Источник

Слово на тот же день Вознесения Христова и по принесении в город той же иконы Богоматери, сказанное 5-го мая 1866 года

Еще до вознесения своего на небо, Господь и Спаситель наш говорил Своим ученикам: не оставлю вас сиры, по умолю Отца и иного утешителя даст вам (Иоан. 14,16,18). И вот не более, как через десять дней по вознесении, обещанный иный утешитель уже был в среде Апостолов. Но чтобы малому стаду Христову и десяти дней не оставаться между волками без видимой обороны и утешения; чтобы будущим проповедникам радостной вести и на милое время не предаваться унынию среди сиротства и одиночества, Иисус Христос, в большее ободрение их, и как бы в залог Своего обещания, благоволил оставить между ними Свою Пречистую Матерь.

Не тоже ли самое с нами, возлюбленная братия, – не тоже ли со святой церковью сего богоспасаемого града?

Оставил нас ныне воскресший Богочеловек; светлый облак взял Его от земли и вознес на небо, где и воссел Он одесную Бога. Но вот и здесь, как бы в восполнение этого лишения, как бы в отнятие и от нас сиротства и одиночества, до пришествия к нам утешителеной благодати, ныне явилась к нам Пречистая Матерь Божия, в чудотворной Ее иконе.

Нельзя не отнестись с живой и искренней признательностью к памяти в Бозе почившего иepapxa, придумавшего нам такую радость5. Пришествие к нам Матери не случайно совпадает с отшествием от нас Сына. Кто не видит, что появление между нами ныне Царицы небесной разливает на настоящий праздник особенный свет и радость? Обетование Святого Духа, данное Апостолам, относится и к нам, и не может не ободрить духа нашего; но кто опять не видит, что и оно получает новую силу и переходит в святой восторг от того, что ныне посетила нас, ныне пришла к нам, как бы из мира горнего, Мати Господа нашего.

И есть, чему радоваться в благодатном пришествии к нам Богоматери. Какого утешения, каких даров земных и небесных не принесла Она от престола благодати! Не напрасно же святая Церковь так прославляет Ее благосердый покров над нами; не напрасно прибегает к Ней весь мир христианский, как к помощнице в бедах, утешительнице в скорбях, решительнице уз греховных, и вообще подательнице всякой благостыни небесной. А при таком любвеобилии и милосердии к нам Приснодевы, кто из нас, братия, не поспешит к Ее досточудному лику, чтобы излить перед ним свои моления, прошения, благодарения?

Итак, прибегайте, возлюбленные, как можно чаще под державный покров Владычицы, изливайте перед Ней ваш дух и сердце, молитесь к Ней о помощи и заступлении; но все это делайте достойно и благочестно. Смотрите, чтобы ваша жизнь не служила преградой и средостением между вами и Царицей небесной, чтобы собственное сердце ваше не зазирало вам и не осуждало вашего дерзновения являться пред Ее святейший лик.

Жизнь наша и всегда должна быть чиста, свята и непорочна. Мы не евреи и не язычники. Мы озарены светом истины Христовой для того, чтобы нам не только всегда быть непорочными и святыми, но и возрастать в святости, через непрерывное освящение благодатью заслуг Христовых. Но теперь, когда нас посетила святейшая Дева, тем паче мы должны истрезвиться и оставить все нечистое и несвятое в нас и в нашей жизни, чтобы достойнее являться к Ее пречистому образу. Припомните, с каким благоговением и притрепетностью, а еще более, с каким приготовлением и с какой чистотой не только душ и телес, но и самих одежд, приступали к пламенеющей и гремящей горе Израильтяне, чтобы принять Синайское десятословие от руки Моисея. Но здесь более, чем на Синае. Здесь не пророк и законодатель с отблеском на лице славы Божией, а боговенчанная Матерь Господа славы и Творца закона и пророков, – Матерь в лучезарном своем лике. Она приходит к нам без труб и грома, без огня и молний, потому что приходит не с законом и прещениями, а с благодатью Сына и Своим благосердым покровом, – приходит не устрашать нас проклятием и смертью, а миловать и воодушевлять небесной помощью всех кающихся грешников.

Подумайте же, с каким чувством любви и благодарения мы должны приступать к досточудному Ее образу, с какой чистотой мысли и чувства должны обращать к Ней свои молитвенные взоры, какой правотой жизни и дел должны знаменовать Ее благодатное присутствие среди нас, чтобы оно было для нас благотворно и спасительно? Одна наружная набожность, поставляемая на месте истинного благочестия недостаточна. Неопустительное хождение в храм, частое лобызание святейшего лика Приснодевы, умильный взор и воздыхания, различные деяния и приношения, – все это достохвально и досточестно, но не существенно в деле спасения и неугодно Господу и св. Богоматери, если не сопровождается исполнением основных и вящщих заповедей закона. К чему напр. послужит для нас учащение во храм, когда мы, входя во святилище Божие, каждый раз вносим в него всех идолов души своей, являемся пред Всевидящее око со всем безобразием гнусных страстей и похотей, которым мы служим и которые не престают до конца искажать в нас образ Божий? К чему послужат для нас умиленные воздыхания и лобызания святыни в храме, когда мы и в храме, и вне храма воздыхая, не выдыхаем из себя духа лицемерия и лукавства, духа вражды и ожесточения, духа злобы и ненависти к ближнему? К чему послужат наши жертвы и приношения, когда они не освящены и не осолены, по заповеди Божией, солью и огнем той беспредельной любви к Богу, которой первее всего требует от каждого из нас Отец небесный, взывая через пророка: Сыне, даждь Ми сердце твое: и возлюбиши Господа Бога твоего всею крепостью твоею? К чему послужат нам сами молитвы и моления, когда они изливаются только устами, а не отрожденное и не проникнутое духом сокрушения, сердце наше не участвует в них?

Молиться перед ликом Приснодевы о прощении грехов, особенно отягчающих совесть, и в тоже время продолжать грешить в том же, значит творить новый и тягчайший грех, отзывающийся презорством и как бы издевкой над всеведением и правосудием Божиим. Молиться об отвращении угрожающих нам бед и напастей, просить о благодатном утешении в скорбях и печалях уже постигших, и в тоже время продолжать жизнь беспечную, среди нетрезвости и пресыщений, среди порочных утех и наслаждений, среди вопиющих неправд и обманов, значит заграждать ток божественной благодати в самом исходище. Молиться о спасении и чаять царствия Божия, а между тем, в безмерном уповании на милосердие Божие и на силу молитв Приснодевы, не только оставаться в небрежии об исправлении своей распутной жизни, но и умножать нечестие, прилагая язвы к язвам и грехи ко грехам, есть открытое богохульство и крайняя степень ожесточения во зле.

Нет, братия, не таковых поклонников Себе ищет Отец небесный; не таковых чтителей любвеобильно приемлет под свой кров и Пресвятая Дева. Если вы не имеете внутреннего благочестия, говорил Господь к Израилю, и не хотите чтить меня достойно; то не являйтесь и в храм мой, перестаньте ходить и по двору моему: ибо егда прострете руки ваши ко мне, отвращу очи мои от вас, и аще умножите моление, не услышу вас: руки бо ваша исполнены крове (Ис. 1:12,15.). Не тоже ли может изречь и святейшая Богоматерь к тем из нас, кои являются пред лик Ее без внутреннего благочестия и с сердцем, не измытым и не очищенным искренним раскаянием и сокрушением? Не так ли же и Она может сказать к нам: измыйтеся и чисти будете, отимите лукавство от душ ваших пред очима моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити и приидите ко мне, и услышу вас (Ис. 1:16,17,18). Вот необходимое условие, чтобы привлечь на себя любвеобильный взор и благоволение пришедшей к нам Царицы небесной!

Но примечаете ли, братья, что отнятие лукавства от душ наших обусловливает собственно нашу жизнь? Являясь для молитвы пред св. лик Богоизбранной Ходатаицы с чистой совестью, мы будем являться как христиане, как присные Богу и святые; но, чтобы оживить нам и саму молитву пред св. ликом, и укрепить в себе дух молитвенный, для сего потребны, с одной стороны – вера и надежда, а с другой –терпение и преданность в волю Божию и Приснодевы.

Вера и надежда. О, это есть краеугольный камень, на котором зиждется все дело спасения каждого из нас; это есть основание всего, что есть в нас доброго и святого; это же есть основание и всякой молитвы нашей ко Господу и к Его Пречистой Матери. И на земле мы не будем никого просить о своих нуждах, если не находим ни в ком сострадания к себе и не уверены, что есть рука, готовая помочь нам. Тем паче, не стали бы мы обращаться с молитвой к небу, если бы не были уверены, что там наш благий Отец, знающей нужды наши и готовый исполнять их, прежде прошения нашего, что там наша Заступница, молящаяся о спасении всякой души христианской, требующей помощи благодатной, что там сонмы ангелов Божиих, радующихся о нашем покаянии и готовых служить нам в деле спасения, – что там целое небо, целый мир святых Божиих, призирающих на нас день и ночь и возносящих к престолу Вседержителя фимиам молитв своих о нашем помиловании.

С этою-то уверенностью, братия, всегда и первое всего, мы должны являться и к досточудному образу святейшей Богоматери. Царица небесная, приседя престолу Сына своего, и от высоты небесной приникает на мольбы всех вопиющих к Ней о помощи; ныне же, явясь среди нас своим божественным ликом, Она тем преискреннее внемлет молитвам нашим, и тем ближе обнимает своим благосердым оком всех притекающих под Ее покров и державу. И вот, чем непоколебимее будет в нашем сердце вера в это благосердие к нам Приснодевы и в силу молитв Ее пред лицом Божиим; чем глубже будет в вас убеждение, что с появлением к нам Ее чудотворного образа, явилась в среде нашей и благодать Божия в мере сугубой: тем слышимее будут пред Ней наши нужды и воздыхания, наши слезы и молитвы. Такая вера в соединении с надеждой, оживляя дух наш, воспламенит в нас всякое моление, и сообщит ему силу непреоборимую, – силу, которая способна проникать небеса, и там, самый гнев Божий, уже движущейся на грешную землю, удерживать и претворять на милость. Такая вера есть один из благодатных плодов, даруемых нам воскресением Иисус Христовым от мертвых. Св. Апостол называет его упованием живым (1Петр. 1:3), – упованием, которое, составляя как бы душу молитвы, никогда не посрамляете (Рим. 5:5). Припомните историю жены Хананейской. Спаситель не внял молитвенным воплям ее об исцелении дочери. Но иноплеменица питала в себе такую веру в могущество Чудотворца галилейского, и такую надежду на Его благость и милосердие, что не преставала вопиять в след Ему. И вот, посланный ко овцам погибшим дому Израилева не только творит по молитве язычницы, но и хвалит ее веру во всеуслышание Израиля. А сколько таких примеров, не говорю, между избранными Божиими, но и вообще в Церкви Христовой?

Несомненно, что и наши молитвы ко Пресвятой, проникнутые верой и упованием, не будут тщетны, если только мы, говоря словами Апостола Иакова, не зле просить будем, да во сластех наших иждивем (Иак. 4:3), – не будут тщетны, но вся возмогут во славу Божию и в наше спасение. Не предстанет к нам видимо Ангел с неба, чтобы в минуту крайнего истощения духа нашего утешить нас и ободрить; не предстанет к нашему одру недуга смертного новый Исаия, чтобы продлить течение жизни нашей лет на пятьнадесять (Ис. 20:6); но предстанет к нам незримо святая Владычица со своим дивным покровом, и, осенив им нашу немощь, прольет отраду в сердце, усладит горечь духа, облегчит страдания плоти, и сам переход в вечность если не отдалит, то умиротворит и сделает его кончиной тихой и безмятежной.

Но молясь с верой и упованием, тем не менее мы должны молиться к Заступнице нашей с терпением благопокорливостью и преданностью в волю Божию, – должны по слову Спасителя, молитися и ни стужати си, т. е. не унывать, если молитвы наши и не тотчас будут исполняемы.

Терпение с молитвой и молитва с терпением есть самая крепкая опора духу нашему среди скорбей и страданий. Без терпения и благодушия, без преданности в волю Божию, мы не успеем ни в каком деле евангельском, а тем более в молитве. Что за молитва, когда я молюсь Христу Богу и не предаю Ему своей воли, своих желаний, и своей жизни, тогда как в Его деснице и жизнь моя, и дыхание, и вся? Повергаясь пред Отцом небесным, мы, еще до заявления пред Ним своих нужд, говорим Ему: да будет воля Твоя! Что это, как не предварительное заверение, что мы, хотя и намерены излагать пред Ним свои нужды; но наперед уже готовы, всецело подчиниться Его воле, и следовать ей неуклонно, хотя бы она была и вопреки нашим желаниям? Да будет воля Твоя! Что это, как не сама молитва о том, чтобы наша жизнь направлялась не по слепому стечению случайностей, тем паче, не по влечению страстей наших и не по прихоти сердца неотрожденного, а по премудрой, благой и всемогущей воле Того, к Кому мы взываем не только как к Отцу человеков и Ангелов, но и как к Богу всех миров и всех тварей. А при таком настроении в нас молитвенного духа, очевидно, что молитва без терпения и благодушия, без благоговейной покорности пред святыми судьбами Промысла, не только не благоугодна, но и невозможна, не мыслима.

О праведниках сказано: Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их (Псал. 33:16,18). Но думаете ли, братия, что Господь всегда избавлял праведников от их скорбей по первой же их молитве? Думаете ли, что всегда ущедрял их тотчас всеми благами, коих они просили? Конечно, случалось и так, но случалось и противное. Припомните, например, скоро ли благоволил Господь обонять благочестивые жертвы и молитвы благочестивой Анны, матери Самуиловой, и избавить ее от множества сетования ея и от множества глумленья над ней (1Цар. 1:16) дарованием ей сына? Скоро ли дождались праведные Захария и Елисавета того радостного дня, когда Милосердный призрел на них, чтобы отнять поношенье их в человецех (Лук. 1:6,25)? А сколько времени молился и плакал Давид, этот муж по сердцу Божию? Сколько ожидал, сколько изнывал он духом и телом, пока наконец, не извлек его Господь из рова страстей и от брения тины? О, долго, долго я молился, говорил он сам о себе, долго ждал я милости от Бога, долго терпел и воздыхал, пока-то наконец Господь приклонился ко мне и услышал вопль мой: терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою.

Таковы, братия, должны быть и наши молитвы пред святым ликом Богоматери. Прибегая к Ней с вашими нуждами, изливайте пред Ней ваши души, подобно матери Самуиловой, истаивавшей от слез и сетования; молитесь пред Ее пречистым образом со слезами, чтобы Вышний, по Ее заступлению, призрел и на вас, как на Захарию и Елисавету, но и терпите подобно Давиду, предавая себя самих и свои скорби в Ее волю и в волю Господа. Поверьте, что там – на небе, лучше нас знают, когда прекратить наши стенания и вопли, когда отереть слезу от очей наших, и обрадовать нас просимым благом. Щедродательная десница Божия, в излиянии своих милостей на земнородных, руководствуется не одной благостью и могуществом, но и премудростью, и святостью, и всеведением. Bocшeдший ныне превыше небес и восседший на престоле силы и славы, Господь, управляя судьбами мира и Церкви, управляет судьбой и каждого из нас; но управляет столько же благосердо и могущественно, сколько премудро и свято. И мы не все то даем нашим детям, чего они просят; и мы не всегда творим по их воле, хотя и всегда их любим; и мы иногда лишаем их вещей, им нравящихся, хотя и знаем, что они будут о том плакать. Не тем ли паче вседержавный Промыслитель вселенной всегда творит с вами по своей премудрости и всеведению? Не так ли же и преблагословенная Матерь Его ниспосылает нам просимое тогда только, когда оно нам во благо и во спасение?

Напечатлеем, братья, эти истины на сердцах наших. Будем посещать св. храм как можно чаще и молиться пред образом Пречистой с чистой совестью и во святыни духа; будем молиться с неослабной верой и упованием на Ее безмерное милосердие; но в тоже время и с полной преданностью в Ее святую волю. При таких только условиях всесильный покров Ее всегда пребудет над нами действенным и спасительным. Аминь.

* * *

5

Празднество принесения чудотворной иконы из сел. Касперовки в Херсон учреждено преосвященным, блаженной памяти, Иннокентием, apxиепископом Херсонским. Да помянет его Господь Бог в царстве славы Своей!


Источник: Херсон. Печатано в типографии И. О. Ващенко. 1870

Комментарии для сайта Cackle