Источник

Речь перед вечерней в день Пятидесятницы; произнесена в Херсонском соборе 19 мая 1863 г.

Господь Спаситель наш, перед временем страданий говорил своим ученикам: многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, – Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Иоан. 16:12,13).

Не многое ли надлежало бы и нам – недостойным служителям алтаря Христова, возвестить вам, братия, о тех преславных событиях и чудесах, которые совершила некогда, в день сей, десница Божия во граде Давидове? Не надлежало ли, хотя бы для того только, чтобы и нам, и вам соутешитися общею нашей верою (Рим. 1:12), – не надлежало ли, например, воспомянуть пред вами о том огнеобразном сошествии Св. Духа на Апостолов (Деян. 2:17), коего свидетелями были не одни Иерусалимляне, но и многие народы со всех концов вселенной? – о том непостижимом, сверхестественном озарении свыше, вследствие коего некнижные, худородные робкие Галилеяне мгновенно превратились в неустрашимых проповедников славы Распятого, и стали возносить на разных языках хвалы Богу Вышнему? Не надлежало ли поведать о той непреоборимой силе благодати, которая, воздействовав в сердцах, приявших ее, тысячами повлекла людей всякого пола и возраста к вере во Иисуса Назарея, и наконец, о том неисчерпаемом обилии духовно-животворных струй воды живыя (Иоан. 7:38), которые проторглись в Сионской горнице, и которые, излившись оттоле двенадцатью протоками, потекли по всем направлениям вселенной, чтобы оросить иссохшее от зноя греховного лицо земли, и напоить всех жаждущих спасения Божия.

Но уместно ли нестройным словом восполнять то, что сладкозвучным языком Церкви уже извитийствовано в песнопениях нынешнего дня? Да и к чему послужило бы теперь наше слово человеческое, какое бы оно ни было, когда и мы, и вы ожидаем дыхания устен Вседержителевых, ожидаем Духа, могущего научить (Иов. 33:4) и умудрить всех нас во спасение? Что значим мы земные, слабые, привременные наставники пред тем учителем святейшим, всемирным, вечным, коего и вы, и мы чаем в час сей? Можем ли мы что-либо сказать вам во спасение без Его содействия, а вы принять от нас без Его благодати, когда никто не может и Господом назвать Иисуса (1Кор. 12:3), если Дух благий и правый не снидет к нам, не обновит своих действий в утробах наших, и не созиждет в нас сердца чистого (Псал. 50:12)? Итак, теперь не время обычных разглагольствий и поучений от подобострастных вам человеков; теперь время сердечных воздыханий и молитв; да исполнится и на нас обетование Спасителя нашего о ниспослании Духа. Когда же приидет Он, Дух истины, наставит и нас, и вас на всяку истину.

О, братия! Будем молиться ко Отцу, дабы Он ходатайством Сына послал к нам Духа. Будем молиться к Сыну, чтобы Он умолил Отца и Своими заслугами открыл в сердцах наших путь благодати Духа. Будем молиться к Духу, чтобы Он всесвятый не возгнушался нашей немощи и нечистоты, чтобы исшед от Отца, по заслугам Сына, осенил нас Своим наитием, очистил и освятил. Будем молиться к Преславной, Пресвятой и Животворящей Троице, да помилует нас грешных, и да спасет души наши.

И вот св. Церковь троекратно будет преклоняться перед Отцом и Сыном, испрашивая благодать Пресвятого Утешителя. Братия, преклонимся с ней и мы в духе сокрушения и смирения, преклонимся и преклоним наши телеса и души, сердца и помышления. И если когда, то в эту священнейшую минуту соединим все наши души во един дух о Христе Иисусе, и как бы едиными устами вознесем к престолу благодати пламенную молитву, да Бог и Отец Господа нашего подаст и нам Духа Своего.


Источник: Херсон. Печатано в типографии И. О. Ващенко. 1870

Комментарии для сайта Cackle