124. О всеведении и вездеприсутствии Божием
Мне кажется, что нет глупее и неразумнее слов того человека, который говорит: «я тружусь, работаю, а Бог меня не видит; я молюсь Ему, а Он меня не слышит». Как же Он тебя не видит, если Он на всяком месте? Если Он и на небе и на земле, и на море и на суше, и на дворе и в доме, и с Иосифом в темнице, и с пророком Даниилом в пещере со львами, и с Моисеем на горе Синай и на горе Кармил с пророком Илией, и на горе Фаворе, и в раю с разбойником, и в аде с пленниками ада, которых освободил; но что я говорю? Нет места ни на небе, ни на земле, где не было бы Бога, и в теле твоем есть Бог, и в душе твоей, и в уме, и в сердце твоем, – да, говорю, нет места такого, где не было бы Бога: везде Он есть, – все Он видит, все знает и все слышит. Слышит когда ты Ему молишься, просишь Его о чем, слышит и то, когда ты лихословишь или осуждаешь ближнего. Он видит, когда ты Ему перед иконой свечу ставишь, или когда подаешь милостыню Его брату нищему: но видит и то, когда ты сидишь в гостинице или в питейном доме и напиваешься; видит, когда ты крадешь, обираешь ближнего мерой, аршином и весами. Видит тебя и здорового, видит тебя и больного, видит тебя и веселящегося, видит и плачущего, видит богатого и бедного, видит и старого и малого, – видит и птиц летающих в воздухе, и рыб плавающих в воде, и слона большого, и каждого зверя лютого и кроткого, и каждую муху, и малейшую всякую свою тварь, которая просит у него пищи, всякую тварь видит и слышит, и всем доставляет и пищу и питие, и всякое удовольствие, сколько какая желает и может принять.
Как же это ты, человек, говоришь и тем грешишь, что будто бы Бог тебя не видит и тебя не слышит; если все и всех на свете и видит и слышит? Я сказал, что Бог и около тебя и в тебе. А если в тебе, то явно, что Он видит твои мысли и твои желания, видит мысли и желания добрые и святые, видит желания и недобрые и грешные. Видит и знает, когда ты о Нем думаешь, и когда думаешь о своих пожитках, о своем ремесле, о пище и питии. Видит и знает, когда ты желаешь богатства, денег или какой вещи; видит и знает, когда ты желаешь иметь жену, детей, дом, землю, лавку или какое заведение. Видит и знает, и слышит, и может тебе все то дать, о чем ты думаешь и чего желаешь; но Он знает, что для тебя полезно и что для тебя вредно, что может вести тебя ко спасению и что поведет тебя к погибели, – и от всего худого и грешного тебя отклоняет, а что полезно и спасительно для тебя – к тому тебя направляет и ведет, если ты Ему не противишься, ибо не хочет насиловать твою волю, против воли твоей делать, против воли твоей переменять твои мысли, твои желания и намерения. Без сомнения, Бог видит и то, как диавол тебя искушает, и радуется, когда ты поборяешь диавола, не слушаешь его грешных советов и соблазнов, и отгоняешь его от себя крестом и молитвой. Как же ты говоришь, что Бог тебя не видит и не слышит? Он видит и то, что ты теперь стоишь в церкви и молишься Ему; слышит твои молитвы и воздыхания, видит твое усердие и леность, слышит твои прошения, знает, где твои мысли носятся, в церкви ли они, в доме ли они, на базаре ли они, или тут – с тобой? Может быть ты думаешь: «как бы скорее выйти и пойти на базар или сесть за самовар да приняться за чай, за закуску», – все это Он знает и видит, и намерения твои или одобряет, или осуждает, или хвалит, или не хвалит. От Него не может скрыться никакое дело, ни одно слово, ни одна мысль, ни одно желание и намерение, ни один вздох человека и скота, ни одна слеза, – словом: нет ничего на свете малейшего, чего бы Он не видел, не слышал, не знал бы самым ясным и очевидным образом, ибо «очи Его тмами тем крат светлейшие солнца суть», – говорит премудрый Соломон. Помни это, человек, и никогда не забывай, и на Бога не ропщи, и грехи свои не умножай.
«О, бездна премудрости и разума Божия» – да будет благословенно имя Божие во веки веков. Аминь.