Источник

77. О соблазнах и искушениях

Православные христиане! Доброе дело дается не легко, но достигается с большим усилием, с большим трудом. Стоит только начать поститься, воздерживаться от пищи и пития, – сейчас появятся соблазны, искушения: то в семействе явятся неприятности, то поднимется брань со стороны недоброго человека, то леность нападает, то во сне станет диавол искушать тебя разными прелестями мира сего. Кто имел страсть к напиткам, тому диавол представляет картины пьянства в привлекательном виде; кто согрешал блудом, тому он начнет изображать картины разврата; а кто к деньгам пристрастен, тому злато и сребро станет показывать. Диавол наяву соблазнял Иисуса Христа пищей, сокровищами мира и гордыней. Блажен тот, кто решится вести смелую борьбу против диавола, до того, пока наконец умолкнут в нем все страсти. Но не вдруг можно достигнуть победы над страстями и над диаволом. И кто выдержит эту борьбу, кто победит диавола; тот получит награду от Бога: «побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем»81, – говорит Дух Святый. В самом деле: за что же и награждать человека вечным блаженством, если не за борьбу его со страстями, если не за победу над диаволом? Монахи отходят в глубокую пустыню, составляют братство, чтобы общими силами бороться с диаволом, – молятся друг за друга, читают Божие писание, предаются строгому посту, воздержанию, безмолвию; покрывают себя рубищами, переносят голод и жажду, холод и жар; предпринимают тяжкие труды, переносят камни с места на место, воздвигают постройки, обрабатывают бесплодную землю: все это они делают для того, чтобы сокрушить плоть свою, смирить буйные страсти, победить диавола. А кто уже умертвил в себе страсти, иссушил плоть, умер для мира; тот берет благословение от настоятеля и удаляется в глубочайшую пустыню; живет одиноко и выходит на борьбу с диаволом один, день и ночь молится и работает до упаду. Тут-то диавол восстает на праведника со всеми адскими силами. Так старец Серафим, пустынник Саровской пустыни, утверждает, что однажды во время молитвы он услышал вдруг за стенами келии вой зверя, потом скопище народа, начавшее ломать дверь келии; выбиты были у двери косяки и брошен к ногам молящегося старца толстый кряж (отрубок) дерева, который восемью человеками с трудом был вынесен из келии. Употреблял диавол еще такого рода искушения: вдруг представилось, что келья подвижника разваливается на четыре части, и что к нему со всех сторон рвутся страшные звери с диким и яростным ревом и криком. Иногда вдруг являлся перед ним открытый гроб, из которого вставал мертвец82. Да, если бы мы описали перед вами все искушения, все нападения, все побои, какие враг наносит подвижнику одинокому в пустыни; то никто из вас не стал бы верить нам, и никто из живущих в мире не решился бы на такие великие подвиги и страдания. Не то удивительно, что Бог попускает такие или другие искушения, в такой или другой мере и степени – тому только подвижнику, который может переносить их; но то, что не было примера, чтобы диавол насмерть убил подвижника, – все-таки наконец подвижник побеждает его. В мире таких искушений не бывает, потому что люди поддаются всякому искушению, соблазну и греху. Когда человек поддается искушению, подпадет под власть диавола, тогда уже легко диаволу заставить человека действовать так, как ему желательно; он легко и удобно возбуждает в таком человеке грешные мысли и желания, удобно заставляет привести их и в исполнение: захочет человек пить, – он найдет ему случай и средства напиться; вздумает предаться сладострастию, – он предоставит случай для удовлетворения греховного пожелания. Словом, всякое грешное желание, какое внушит диавол человеку, – человек старается выполнить. Поэтому – не для чего диаволу видимо являться между нами, не для чего пугать нас, видимо искушать нас, когда мы всегда его волю исполняем. А начните вы строже поститься, вкушайте пищу редко и притом скудную – хлеб да воду, – посмотрите, как диавол станет вооружаться против вас. Испытайте нарочно, решитесь целый день посвятить на богомыслие, вы увидите: сколько соблазнов и искушений встретите со стороны людей: тот пищей станет соблазнять тебя, другой напитками; поднимется брань, клевета, осуждение, насмешки. И чем строже ты будешь стоять против искушений, чем усерднее будешь молиться, поститься, тем большие и большие последуют искушения, нападения, скорби, уныние: «к чему тебе поститься, к чему тебе молиться?» – станет говорить мыслям твоим диавол. О, блажен тот, кто не послушает диавола; кто упорно будет стоять в своих подвигах, трудах, в своей молитве, в хождении во Храм Божий, в своем посте и своем Богомыслии, уединении, чтении Богодухновенных книг; кто станет скрывать от людей свои благочестивые дела, – такому Господь даст терпение, крепость духа; вызовет его на высшие подвиги, чтобы через это доставить ему спасение. Какой мир водворится после победы в душе! Какое спокойствие в совести, какой свет в разуме, какая отрада в сердце, какая вера крепкая и надежда на Бога! Тогда и смерть, и суд Божий не страшны будут для подвижника, ибо смерть и суд для грешников люты. Веруйте в Бога и подвизайтесь на поприще покаяния, и Бог приймет ваши труды и помилует вас. Аминь.

* * *

82

Жит. старца Серафима, стр. 68


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle