Источник

125. О прилипчивости и заразительности греха

Да и прилипчивый же проклятый грех! Вот почему трудно человеку оторвать себя от него, отстать от него, убежать от него. Грех – это есть какой-то самый тонкий яд, к которому, если ты только к нему коснешься или он к тебе, то не скоро его отмоешь, очистишь. Некоторый монах пришел в город, и какая-то бесстыдная девица подошла к нему с нечистой мыслью, – он ее ударил рукой по лицу, и что же вы думаете? Два года рука его издавала смрад греха. Некий молодой монах шел в церковь, – старец шел за ним, и вдруг обонял смрад блудной нечистоты. «Что ты думал, идя в церковь?» – спросил его старец. «Блудные помыслы меня смущали», – отвечал монах. Одному монаху принесли корзину с виноградом; но он не принял его, говоря, что он смердит скупостью. Волам подали оный, но и волы не захотели есть. Говорят, что смрад от могилы братоубийцы Святополка разносился на большое расстояние в протечение ста лет. От грехов наших, которые мы вносим даже в наши могилы – земля заражена, воздух, все воды, все поля, все твари, все растения, даже небеса нечисты от них, вот почему св. церковь призывает на землю благодать Божию и освящает по временам все, иначе земля давно воспламенилась бы, и вода, и воздух, и все.

Но живя в мире, между грешниками, наши чувства настолько притупились, что мы, как те, которые привыкают к больничному запаху, – не чувствуем, не ощущаем смрада греховного. Говорю, что грех прилипчив, ибо грешник не может иной отстать от него, хотя бы и хотел. Заразителен, ибо легко переходит от одного человека к другому; прилипчив, говорю: Мария Египетская тридцать восемь лет боролась с блудными помыслами, которые не отставали от нее. Подобно сему, кто долго пьянствует, тому и во сне снятся штофщики и стаканчики, и вдали даже от питейного дома – при воспоминании запах напитков обоняют пьяницы. Распутный тоже не может побороть свою страсть к блуднице и где бы ни был ощущает ее запах. Честолюбивый и гордый – и во сне мечтает о чинах и как бы летает по воздуху. Сребролюбец – и во сне считает свои златницы и серебренники. Грех оскверняет душу и тело до того, что человек никак не может очиститься: разве очистится продолжительным злостраданием или кровью единородного Сына Божия. Иной привык к роскоши, и вы его не можете приучить к воздержанию. Иной к воровству привыкает, и вы ему давайте тысячи – он не перестанет воровать. Иной за воровство не раз был жестоко наказываем; но отстать не мог от хищения. Да, грех чрезвычайно прилипчив, и притом весьма заразителен: есть целые деревни, в которых все заражены или пьянством, или воровством, или распутством. В некоторых деревнях христиане весьма богато жили, пока не было питейного дома. Как только допустили между ними постановку питейного дома – в три года все стали нищими. Вот почему греха мы должны беречься, как огня. Прискорбно слышать, когда некоторые говорят, что иной грешником родился. Знаем, что все грехи делаются наследственными; хотя Господь, по своему правосудию, равными начатками добра наделяет всех при их рождении; но плевелы грехов быстро в некоторых растут от неблагочестивой жизни родителей.

Как святые люди не рождаются, а делаются; так и грешники не рождаются, делаются; ибо хотя от родителей грешных рождаются; но в крещении перерождаются и святы все младенцы, пока не узнают греха. Будем бороться, христиане, всячески с грехом, если мы имели несчастье заразиться им. На то нам в помощь дана благодать Божия, которая далеко сильнее силы греха, и пьяниц делает трезвыми, и блудников целомудренными и святыми, и роскошных воздержными, и гордых – смиренными. Мало ли грешников спаслось? Если мы будем думать, что мы своей силой победим грех; то такое помышление будет несправедливо и греховно, только при помощи Божией исправление возможно: «что невозможно у человеков, то все возможно у Бога», – сам Христос сказал. Надежда на Бога не посрамит, только сам не плошай: на то дана тебе воля; а волю сам Бог не победит: а грех против силы воли нашей весьма слаб. Захочешь получить спасение, и Бог тебе поможет. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle