосредственно только падший человек, и призван через искупление во Христе Иисусе. Потому и догматы христианские, излагающие учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, двух родов. Одни содержат учение о Боге и Его отношении к миру и человеку общем (naturali, ordinario), какое имел и имеет Бог и ко всем прочим существам мира. Другие заключают в себе учение о Боге, собственно как Спасителе человеков, и об отношении Его к человеческому роду особенном (supranaturali, extraordinario). На такое разделение догматов как бы указал сам Христос-Спаситель, когда в молитве к Отцу Своему изрек: се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси Иucyca Христа (Ин. 17:3), – выражая, что для достижения спасения нам необходимо познать, во-первых, Бога истинного, т.е. усвоить верою всё то, что преподает христианское Откровение об истинном Боге, и, во-вторых, познать, посланного Им, Иисуса Христа, т.е. усвоить все истины Откровения о нашем Спасителе и, совершенном Им деле нашего спасения. Такое разделение христианских догматов было самое общеупотребительное у древних отцов Церкви, которые совокупность догматов первого рода обыкновенно обозначали словом θεολογία – Богословие, а совокупность догматов последнего рода словом οἰκονομία – таинство искупления, или домостроительство (Eф. 3:9 по тексту подлин.). Оставалось общеупотребительным в Церкви православной и в позднейшее время: «она имеет обычай», – писал в своем «Исповедании кафолической и апостольской Церкви восточной» Митрофан Критопул, бывший к концу XVII века патриархом Александрийским, – «разделять учение свое догматическое на Богословие простое (θεολογία ἁπλῆ), и на Богословие, касающееся искупления (θεολογία οἰκονομική)». Вследствие всего этого и ныне православно-догматическое Богословие может быть разделено на две главные части: 1) на учение о Боге и общем отношении Его к миру и человеку (θεολογία ἁπλῆ), и 2) на учение о Боге-Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду (θεολογία οἰκονομική).

II. Но общее отношение Бога к мирy и человеку состоит в двух главных его действиях: а) в том, что Он всех и всё сотворил, есть Творец мирa, и б) в том, что Он о всех и о всём промышляет, есть Промыслитель мирa. Равно и особенное отношение Бога-Спасителя к человеческому роду состоит в двух главных действиях: а) в том, что Он освящает нас – грешных, или предлагает нам все средства к усвоению нами, совершенного Им спасения, есть наш Освятитель, и б) в том, что Он, по окончании нами земного поприща, требует или потребует от нас отчета, как мы воспользовались этими спасительными средствами, и воздает или воздаст нам по заслугам, есть наш Судия и Мздовоздаятель. А потому обе части православно-догматического Богословия, с большею ясностью, могут быть выражены и подразделены, каждая на две половины или отдела следующим образом:

Часть первая: о Боге и общем отношении Его к мирy и человеку.

Отдел I: о Боге.

Отдел II: о Боге, как Творце и Промыслителе.

Часть вторая: о Боге-Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду.

Отдел I: о Боге Спасителе.

Отдел II: о Боге, как Освятителе и как Судье и Мздовоздаятеле.

* * *

1

Самые цитаты из писаний св. отцов и учителей Церкви, как здесь, так и во всём «Руководстве», для краткости, нами не представлены. А желающие могут видеть эти цитаты в соответствующих параграфах нашего «Православно-догматического Богословия».


Источник: Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия / М.А.Л. = [митр. Макарий (Булгаков)]. - Москва : Синод. тип., 1898. - 368, VIII с. (Авт. установлен по каталогу).

Комментарии для сайта Cackle