33. Поучение в 5-ю неделю Великого поста
Если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, чрез окропление, освящает оскверненных; то кольми паче Кровь Христа... очистит совесть нашу от мертвых дел.
(Евр.9:13–14).
Заметили ли вы, христиане, из ныне прочтённого апостола, то, что он написал? – А он говорил и написал в послании к евреям то, что если в скинии свидения – в походной церкви ветхозаветной – кровь от козлов и тельцов, которою окропляли внутренность и все части церкви – очищала от всякой телесной, наружной нечистоты; то Кровь Христова, пролитая на кресте за грехи всего мира – не очистит ли грехов, на нашей совести лежащих? – Сколько радости и утешения в этих словах? – Ибо, как небо выше земли, так Кровь Христова, пролитая за нас, драгоценнее, выше и святее всякой другой крови. Вот почему мы принимаем эту святейшую кровь! Принимаем для того, чтобы она очистила наши грехи. Так с нашей стороны требуется – во-первых, вера, во-вторых, частое ее вкушение, а в-третьих – достойное принятие оной.
Несчастный тот христианин, который не имеет веры: он не очистится от грехов своих. Вот мы счастливейшие, потому именно, что имеем эту веру, этот дар Божий, который не всякому даётся. Но вера имеет свою меру и свои степени: есть слабая вера, и есть вера крепкая, которая может и горы переставлять. Это вера святых Божиих человеков; она приобретается только святою жизнью. Жаль, что наша жизнь не святая; а не святая потому, что мы не занимаемся святыми делами – строгим постом, молитвою и не читаем постоянно Святого Евангелия; вообще, не заботимся о святости жизни, по причине суетных дел наших. Особенно – наше маловерие доказывается тем, что мы убегаем от Христа. Грешим часто, а принимаем Кровь Христову весьма редко, тогда как первые христиане ежедневно приобщались. Скажи Бога ради: почему ты не хочешь быть святым? Почему часто не приобщаешься – не вкушаешь Плоти и Крови Христовой? Ты обыкновенно говоришь: «я недостоин». – Да кто же из нас достоин? – Впрочем не твое дело судить о том: достоин ли ты, или недостоин; об этом дело судить одного священника; а твое дело просить, и, если позволит, приобщайся. Что препятствует часто приобщаться? – Одни смертные грехи делают тебя недостойным приобщаться Святых Таин, и то те только, от которых ты отстать не хочешь; а не хочешь отстать потому, что твой грех этот есть любимый, задушевный твой грех. Так подумай: Христа ли тебе больше любить, или грех? – Грех мучит, а Христос радует; грех губит, а Христос спасает. Грех – яд диавола: как его любить? – Кто любит грех, тот любит диавола, а не Христа; кто любит добродетель, тот любит Христа, а не диавола. Спроси ты себя и всегда спрашивай Христа ли ты любишь, или диавола? Спастись ли ты хочешь, или погибнуть? Ещё ли грех тебе не наскучил? – Ещё ли грех тебя мало мучил? О, горе нам грешным, что мы больше грех любим, нежели Христа; горе нам! Сами видим, как скоропостижно умирают нераскаянные грешники, и все же не каемся. – Нет! Покаемся, братие – пока Кровь Христова омывает наши грехи; омоем себя, очистим себя ею, прежде нежели закроем очи свои на веки. Господи! Дай нам большую веру, вразуми нас и спаси нас. Аминь.