126. На день Воздвижения Креста Господня
«Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные». (Мф.24:30).
Значит восплачутся и праведники, и грешники. От чего же все восплачутся? Праведники или святые люди восплачутся от радости, и грешники восплачутся от великого горя, восплачутся от отчаяния. Почему? Потому, что и те и другие увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой. Как святым не плакать от радости, что они увидят Искупителя своего, Спасителя своего, по стопам которого они шли на земле, шли путем узким и несли крест свой? Как не плакать грешникам, которые постоянно Его на земле оскорбляли своими грехами? Что это за знамение Сына человеческого? Это крест Христов – знамение спасения праведников, и знамение укоризны и помышления грешников. Праведники спасаются этим знамением, этим оружием, поражая оным врагов своих душевных и телесных; а грешники не только не несут своего креста, не только не пользуются крестом, как лучшим врачеванием; но еще увеличивают страдания самого Господа: одни гордостью вновь возлагают на него терновый венец; другие прободают Его руки хищением; напоевают уста Его горечью через пьянственные свои напитки; те в ребра Его прободают грешной любовью своей, те ноги гвоздями пробивают, ходя путями нечестивых; те обирают или злословят ближних братий Христовых; такие и подобные сим узрят знамение Христово – крест Господень на небе и самого Господа – Судию всего мира и восплачутся. Одни обрадуются, говорю, при воззрении на это знамение, а другие восплачутся. Увидим и мы, христиане, Сына Божия и его знамение, – и тогда-то и мы восплачем и возрыдаем; но от радости ли или от тяжкого горя – это один Бог знает. Если умрем святыми, и воскреснем, и явимся с открытым лицом, с чистой совестью и с добрыми делами; то услышим над собой благословение Божие и возрадуемся; и если грехи понесем на тот свет с собой, то услышим проклятие, – и придется многим из нас проливать горькие слезы во всю вечность. Поэтому, когда церковь воздвигает крест, то этим напоминает нам о том: какую мы должны вести на земле жизнь. Каким путем идти? Каким оружием защищаться от врагов видимых и невидимых? Какое оправдание мы будем иметь тогда; если теперь живем роскошно, идем широким путем, поступаем по обычаям мира, по внушению страстей, слушаясь искушений диавола? Чем оправдает себя тот, кто постоянно пьянствует и разоряет свое семейство? Чем оправдываться станет человек развратной жизни или женщина? Чем оправдываться станет обирающий брата мерой, весом и аршином? Чем будет оправдываться честолюбец, ругатель, завистник и привыкший осуждать ближнего? Чем будешь оправдываться ты, который в церковь не ходишь, праздников не почитаешь, Божьего писания не читаешь, нищих презираешь, в больнице и в темнице сидящих не посещаешь?
Итак, когда видишь крест воздвигаемый во храме, то скажи сам себе: «это церковь напоминает мне о том, каким путем я должен идти, живя на земле. Путем прискорбным, а не веселым. Каким оружием должен я сражаться с моими страстями. Каким оружием поражать врага. Чем врачевать свои болезни душевные и телесные». Не станем же, христиане, уклоняться от креста – от сего оружия нашего спасения. Премудрость Божия избрала его на такое важное дело; поэтому станем носить его и на себе, и в нашем сердце, как бы он ни был для нас тяжел и горек, чтобы нам с радостью увидеть его на небе – это знамение Божие, веруя тому, что если и восплачемся при воззрении на это знамение; то с надеждой на получение жизни вечной – со всеми святыми и со всеми ангелами. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Аминь.