127. О вездеприсутствии Божием
«Предзрех Господа предо мною выну». (Пс.15:8).
Слушая эти слова пророка и царя Давида, каждый скажет: «вот счастливец был Давид: он всегда видел перед собой Бога, который будто бы стоял у него по правую сторону, с правой руки». Кто же стоял у него с левой стороны? Или враг его или сам диавол, который по тому самому, что Бог стоял у него по правую руку – никакого вреда не мог ему сделать. Потому-то и не боялся Давид своих врагов и всегда побеждал их, что Бог ему помогал. Видел ли Давид Бога телесными очами стоящего около него или только верил сердцем? Очевидно, что очами телесными не видел, а сердцем и случаями жизни уверился в том, что Бог ему всегда помогает, как будто при нем всегда стоит и готов подать ему всякую руку помощи. О! Как бы я желал, чтобы каждый из нас думал и верил, что перед ним стоит Бог! Если будешь думать; то будешь и верить нимало не сомневаясь, что при тебе стоит Бог. Но кто может в этом сомневаться; если Бог и вездесущий, и всевидящий, да еще и всемогущий. Бог на всяком месте, говорю, – нет места такого, на котором бы Его не было. Очевидно поэтому, что Он видит: как ты стоишь и молишься перед ним в церкви и дома, днем и ночью, Он при тебе – спишь ли ты или сидишь, или ходишь, – перед ним открыта и душа твоя и сердце, и память и все. Что, если бы ты постоянно думал, что Бог при тебе? Ей, ты никогда не солгал бы языком своим, не поносил бы брата, не заходил бы в питейный дом, ты никогда не гордился бы, ты никогда не взял бы нитки чужой, зная, что каждый шаг твой, каждое движение руки твоей Бог видит, каждое слово слышит, каждую мысль твою знает. Если бы ты верил, что Бог видит все, – поверь ты скорее согласился бы дать свою руку, чтобы ее отрубили, нежели решился бы работать по праздникам или воскресным дням.
Уверяю тебя, что ты был бы святой человек, был бы безгрешный ангел; если бы крепко верил, что Бог ближе всего к тебе, ближе всех вещей, – даже ближе тела твоего, ближе души твоей; ибо Он в тебе, Он в твоем сердце, «вы храм Божий, вы храм Духа святаго» – говорил часто Апостол Павел; да и сам Бог говорит:"войду к нему и вечеряю с ним и Он со Мною». Поэтому хотя ты спишь, ходишь, обедаешь или ужинаешь – Он всегда при тебе и с тобой. Что, если бы ты, человек, крепко-накрепко помнил, что Бог каждый час, каждую минуту с тобой – с начала рождения до самой смерти? Скажешь: «я грешный человек – не может Бог смотреть на мои грехи». То-то и диво, что Он смотрит и на грехи твои, и на твои добродетели и видит их. Нет! Я больше скажу: если ты веришь, что Сын Божий есть Бог; то веруй и тому, что Он вновь страдает, распинается от твоих грехов. Почему? Потому, что ты в своем теле носишь Его тело, в своей крови – Его кровь: как же Он может не видеть тебя, не знать ни твоих добродетелей, ни твоих грехов? Горе тебе, если ты не веришь, что Бог при тебе и в тебе! Горе тебе, если ты думаешь, что Он далеко от тебя, что Он тебя не видит, не знает! Помни, говорю, крепко-накрепко, что Бог всего тебя знает от ног до головы, знает, что в тебе и около тебя, не разлучается Он от тебя ни на одну минуту, знает твои мысли и желания, и грехи твои, и добродетели – где бы ты ни был, что бы ты ни делал. Спишь ли ты или ходишь, говоришь ли или думаешь, – о нем ли думаешь или о чем-либо грешном, молишься ли Богу или с кем ведешь речь, добра ли кому желаешь или зла, читаешь ли молитву или святое Евангелие, или мирскую книгу, усердно ли молишься Ему или лениво, – все, все, все Он знает и видит, и помогает тебе в добром деле, и отклоняет от худого; если ты имеешь чистый ум, чистое сердце, чистую совесть. О, если бы ты помнил это, что Бог с тобой, и около тебя, и в тебе, – то ты никогда не грешил бы и ничего грешного не говорил бы и не делал бы, повторяя слова царя Давида: «предзрех Господа предо мною выну яко одесную мене есть». Аминь.