129. На день св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». (1Ин.4:16).
Слышишь ли, что говорит учитель любви – св. Апостол Евангелист Иоанн Богослов? Он говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем пребывает».
Какая радость! Какое утешение! Не ты ли сам на земле ищешь сей радости, сего утешения в любви? Но поскольку не там ищешь, где следовало бы искать, то и не находишь – ни радости, ни утешения. В детях ищешь утешения, в жене, в друзьях, в деньгах, в питейных домах, в гостиницах, в клубах, в пиршествах. Но закроешь очи, и конец твоей радости, твоего утешения. Ты спроси, кто нам дал сердце? Кто вложил любовь в сердце? Кто сделал оное источником радости и утешения? Бог, который Сам собой, сам в себе есть и любовь, и источник любви. «Бог есть любовь», – сказал Апостол. Почему же ты в самом источнике любви – в самом Боге не ищешь радости и утешения? Почему ищешь все это в реках, в ключах, в ручьях, истекающих из моря? Бог Сам есть море любви, море беспредельное. Что же делать тебе, спросишь, чтобы найти тебе этот источник, это море любви, радости и блаженства? Ищи это все в Самом Боге. Где Его найти? Ищи Его в твоем сердце. Выбрось из сердца все то, что ты доселе любил, или что и теперь еще любишь: любовь к жене, к детям, к деньгам и проч. и прими Бога в свое сердце. Ведь Он давно стучит и просится к тебе: «вот стою я при дверях сердца твоего, и стучу», услышь этот стук, отворишь двери сердца, а Он войдет в тебя и станет жить в тебе.
Чтоб Бог вошел в сердце твое – надобно самому тебе жить по-Божьему: ходить в церковь, читать прилежно св. Евангелие, исполнять все там написанное, любить Бога всей душой и ближнего как себя любишь; тогда и Бог возлюбит тебя и придет к тебе Сам. «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем пребывает», – говорит Апостол. Бог вездесущ и человеческому сердцу присущ. Почто же ты затрудняешься Его искать? Почто ты ищешь Его везде, если Он около тебя и в тебе? Почто простираешь любовь свою к лицам и вещам тленным и увядаемым, которых или ты сам же оставишь, или они тебя оставят; и Бог – если ты возлюбишь Его более всего на свете, и Он тебя возлюбит; то Он тебя никогда не оставит ни в жизни, ни в смерти, ни после смерти – во всю вечность. Даровавши тебе столько земных удовольствий – пожалеет ли Он наградить тебя и вечными благами? Никогда, потому что Он свою тварь всегда любил и любит; только ты не отталкивай Его от себя своими грехами.
Не прельщайся миром и его благами; не отдавай сердца своего всякой твари, потому что оно у тебя одно, и Бог ни с кем не хочет делиться твоим сердцем, а просто говорит: «сыне, даждь Мне твое сердце, дай его Мне одному – никому другому его не отдавай: ни отцу, ни матери, ни жене, ни детям, ни друзьям, и никакой твари. За то вечно будешь наслаждаться радостью и утешением. Будешь Меня одного любить, так и я буду тебя любить, и осчастливлю тебя навеки; а не будешь Меня любить, и Я тебя не стану любить. Для того Я и дал тебе одно сердце, чтоб и ты Меня одного любил. Я не сказал тебе: люби отца своего и матерь свою; а сказал: «чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли»». Есть степень любви и мера любви; но самая высочайшая степень и мера любви должна быть та любовь, которой мы должны любить единого Бога, как в заповеди сказано: «возлюбиши Господа Бога твоего всею душею твоею, всем сердцем твоим и всем помышлением твоим». Так оно и должно быть, а не иначе. Ей, и Аминь.