Источник

76. Об искушениях в пост

Братие! Вот настало и для вас время покаяния, постарайтесь же воспользоваться этим временем, постарайтесь отговеться. Но как отговеться? Грешите целый год, а отговеться думаете в два-три дня; начинаете ходить в церковь со среды или четверга; тогда уже начинаете поститься – голоду боитесь. Да и мы, пастыри, тоже не с понедельника начинаем отправлять богослужение, зная, что в церкви никого не будет. Между тем, если бы мы с понедельника стали молиться, поститься и каяться; то Бог почел бы такое наше усердие за подвиг; но о сем никто не заботится, а каждый думает, как бы скорее отговеться. Вот приходит кто из вас из церкви; жена, в виде друга, является соблазнительницей: «ты утомился, – говорит она, – напился бы чаю; ведь из церкви уже вышли; да притом ты озяб, – на дворе холодно». «В самом деле, – подумает говеющий, – в церкви побывал, жена резонно говорит». А что церковь говорит? Она говорит, что только по захождении солнца дозволяется вкушать сухоядение, кроме Субботы и Воскресного дня; но жена оказывается умнее св. уставов церкви. Далее жена предлагает после чаю покушать постной, безгрешной пищи, советуя подкрепить мужу свои силы. А тут кстати и оправдание готово: «не то сквернит, что входит в уста, а то, что из уст; не нужно только никого осуждать. Строгий пост для монахов, а не для нас мирян». Так убаюкивает жена мужа, а он и рад случаю наесться, напиться досыта. Так поступает большинство говеющих, – поступает вопреки уставов церкви. Если же придется напомнить говеющему, что он незаконно поступает, то он ссылается на жену; жена соблазнила, она сказала: «пусть будет на мне грех, а не на тебе». Разве один за другого может отвечать; разве твой грех вменится ей и ты совершенно свободен от него? Нет. И ты не свободен, и жена делается виновницей твоего греха, как соблазнительница. Не так ли Ева соблазнила своего мужа Адама? Она тоже, быть может, говорила, что грех его берет на себя; а пришлось Адаму за себя самому перед Богом отвечать за грех. Не поддавайся, не верь жене, а слушайся уставов церкви, которая есть истинная твоя мать и больше всего печется о твоем спасении; она если что советует, предлагает, повелевает; то все то, что постановлено Духом Святым на Вселенских Соборах. А жена твоя какая тебе мать? Что доброго она тебе пожелает? Она старается только искушать тебя, чтобы тебя навести на грех. «У тебя дети есть, береги свое здоровье», – такие советы часто от жены приходится слышать каждому из нас, когда решаемся строго поститься и обуздывать свои страсти. Братие! Не жены, а св. Церкви, и св. Евангелия, и Бога надобно слушать; потому что если постигнет нас смерть, тогда жена в стороне будет – нисколько не поможет нам, не избавит нас от заслуженного наказания. Когда явимся на суд, то жена не явится за нас защитником: там и ей страшно будет, там можно будет только услышать упреки от нее: «зачем ты меня слушал?», – скажет она мужу. «Если бы ты был добр, то научил бы и меня. Ты малодушен, ты сам падок на грех: а потому я тебя и соблазняла. Нет! Ты сам от природы был грешен; ступай во ад, и я пойду с тобой». Братие! Горько будет такие упреки слушать. Так не станем же теперь слушать льстивых слов жены своей, теперь поостережемся ее советов. Никогда не будем забывать того, что от одного лукавого совета жены – Евы, погибает теперь во грехах весь род человеческий: проклятие, болезнь и смерть тяготеют над родом человеческим. Много призывается людей ко спасению, а не многие спасаются: «много званых, мало же избранных»80, – Сам Христос сказал. Каждый день себя спрашивай: «попаду ли я в число немногих спасающихся или попаду в число многих погибающих? В рай ли попаду или в ад?» Об этом день и ночь надобно думать. А если станем слушать своих жен, то чего доброго: навеки погибнем, как Адам, которого если бы Христос Господь из ада не вывел, то навеки погиб бы. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle