Источник

Поучение 123. О ложных добродетелях

Не верь в свои добродетели, хотя они были бы самые высокие; никогда не думай о себе, что ты уже много сделал в жизни своей добра. Гораздо безопаснее для тебя думать о себе смиренно и невысоко. Иной думает, что если он подал милостыню, поставил свечу пред иконами и совершил обычную молитву, то все уже сделал, что нужно христианину для спасения; другой думает, что если он много в жизни пострадал, потерял имение, или здоровье, то уже и заслужил вечную награду, уже он свободен от грехов. Нет, смотри всегда за своим сердцем, обсуживай строже дела свои, и не верь своему сердцу; – диавол может искушать не только грехами, но и добрыми делами. Сидит пророк Иов под широкими листьями тыквы и думает: «ну я великое горе перенес, был на дне моря, попал в утробу морского чудовища–кита, теперь мне остается отдохнуть, – пусть Ниневия, город великий, погибает, а я отдохну здесь». «Нет», – говорит Бог: – «Ты слишком самолюбив, ты думаешь, что побывал в утробе кита, уже ничего не боишься; напрасно ты так высоко о себе думаешь. Я велел червю подточить корень тыквы, и жаркому ветру иссушить листья этого растения. Знаю, что тебе не жаль этих Ниневитян, которые погибают в невежестве о Боге и пороках; сейчас же ступай и научи их богопознанию, обличи их во грехах, скажи им пусть они покаются – Я их помилую». И дивны дела Божии! Ниневитяне покаялись, город их остался не разрушенным. Так Бог и всегда поступает: где видит, что пороки и беззакония умножаются, – туда посылает Он пророков и учителей, если знает, что они покаются, а туда не посылает, где учение и просвещение не принесет никакой пользы. Бедность ваша братие причиною тому, что Бог имеет об вас попечение: бедность очищает душу и делает человека способным к уразумению истин Божественных, но сия же бедность и злострадания не дают вам права грешить. В лице богатого грехи богоненавистны, а в лице бедного они еще отвратительнее; потому, что Бог особенное попечение имеет о бедных. О том не для чего Ему заботиться и промышлять, кто своею хитростью нажил себе состояние, а к бедняку, как к добродетельному Товии, Он приставляет Ангела, чтобы он его кормил, чтобы подвиг сердца и утробы сердобольных людей, чтобы они его питали. Или ты думаешь, что Бог только о неразумном звере и безрассудной птице имеет попечение? Ошибаешься. Ты только берегись грехов, а бедности не бойся; ты только не полагайся на свои злострадания – и не будь беспечен, а напротив: будь не утомим в посте и молитве, пребудь постоянно в подвигах добродетели, – иначе потеряешь и то, что ты доселе приобрел. Евреи гордились тем, что они почивали на законе Моисеевом и были по происхождению чада Авраамовы, а о чистоте своих сердец не заботились; зато потеряли веру в Сына Божия, потеряли отечество, закон и право на вступление в церковь Божию. Поэтому, не суди и ты по наружности о людях, – сердце человека глубоко: – тот, кого ты считаешь грешником, может быть добродетелен пред очами Божиими; тот, которого ты считаешь порочным, есть добродетельнейший человек. Берегись гордости, а не бедности и злостраданий. Грехи везде размножаются, – это такое зелие, которое растет и на сердце богатого, и на сердце бедняка. Иной стоит на краю гроба, а от любимого греха не отстает. Поэтому ты ошибаешься, когда говоришь, что только богатый имеет средство делать добро, а того не видишь, сколько имеет он препятствий быть добродетельным. Ошибается и богатый, который говорит, что бедняк счастливее его тем, что мало имеет средств ко греху, мало повода к соблазнам, к гордости, к роскоши, имеет более свободы молиться и поститься. И тот ошибается и другой. Все зависит от воли человека, от его нрава, от его решимости, а более от воли и благодати Божией. Небольшая тебе честь, если ты держишь пост потому только, что нечего тебе кушать; заслуга тогда только может быть когда ты имеешь вдоволь всякаго рода пищи, а все же исполняешь пост, как заповедует церковь. Небольшая слава, если ты при богатстве даешь милостыню; хорошо – если ты и последние две лепты отдашь. От сердца проистекают наши грехи и добродетели, а не от богатства или бедности.

Авраам был богат, но не сделал в жизни ни единого зла. Не богатство губит человека, а злая воля и страсти; не бедность спасает, а добрые дела. Разумеется, богатому труднее спастись, при богатстве много соблазнов, много помех ко спасению, но блажен тот, кто и при богатстве сумеет спастись. Чего нужно было Соломону, когда он имел и мудрость и богатство; однако отпало от Бога сердце его чрез любовь к женщинам? Чего еще было нужно Иуде, если он пользовался дружбою возлюбленного своего Учителя, и имел благодать воскрешать мертвых, исцелять больных, прогонять бесов? Ему не доставало 30 сребренников. Чего не доставало Ахааву до его царских сокровищ? Сада Навуфея. Чего не доставало Аману – сему гордому вельможе царскому? Не доставало поклонов Мардохея. Чего хотелось Навуходоносору, если он владел всем тогдашним миром? Ему хотелось еще поставить престол свой выше звезд и быть подобным Вышнему. Не сего ли захотелось и диаволу, когда он был Ангелом? Ах! Как опасно сердце человека – для человека; в нем растет и пшеница и плевелы; в нем заражается и добро и зло, свет и мрак, рай и ад, спасение и погибель. «От сердца исходят – помышления злыя, лукавства, – татьбы, хищение и всякое зло», – по словам Самого Иисуса Христа118. Диавол умеет нас прельстить и добродетелями нашими, умеет соблазнять нас и грехами, – и того и другого мы должны беречься, чтобы нам не согрешить, но не должны увлекаться и своими добродетелями; от этого может случиться прельщение от диавола, который тем или другим старается завлечь нас в свои сети. Господи, не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle