3. Общие сведения о научном наследии А.П. Голубцова
Предисловие
Как говорилось выше, А.П. Голубцов на последних курсах специализировался по русской церковной истории, по каковой дисциплине и было написано им кандидатское сочинение, переработанное вскоре в магистерское на тему «Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны», заслужившее наивысшую оценку у В. Ключевского и Е. Голубинского. В связи с этой работой и вообще с интересом к русской церковной истории и, в частности, к личности Преподобного Сергия профессором было написано несколько небольших работ. Вынужденный, однако, занять по окончании обучения вакантную кафедру «Церковной археологи и литургики» Александр Петрович основную долю своего времени стал уделять этой новой для него дисциплине, особенно по завершении своего магистерского сочинения.
Предмет Церковной Археологии, выделенный в 1844 году из кафедры Общей Церковной Истории и к которому по Уставу 1869 года была присоединена еще и «Литургика», долгое время, чуть ли не сорок лет, влачил в Академии довольно жалкое существование.
До 1868 года здесь перебывало шесть довольно «кратковременных» преподавателей46, из которых ни один не воспринимал церковную археологию как предмет для исследования, как науку, и не написал в этой области ни одной, насколько известно, статьи. Иван Данилович Мансветов, занимавший эту кафедру с 1868 года целых 17 лет, предметом довольно тщательного и плодотворного изучения (как, впрочем, и А.Л. Катанский) избрал литургику, а церковной археологии посвящал лишь отдельные статьи и заметки довольно случайного, можно сказать, содержания, навеянные теми или иными наблюдениями или событиями, например, раскопками в Херсонесе, либо при знакомстве с тем или иным церковно–архитектурным комплексом.
Преждевременно от чахотки скончавшийся в декабре 1885 года в возрасте всего 42 лет, он оставил кафедру без подготовленного воспреемника. Совет Академии предложил временно занять это место профессору А.П. Лебедеву, а первого выпускника 1886 года А.П. Голубцова оставить проф. стипендиатом для подготовки к лекциям по вакантной кафедре, несмотря на то, что Голубцов специализировался по русской церковной истории.
Выбор, как показали последующие годы, оказался весьма удачным. А.П. Голубцов уже в период стипендиатской подготовки осознал печальное состояние церковной археологии и литургики как наук, особенно в сравнении с их состоянием на Западе, а также принципиальные их основы, пути и средства для быстрого подъема их в Академии. Надо сказать, что он не был, в полном смысле, пионером в этой области в России.
Таковым можно назвать профессора Петербургской Духовной Академии но кафедре Церковной Археологии Николая Васильевича Покровского, окончившего Академию в 1874 году и получившего возможность усовершенствоваться в этой области и за границей. Уже в 1885 году в Петербурге литографским способом был издан объемистый, более чем в 800 страниц, весьма подробный курс лекций по церковной археологии, читанный им в 1884/85 гг.
Вполне возможно, что А.П. Голубцов был информирован об этом и руководствовался этим курсом, но, тем не менее, он по всем вопросам своих лекций прорабатывал зарубежные публикации, углубляясь часто более значительно в историю той или иной темы, чем это делал Н. Покровский. Последний, конечно, превосходил А.П. Голубцова и по широте охвата памятников церковного искусства, и по публикациям их для ознакомления с ними специалистов и широкого круга интересующихся церковным прошлым.
Кроме того, А.П. Голубцов считал своим долгом разрабатывать и вопросы литургики и сделал в этом плане немало.
Но значение А.П. Голубцова в истории Академии не ограничивалось научно–педагогическим трудом. Выходец из бедных церковных слоев сельского духовенства, получивший и воспитавший в себе высокие моральные принципы на религиозной почве, он был мужественным борцом за правду, сострадательным человеком и товарищем всем к нему обращавшихся за помощью, авторитетным судьей по спорным вопросам.
Ограниченный объем книги и ее биографическая направленность не позволяют осветить научные достижения профессора, преждевременно скончавшегося в 50 лет в расцвете своей ученой деятельности, когда из области Церковной Археологии им были изданы лишь отдельные статьи – «основательные этюды, которые отличаются большой тщательностью» – по словам историка русской богословской науки Глубоковского, составившего свой труд еще до появления посмертного издания трудов Л. Голубцова – «Из чтений по Церковной Археологии и Литургики».
Мы ограничимся лишь сводкой и систематизацией его трудов.47
Все научные труды профессора А.П. Голубцова можно разделить на три группы: церковно–исторические («И»)48, церковно–археологические («А») и литургические («Л»)49.
1. Церковно–исторические труды
И–1. Образец для подражания. Поучение в день памяти преп. Сергия Радонежского. – ДЧт, 1888, № 9, 95–106 (Студенч. пропов. на день 25 сент. 1885 г.).
И–2. К вопросу об авторе, времени написания, цели и составе «Изложения на лютеры». – ПрТСО, 1888, ч. 42–я, 152–176 (Библиогр. заметка).
И–3. Вступление на патриаршество и поучение к пастве Иосифа, патриарха Московского. –ПрТСО, 1888, ч. 42–я, 327–381.
И–4. Судьба «Евангелия учительного Кирилла Транквиллиона Ставровецкого». – ЧОЛДПр, 1890, № IV, 535–575.
И–5. Его отзыв на исследование иеромонаха Ионы «Учительное Евангелие Кирилла Транквиллиона», представ-ленное в Общество Истории и Древностей Российских – и возвращенное по отзыву автору обратно. – см. Про-токолы ЧОИДР, 1898, кн. 2 (185) от 12 дек. (где отзыв только упомянут – С.Г.).
И–6. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. – ЧОЛДПр, 1891, №1–11, 110–141, № III, 270–312, № V–V1, 521–620, № VII 79–174, № VIII, 275–388. Отд.: М., 1891, V+384 с. (Маг. соч.).
Отзывы: Е.Е. Голубинского и В.О. Ключевского в Ж., 1891, с. 392–398 и БВ, 1892, № 1, 143–4; Н.Г-го в «Страннике», 1892, Т. I, с. 404–408; Н.Н Глубоковского в «Русск. Обозр.», 1892, т. I, 953–959; Дм. Цветаева в Хр. Чт., 1896, № 1, 202–223.
И–7. К характеристике состояния просвещения на Руси. – БВ, 1892, № 1, 97–106 (Речь, произн. пред защитой маг. дисс. 25 ноября 1891 г.).
И–8. Памятники прений о вере, возникших по делу королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. – ЧОИДР, 1892, кн. II, Отд.: М., 1892, XXVI+349 стр.
И–9. О значении преп. Сергия Радонежского в истории русского монашества. – ЧОЛДПр, 1892, № 9, Отд.: М., 1892, с. 45.
И–10. Пятидесятилетие епископства папы Льва XIII – БВ, 1893, № 7, 123–138.
И–11. О путешествиях древних христиан и наших старинных паломников в Святую Землю, Рим и Царьград. –БВ, 1894, № 3, 446–462, № 4, 63–88.
И–12. «Флорищева Пустынь. Историко–археологическое описание В. Георгиевского. – БВ, 1897, № 2, 362–367. (Библиографическая заметка).
И–13. Из истории празднования нового года. – Д. Чт., 1898, № 1, 165–174.
И–14. Надписание гробное преп. отцу нашему Сергию, Радонежскому чудотворцу. – Д. Чт., 1901, № 9, с. 3.
И–15. О начале, первых деятелях (1744–1759) и направлении иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры. – БВ, 1903, № 6, 237–258. (Рефер. чит. на Рижском археологическом съезде 1896 г.).
И–16. Автор древней повести о Феодоровской иконе Божией Матери. – БВ. 1911, 10, 364–371. (Рефер. на ист.-археол. съезде в Костроме в 1909 г.).
2. Церковно-археологические труды
А–1. О греческом иконописном подлиннике. – ПрТСО, 1888, часть 42 я, 131– 151. (Пробн. лекц., чит. 7 сент. 1887 г.).
А–2. Из истории изображений креста. – ПрТСО, 1889, ч. 43–я, 236–299.
Рец.: Никанор, архиеп. Херсонский. Беседы о перстосложении для крестного знамения и благословения. – Странник, 1889, I, 4, 620–628; и отд. СПБ. 1890.
А–3. Бронзовое изображение св. ап. Петра в Риме (объяснение рисунка) –Р. Хр. 1893, VII (29 июня), 30–33.
А–4. Спаситель на троне и молящийся император. – Мозаика в храме св. Софии (V век). Объяснение рисунка. – Р. Хр., 1893? XI (17 окт.), 25–29.
А–4а. Объяснение рисунка «Агнец Божий» в журнале Р. Хр. 1894, кн. 2.
А–5. Церковно–археологический музей при Московской Духовной Академии – БВ, 1895, № 4, 120–140, № 5, 297–317. Отд.: Сер. Посад, 1895, с. 41
А–6. О молитвенных храминах и открытых христианских храмах первых трех веков. – БВ, 1896, № 3, 351–369.
А–7. Древнехристианская символика Воскресения. – Р. Хр., 1896, кн. V, 25–36. <
А–8. О древнейших изображениях Божией Матери. – БВ, 1897, № 1, 25–48.
Рец.: «Евангелист Лука – художник» – ж–л «Баптист», Ростов н/Д, 1909, 2 (15 января), 10–12.
А–9. Происхождение, назначение и устройство римских катакомб. – БВ, 18971 № 4, 68–91.
А–10. Места молитвенных собраний христиан I–III вв. 48 – СП, 1898, с. 43.
А–11. Из истории древнерусской иконописи. – Д.Чт., 1897, № 5, 4–13, № 8, 552–570; № 9, 8–24, № 10, 175–181, № 11, 360–374, Отд.: М., 1897, С. 56.
А–12. Об отношении христиан II–III стол, к искусству – БВ, 1903, № 10. 173–196. (Реферат, чит. на Моск. археологическом съезде, 1890).
А–13. О мере среди церкви в связи с вопросом о происхождении орлеца. – БВ 1903, № 5, 46–64.
А–14. Из христианской иконографии 49 – ТСЛ; 1903, 82 с.
Рец.: Е.К. Редин – Виз. Врем., 1905, т. XII и отд. Искусство и Археология. Библиография, II, СПБ. 1906.
А–15. О старом архиерейском месте в храме. – БВ, 1905, № 7–8, 570–583.
А–16. О наружном виде и изображениях Иисуса Христа. – Правосл. Богосл. Энциклопед., т. VI, 665–676. СПб, 1905.
А–17. О происхождении, символическом значении и устройстве архиерейского посоха. – БВ, 1909, № 6, 260–279. (Рефер., чит. на Черниговском археологич. пл ще 1908 г.).
А–18. Материалы для истории древнерусской иконописи (начало статьи). – БВ 1410, № 5, 182–195.
А–19. Введение в церковную археологию (из лекций). – БВ, 1912, 1, 192–215 – 2 236–268.
А–20. О древнехристианской живописи (из лекций). – БВ, 1912, №№ 4–5, 7–8. t
A–21. Символика в древнехристианской живописи (выдержки из его работ) – Истор. летопись, 1916, 10, 993–998.
А–22. Из чтений по церковной археологии и литургике, ч. 1. Археология, 464 стр. + ч. 2, Литургика, 286 стр. – СП, 1918 (издал Ив. Ал. Голубцов).
А–23. К вопросу о старых академических тезисах и их значении для археологии. БВ, 1903, № 7–8, 414–430. (Рефер., чит. на Киевск. археолог, съезде 1899 г., под оглавием: «К вопросу о Братской иконе богоматери, Богоявленской церкви и старом корпусе Киевской Академии»).
А–24. Н.В. Покровского «Евангелие в памятниках иконографии, преимущество византийских и русских» (Рецензия). – БВ, 1892, № 4, 184–196.
3. Литургические («Л»)
Л–1. Об обрядовой стороне таинства елеосвещения. – ПрТСО, 1888, ч. 42-я, 113–130 (Пробн. лекц., чит. 9 сент. 1887 г.).
Л–2. О перемене темных облачений на светлые на литургии в Великую Субботу Р. Хр., 1893, кн. IV, 32–39.
Л–3. Смысл припева: «Ангел вопияше Благодатней...» – Р. Хр., 1894, кн. V, 40–46.
4Н Nv Л- И) иключпет HiHt А-6 и Л 9.
44 Сборник отшей под NvNu A-I2, А-13, А-23, И-13.
Л–4. Молитва к Святой Троице от преп. отца Сергия, Радонежского чудотворца.– Р. Хр., 1894, кн. VI, 135–139.
Л–5. Чиновник Новгородского Софийского собора, с предисловием, примечаниями и указателем. – ЧОИДР, 1899, кн. 2, Отд: М., 1899, ХХ+270.
Л–6. Чиновники Холмогорского Преображенского собора, с предисловием и указателем. – ЧОИДР, 1903, кн. IV, Отд.: М., 1903, XLII+286.
Рец.: 1) Ар. Л–в – Ц. В–к, 1904, 29, 920; 2) Н.–Стран., 1903, II, ч. 2, 12, 3) Ц. Вед., Приб., 1903, 41, 1601–1603.
Л–7. Об особенностях архиерейского служения литургии с точки зрения древне–церковного обряда. – БВ, 1903, № 3, 499–515. (Речь, произнесенная на акте в МДА 1 окт. 1899 г.).
Л–8. Чиновник Нижегородского Преображенского собора, с предисловием и указателем. – ЧОИДР, 1905, кн. 1, Отд.: М., 1905, XIV+68. Рец.: Н.П–в – БЕЛ, 1905, 1, 14.
Л–9. О выходах на воскресных вечерне и утрене в древней Руси и их происхождение. – БВ, 1905, № 1, 1–26. >л
Л–10. О предносной архиерейской лампаде. – БВ, 1905, № 7–8, 560–569.
Л–11. О причинах и времени замены гласного чтения литургийных молитв тайным. – БВ, 1905, № 9, 68–75.^
Л–12. Соборные чиновники и особенности службы по ним (Докт. соч.). Первая половина исследования. – ЧОИДР. 1907, кн. III и IV. Отд.: М., 1907, V+262.
Отзывы: СИ. Смирнова и Н.А. Заозерского – Ж., 1907, 73–96.
Реп.: 1) Н.В. Покровский – Ц. Вед. Приб., 1908, 4, 193–197.
2) Н. Пальмов – ББЛ, 1908, вып. 12 (дек.), 375–382.
3) Ц. Вед., 1910, 31, 314 (извлеч. из представл. на премию).
Л–13. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона, с предислов, и указат. – ЧОИДР, 1907, кн. IV и 1908, кн. II. Отд.: М., 1908, LIII+312. Рец.: Н.Заозерский, Ж., 1909, с. 17–19.
Л–14. Литургия в первые века христианства (из лекций) – БВ, 1913, 7–8, 621–643; 10, 332–356, 12, 779–802. J1–15. Историческое объяснение обрядов литургии (из лекций). – БВ, 1915, 7–8, 563–601.
Л–16. Из чтений по церковной археологии и литургике, ч. И. Литургика, 286 с. – СП, 1918 (издал И.А. Голубцов).
В 1911 г. вышел также «Сборник статей по литургике и церковной археологии» (СП, 144 стр.), включающий статьи: Л–7, –9, –10, –И, А–13, –15, –17, –18; И–16, (изданный также И.А. Голубцовым).
Остались ненапечатанными:
– К истории праздничного убранства города Владимира во второй половине XII века, (реферат, приготовленный к докладу на Владимирском областном археологическом съезде 1906 г., но не доложенный за преждевременным закрытием съезда).
– дополнительные замечания к статье «Из истории изображения креста»50.
– Письмо моек, м–ту по поводу реставрации Троицкого собора Лавры51.
Остался недописанным:
– К истории древнерусского иконостаса – реферат, предположенный к прочтению на Новгородском археологическом съезде в 1911 г.
4. Краткая аннотация к обзору трудов
В центре исторической группы работ проф. Голубцова стоит его магистерская работа «Прения о вере...» (И–6), с которой тематически связан еще ряд публикаций (№№ И–2, И–3, И–7, И–8) из той же эпохи, и работа (И–4) «О судьбе Учительного Евангелия Транквиллиона», которое было предано в Москве сожжению52.
Четыре небольших статьи посвящены памяти им особенно чтившегося преп. Сергия (И–1,–9, –14) и еще одна – из истории Лавры – о живописной при ней школе (И–15).
Работой над церковно–археологическими памятниками и их датировкой вызваны статьи исторического характера: «О путешествиях во Святую Землю, Рим И Царьград» (И–11), об «Истории празднования Нового года"(И–13).
Интересом к церковной истории «семинарского» города Костромы продиктована неоконченная статья о Феодоровской иконе Божией Матери –(И–16).
И, возможно, знакомству с французской периодикой по линии преподавания того языка обязана своим появлением юбилейная статья о папе Льве XIII (И–10).
Церковно–археологические статьи проф. Голубцова составляют самую многочисленную группу работ, над которыми он систематически и целенаправленно грудился, составляя из них стройное и целое здание науки церковной археологии, которое он, однако, не успел завершить. Лишь через 7 лет после его смерти его сыном Иваном Александровичем, историком по профессии, было опубликована итоговая работа «Из чтений по церковной Археологии и Литургике», в 1–й части которой («Археологии») было помещено большинство статей А.П. Голубцова, им опубликованных.
Не вошли в указанную книгу статьи из списка «А» под №№ 13, 15, 17, 18, относящиеся к теме по археологии храма и его утвари, не освещенной в книге. Также две статьи (№№ 5, 23), связанные с академическим Церковно–археологическим музеем и его экспонатами, где заведывал А.П. Голубцов, и рецензия (А–24) на книгу проф. Н.В. Покровского.
Автором настоящего очерка составлены довольно подробные обзоры двух указанных групп работ проф. Голубцова.
3–ю группу в 16 названий составляют исследования А.П. Голубцова по литургике, к которой относятся его докторская работа «Соборные чиновники и особенности службы по ним» 1907 г., 1–ая половина исследования (Л–12) (2–я половина не была написана). К ней приложены изданные им чиновники ряда крупных соборов (Л–5, –6, –8, –13), а по тематике примыкают еще три статьи (Л–7, –9, –10). Hо эти работы посвящены особенностям архиерейского служения. Кратко они иннотированы в нашей статье [11].
Остальные работы этой группы освещают генезис и смысл тех или иных моментов в богослужении или обрядах (Л–1, –2, –3, –9, –11, –14, –15). Они частично пошли во 2–ую часть посмертного издания 1918 г. «Из чтений по Ц. Археологии и Литургике», которая включает и много другого материала и состоит из следующих разделов:
Введение
История литургии:
Гл. I. – Установление и состав литургии первых веков
Гл. II. – Развитие и обособление литургий во II–IV веках, практика поминовении живых и умерших.
Особенности египетских и сирийских литургий.
Гл. III. – Литургии Малой Азии; деятельность Василия Вел., Иоанна Златоуста, патр. Филофея.
Замечания по истории литургии и служебников в России.
Толкование литургии.
Глава I. – История толкования на Востоке и Руси.
Гл. II. – Объяснение обрядов литургии –
Из истории песнопений, поучений и обрядов.
Гл. I. – Песнопения древнехристианской Церкви.
Гл. II. – Основные формы песнопений и их творцы.
Гл. III. – О церковном пении и музыке, об осьмогласии, о пении в Зап. Церкви.
Гл. IV. – История поучений, в т.ч. на Западе и у протестантов.
Гл. V. – Драматический элемент в христианском богослужении. И, наконец, к этой группе относится и небольшая, уже упоминавшаяся статья (Л–4).
Обзору основных литургических работ А.П. Голубцова была посвящена курсовая работа игумена Серафима Кожокаря «Жизнь и литургические труды профессора Александра Петровича Голубцова», МДА, 1971/72 гг. 165 стр.53
Таблица соотношений нумераций трудов здесь и в библиографическ. указателе54
Церковно–исторические
И–1(1) И–2(4) И–3 (5) И–4 (7) И–5 (52р) И–6 (8) И–7 (9) И–8 (11) И–-9 (12) И–10 (14) И–11 (15) И–12 (22р) И–13 (25) И–14 (27) И–15 (31) И–16(45)
Церковно–археологические
А–1 (3) А–2 (6) А–3 (14а) А–4 (14б) А–4а (14в) А–5 (18) А–6 (19) А–7 (20) А–8 (21) А–9 (23) А–10 (23а) А–11 (24) А–12 (30) А–13 (33) А–14(ЗЗа) А–15 (37) A–16Q9) А–17 (42) А–18 (43) А–19 (46) А–-20 (47) V А-21 (50) А–22 (51) (ч. I) А–23 (32) А–24(10р) –]\
Литургические
Л–К2) «, Л–2(13) Л–3(16) Л–4 (17) Л–5 (26) Л–6 (28) Л–7 (29) Л–8 (34) Л–9 (35) Л–10 (36) Л–11 (38) Л–12 (40) Л–13 (41) Л–14(48) Л–15 (49) Л–16 (51) (ч. И)
* * *
Именно: Соколов Александр Кириллович (1844–1854), Смирнов Петр Алексеевич (1854–1858), Сабуров Михаил Иванович (1858–1862), Иоанн (Митропольский) в 1862 г., Катанский Александр Львович (1863–1867) и Лавров–Платонов (1867–1868), с 1868 г. – Иван Данилович Мансветов.
В труде, написанном нами в связи с 75–летием со дня смерти проф. А.П. Голубцова (исполнившимся в июле 1986 года), и до сих пор остающимся в машинописи, дается краткий очерк его жизни, деятельности и научных трудов, за которыми следует обзор всех его книг по Церковной истории и Археологии, где отмечены наиболее важные и интересные вопросы, рассмотренные покойным профессором, некоторые из них снабжены дополнительными примечаниями со стороны автора настоящего труда (под инициалами – «С.Г.»). Литургические труды в какой–то степени рассмотрены в кандидатской работе иг. Серафима (Кожокоря) выпускника 1971/72 учебного года, и поэтому в машинописный труд не вошли. Мощнее краткий обзор литургических трудов дан автором в очерке об А.П. Голубцове, помещенном в 5–й, тоже машинописной, части 11–го тома нашей книги «МДА дореволюционною периода», и сокращении напечатанном в ЖМП 1989 г. № 3
Труд завершается рядом приложений, в т.ч. и кратким изложением одной, не напечатанной им статьи, а также копиями личных документом из Гос. архивов.
При ссылках в тексте на работы будет стоять один из 3–х указанных индексов и порядковый номер и предел их одной из групп.
Перечень 47 трудов А.П. Голубцова, опубликованный в 1911 г. при некрологе и составленный И.А. Голубцовым, здесь пополнен автором очерка на основе архива К.М. Попова и др. источников
См. в Приложении N 2 к разделу Церк. археолог, труды нашей машинописной монографии о Голубцове, с. 51–60.
См. там же, с. 67–70.
В И–5 находится лишь упоминание об опыте А П. Голубцом о работе некоего иеромонаха Ионы на ту же тему, но опубликован ли он был – нам неизвестно и 4–и статьи отнесены ними к группе литургических (см. Л–4).
Просмотр этой работы показывает, что:
– на страницах 48–98 автор обозрел только что перечисленные разделы «Литургики», изданной в 1918 г., при этом отвел на историю литургии – 20 стр. (120 с); на толкование литургии – 18 стр. (60 с); на историю обряда песнопений литургии – 9 стр. (100 с), опуская многие рассмотренные А.П. Голубцовым вопросы;
– на стр. 98–134 – обозрел Чиновники разных соборов;
– на стр. 134–164 – дал обзор книги «Соборные чиновники», при этом некоторые разделы этой книги лишь упоминаются. Остальные статьи А.Голубцова по литургике им не рассмотрены.
К труду патриархии «Моск. Дух. Академия дореволюционного периода», т. III., нумерации к которым присоединялись в скобках индекс «р» при номере обозначает рецензию.
.