LI. Речь при пострижении в монашество студента С.-Петербургской духовной академии 3-го курса Ильи Алексеева 71
О непоколебимом шествии по иноческому пути
Приветствую тебя, возлюбленный брат, инок Иоанн, с принятием монашеского звания. Исполнил Господь Бог твоё доброе намерение – принять духовный сан и стать на прямой, верный и беспрепятственный путь служения церкви Божьей; удалены те небольшие препятствия, которые волновали твою душу и отделяли время пострижения тебя в монашество. Да возрадуется теперь душа твоя о Господе, облече бо тя Господь в ризу спасения и одежду нетления! От всей души желаю, молил и молю Господи Бога, да сохранит Он тебя твёрдо и непоколебимо на избранном тобой пути, и да направит все твои силы духовные и телесные к достижению и осуществлению тех целей и надежд, которые предназначаются и возлагаются на тебя новым твоим званием и которых вправе ожидать от тебя церковь. Но это будет зависеть не от одной помощи Божией, но и от твоей воли.
Ты желал принять монашество под великий праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы; думал и я об этом и находил весьма приличным под этот праздник ввести тебя в этот храм для посвящения Богу через пострижение в монашество. При этом я думал сказать тебе в наставление: Пресвятая Дева после посвящения своего Богу, во время пребывания при храме и во храме проводила время в молитве, чтении слова Божия и труде. Эти занятия, при особенной содействующей, благодати Божьей, укрепили Пресвятую деву в добре и возвысили Её до святости без сравнения выше ангелов. Человеку, посвятившему себя на служение Богу, и, тем более, монаху и, особенно, молодому, для сохранения себя в святости, эти три рода занятия особенно необходимы: молитва наполнит его душу чувствами любви к Богу и ближнему, преданности, покорности и благоговения пред Богом; чтение слова Божия и других душеспасительных книг наполнит его ум предметами веры, просветит его взгляд на предметы знания и, вообще, умудрит его жизнь; труды могут пополнить остаток свободного его времени и предостерегут от праздности, которая есть мать пороков. А всё это, в совокупности, соделает жизнь его целомудренной по душе и телу, укрепит его волю в добре и, вообще, выработается в нём твёрдый аскетический характер, каким отличались св. отцы и учители церкви, подвижники веры и благочестия. Вот что я желал сказать тебе, предполагая совершить пострижение тебя в монашество под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Но существо дела не изменилось, говорю это тебе теперь.
Потом, желал ты, желали и другие, думал и я совершить твоё пострижение накануне дня празднования великому угоднику Божию – святителю Николаю Чудотворцу. Тогда я желал указать тебе, в пример и назидание, на некоторые свойства святителя: указать не только на то, что он для всех нас есть правило веры, образец кротости, учитель воздержания, ревнитель православия, что он стяжал смирением высокая и нищетой богатая, но главными образом – на те свойства, которые более идут к твоему возрасту: святитель Николай с юных лет посвятил себя на служение Богу; любовь к храму Божьему и посещение богослужения в молодых летах было его насущной потребностью; высокая христианская благочестивая жизнь была причиной тому, что он рано был удостоен священного сана. Я желал сказать тебе, чтобы и твоя юность была подобна юности святителя Николая Чудотворца, чтобы с молодых лет она закалилась в христианских подвигах и послужила закваской и твёрдым основанием для всего доброго на всё последующее время жизни твоей – даже до гроба, чтобы видящие тебя не назвали поспешным твоё посвящение на служение Богу в иноческом чине, чтобы знающие твою жизнь на деле видели, что юность и старость исчисляются не числом только лет, что бывают и зрелые юноши и юные старцы, что лучший возраст человека – житие нескверное, и что в юности посеешь, то в старости пожнёшь. Вот что я желал сказать тебе, возлюбленный брат, когда думал постричь тебя в монашество под праздник святителя Николая Чудотворца. Существо дела не изменилось, говорю это тебе теперь.
Но вот за три дня до великого праздника христианской радости – явления в Мир Богочеловека ты принял, по выражению церковному, ангельский чин; этим самым ты достойно сретаешь грядущего в мир Спасителя, по неизреченной любви Своей принявшего на себя грехи всего мира и искупившего оные бесконечной жертвой Своей через воплощение, земную жизнь, страдания, смерть и воскресение. Своим новым званием ты всецело посвящаешь себя на служение Ему и Его святой церкви и, отрёкшись от мира, начнёшь приносить первые подвиги монашеской жизни в жертву Богу, в святые дни Рождества Христова. С великой духовной радостью и с благодарным сердцем ты будешь петь в эти дни радостную ангельскую песнь: слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение,.... Слава во вышних Богу! да будет мир и в душе твоей!...
Приклонись с благоговейной покорностью перед неисповедимым Промыслом Божьим, мудро управляющим жизнью людей и ведущим её ко благу, и возблагодари Господа Бога за Его особое попечение о тебе, взыскавшего тебя своими милостями от дней отрочества твоего и приведшего тебя в это святилище высшей богословской науки, под сень сего святого храма и призвавшего тебя на служение Его церкви в иноческом звании. Поистине! Дивны пути Промысла Божия! Будь верен твоему новому званию даже до смерти. Усматривай в призвании тебя к нему особенное действие Промысла Божьего о тебе. Будь благодарен призвавшему тебя и оправдай призвание твоё твоей жизнью и делами.
Ещё, возлюбленный, два слова: в мире ты носил имя св. славного пророка Илии, в монашестве принял имя св. славного пророка и предтечи крестителя Господня Иоанна. Оба эти великие праведники отличились глубокой верой в Бога, подвижничеством и ревностью о славе Божьей. В новом твоём звании тебе особенно необходимо подражать этим свойствам святых, имена которых ты имел, дабы ненапрасно было ношение тобой имён сих великих праведников.
С принятием монашества ты вступаешь теперь в новую среду лиц, окружающих тебя, и с братской любовью принимающих тебя. Будь доверчив им как брат и как сын – твоему духовному отцу. В них ты всегда найдёшь себе добрую и духовную помощь.
Зная вашу любовь, возлюбленные братья, к новопостриженному брату и сыну, я уверен, что на новом пути его жизни поруководите его; но, согласно правилам церкви, я долгом своим считаю напомнить особенно тебе, отец духовный: блюди сего духовного твоего сына, яко зеницу ока; в случае его преткновений, Господь взыщет с тебя за его грехи.
* * *
Произнесена 21 декабря 1885 г. в академической церкви.