Источник

128. В неделю 16-ю по Пятидесятнице

Всякому имеющему (таланты) дается и приумножится. (Мф.25:29).

Из нынешнего Евангелия мы узнаем, что Бог каждому человеку дает таланты, способности, дарования: разум, память, доброе сердце, здоровье, силу – дает и все дарования, так, что иной человек ко всему способен, на все даровит: и иной к одному чему-нибудь имеет особенное дарование. Один имеет здравый разум, а другой твердую память; один к наукам способен, а другой к известному искусству или рукомеслу. Один философ, а другой богослов, а тот писатель на все руки; один к живописи талант имеет, а другой к музыке, или к чему-нибудь другому. Словом, мы видим из примера людей, что Бог очень великие и богатые дарования дает человеку, но только не всякому дает одинаковые дарования и не в равной мере и степени. Дело в том состоит, – Бог требует, чтобы каждый из нас умножал свои дарования больше и больше в протечение своей жизни. Ты спрашиваешь: как мне умножить таланты, если их у меня мало? Как умножить дарования, познания? На это есть много способов и человеческих, и Божеских. Стоит только выучиться грамоте, и тогда легко тебе узнать все, что только тебе нужно знать, и что только на свете делается, – сказано: «учение свет, а не учение – тьма». Неграмотный как во тьме ходит, а грамотный ходит во свете. Из книг можно всему выучиться, что только на свете есть, – не только что делается на земле, но и на небе, ибо в книгах обо всем пишется; каждый грамотный человек старается написать все то, что он видит, слышит или начитал. Не знаешь грамоты, поленился выучиться, – перед тобой есть люди и вещи всякого рода. Хочешь знать какое-либо ремесло – веди дружбу с тем человеком, который знает то или другое ремесло, то или другое искусство, ту или другую науку. Люди разумные слепых и глухих выучивают грамоте и разным искусствам. Мы встречали слепых музыкантов и ремесленников, – слыхали и читали про таких, которые вместо рук ногами и писали, и разные искусные вещи делали; а ты и очи имеешь, и руки, и слух, и не хочешь умножать своих дарований. Веди, говорю, дружбу, знакомство со стариками опытными, с людьми знающими дело, – и ты много талантов, много познаний приобретешь. А книга природы для чего перед тобой раскрыта? В этих тварях, цветах, в этих зверях, мотыльках, малых и больших Божиих тварях усматривается бездна премудрости и разума Божия, присматривайся только почаще, да размышляй, да спрашивай людей и своего разума: что это такое и для чего? Учись строению домов у бобров и у ласточки, трудолюбию – у муравья, мудрости – у пчелы, хитрости – у лисицы, пению – у соловья, – словом, всякая тварь имеет своего рода разум, знает то или другое искусство; потому что всякая тварь есть мысль Божия, тварь Божия, дело Божие, искусство Божие – и зверь, и птицы, и рыбы, и малейшая букашка, и козявка, украшенная многоразличными дарами Божиими. Не хочешь учиться мудрости в Божией книге – у твари Божией, – учись у самого Бога. Спроси святых Божиих человеков: как они приобрели познания – узнавать мысли других, исцелять больных молитвами, изгонять бесов, творить разные чудеса? Они непрестанно молились Богу о даровании им тех или других талантов, и Бог им в этом не отказывал. Но ты, верно, и Богу не умеешь молиться: то-то и горе! И молиться Богу можно выучиться и от Бога, и от людей. Есть и такие святые, которые у Самого Бога выучились молиться Богу: Св. Иоанн Креститель, святые Апостолы и многие пророки. Если св. Апостолы просили Господа, чтобы Он научил их Богу молиться, то почему и тебе не просить Бога о том же? Почему тебе непрестанно не говорить в сердце: «Господи! Научи меня тому, как мне Богу молиться. Как мне просить Тебя, Господи, о том или другом?» Сказал же Господь: «просите и дастся вам». Может ли тебе Бог не дать того, что обещал тебе дать? А Он обещал все тебе дать, о чем ты Его ни попросишь. Но вот горе, что прежде нежели ты вздумаешь о чем-либо просить Бога, ты столько в мире успеешь нагрешить, что теряешь Божию милость к себе прежде, нежели выучишься молиться Богу. К несчастью, сами родители тому причиной, что не учат детей с малолетства, как Богу молиться. Дети от детей балованных с малолетства выучиваются разным деланиям кукол, игрушек, покупаемых родителями в игрушечных лавках, выучиваются друг от друга разным песенкам, пустой болтовне, родители сами, одевая их, как кукол, приучают разным детским прихотям и прежде, нежели дети выучатся Богу молиться – выучиваются многому кое-чему грешному. Не значит ли это: с детства детям полагать препятствие к умножению дарований Божиих? О, взыщет когда-нибудь Бог со всех нас и отнимет от нас и от детей наших и те дарования, которые мы имеем и дети наши, – за то именно, что мы не умножали свои дарования, а подавляли их, помрачали, убивали.

Боже! Сам нас научи всему доброму и полезному. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle