Источник

75. О том же

Все нас располагает в сии дни к покаянию: и крест предлежащий очам нашим, и распятый на нем Животодавец Христос, и плачущая при кресте Матерь Господа, и разбойник покаявшийся, и воспоминание об ужасах, бывших при распятии: солнце, покрытое тьмой, камни распадавшиеся, мертвые, восставшие от гробов. Чего нам не достает для поста и молитвы, для скорби и плача о грехах наших? Размышляя обо всем этом, захотим ли предаваться сну и покою? Если вся природа и все народы, даже враги Креста, видя великие события около Креста пришли в ужас, а некоторые даже били себя в перси; то можем ли мы, христиане, размышляющие о сем, не прийти в ужас? Крест водружен посреди земли; утвердим и мы стопы наши на камени заповедей Христовых. Господь орошается за нас кровью и вкушает оцет с желчью, – оросим и мы землю потом и слезами покаянных подвигов. Видя Матерь плачущую при Кресте, восплачем и мы о грехах своих, возведших Господа на Крест. Если для покаявшегося разбойника отверзлись двери рая, то неужели они будут закрыты для нас? Могут быть действительно закрыты, если мы приходим в церковь по обычаю, а не по нужде – омыть грехи свои. Но будет ли для нас время более благоприятнее настоящего? Может быть болезнь посетит нас тогда, когда мы не ожидаем, и смерть постигнет там, где мы не предполагаем, где нет лиц, побуждающих к покаянию. Можно умирая и среди разбойников получить спасение; но можно умереть и среди благочестивых, а самому остаться нечестивым. На кресте растерзано рукописание грехов наших: потому-то около креста приличнее всего оплакивать грехи свои. Крестом убита смерть: поэтому здесь же надлежит искать жизни для мертвенной плоти нашей, здесь же мы должны просить и молить Распятого, дабы Он умертвил мудрования плоти нашей. Какия мудрования? Те, которые наполняют ее там, вне храма, вдали от Христа. Плоть наша слишком мудра и изобретательна для своей роскоши, сластолюбия, для всех удобств жизни временной, и слишком ленива, когда мы ее побуждаем к подвигам покаяния. Но воззри, христианин, на Крест сей, посмотри на него душевными очами веры и чистым сердцем, – не к тебе ли Христос распростер пречистые руце Свои, чтобы обнять тебя – блудного сына и принять тебя в Свои объятия? Не для тебя ли пролил кровь Свою из пречистого ребра, чтобы напоить тебя сей животворной и драгоценной кровью и оживить тебя мертвого прегрешениями? Пора и тебе умереть для грехов и ожить духом, оставить греховные привычки кичливой главы, дерзновенных рук, завистливых очей, нечистых пожеланий. Если ты не умрешь для грехов у подножия Креста, на котором умер за тебя Жизнодавец Христос: то смотри, сам не умрешь ли во грехах своих? Если при кресте только один разбойник покаялся, один только сотник признал Христа Сыном Божиим; то думаешь ли ты, что стоя при Кресте, ты будешь в числе спасающихся? Все вкушаем плоть и кровь Сына Божия; но одни вкушают в оправдание, а другие – в осуждение. Ты тоже пришел сюда искать спасения. Уверен ли ты, что спасешься? Веруешь ли в Распятого от всей души? Решился ли ты более не грешить? А если ты приобщишься и опять возвратишься к прежним греховным привычкам; если станешь опять распинать Сына Божия на кресте своими грехами; то не навлечешь ли сугубый на себя гнев Божий? Не возвращайся на прежнюю дорогу, не раздражай Господа. Бог хотя долготерпелив, но потерпит ли более грехам твоим, – это неизвестно. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle