Беседа LIX. О девятом члене символа веры. Об основании церкви Господом Иисусом Христом
Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь.
В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами, что необходимо существование Церкви Божией на земле, как общества людей, соединенных между собою православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Но, братие, мы еще более увидим необходимость существования Церкви Божией на земле, и посему еще более должно увеличиться наше уважение и благоговение пред нею, наша обязанность повиноваться ей, если примем во внимание то, что Церковь Христова есть не простое общество людей, собравшихся только по влечению свой природы, а установлена Самим Господом нашим Иисусом Христом.
Начало Церкви Божией положено было еще в раю. Это была Церковь безгрешных прародителей. После их грехопадения, когда Бог дал им обещание о Спасителе, положено было основание Церкви спасаемых верою в обещанного Спасителя. Церковь эта до пришествия Иисуса Христа на землю называется ветхозаветною, принадлежавшие к ней люди спасались верою в Него грядущего. После пришествия Его основана была новозаветная Церковь, в которой люди спасаются верою уже в пришедшего Спасителя. Основание новозаветной Церкви положил Сам Господь наш Иисус Христос.
Прежде всего, братие, обратим внимание на то, что во время Своей земной жизни Господь неоднократно выражал желание основать из последователей своих единое общество – Церковь. Так напр., после того, как Апостол Петр исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, Он сказал: ты ecu Петр (камень), и на сем камене (т. е. исповедании, вере в него, как Сына Божия) созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей (Мф.16:18). В своей молитве к Богу Отцу Иисус Христос говорил о своих верующих: да ecи едино будут, якоже Ты Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин.17:21). Нередко говорил Он о будущей Церкви Своей в притчах, т. е. иносказаниях или подобиях; так, напр., Он изображал Себя под образом Пастыря, а верующих в Него под видом стада, причем так говорил об обращении к Церкви язычников: и ины овцы имам яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат: и будет едино стадо, и един Пастырь (Ин.10:16). То же учение о Церкви видим мы в притче о семени и плевелах, выросших на одном поле вместе (Мф.13:24–43); о неводе, брошенном в море и извлекшем множество разных рыб, и хороших и худых (Мф.13:47–48); о зерне горчичном, возросшем в великое дерево, так что прилетают к нему птицы небесные (т. е. люди) и укрываются в ветвях его (Мк.4:30–32) и др. Все это показывает, братие, то, что Господь имел намерение основать из Своих последователей единое Общество – Церковь.
Но чего желал Иисус Христос, то и совершил. Он Сам положил начало и основание Церкви Своей, когда, проповедуя учение Свое, избрал из Своих слушателей сначала двенадцать, а потом семьдесят учеников. Пред вознесением на небо возложил на них обязанность проповедовать Евангелие всему миру. Шедше в мир весь, говорил Он, проповедите Евангелие всей твари (Мк.16:15). Сам Он затем установил такие действия, которые должны были соединять верующих в Него в единое Общество, таковы таинства: крещение, – для принятия в это общество всех тех, которые уверуют в Него; причащение, – в котором верующие могли бы теснейшим образом соединяться с Ним и между собою; и прочие таинства, чрез которые они могли бы получать благодать от Бога. Наконец, Господь ниспослал на Апостолов Святого Духа, Который дал им потребные для служения силы.
По вознесении Господнем и по сошествии Святого Духа Апостолы проповедывали учение Христово во всех народах, начав от Иерусалима. В самый день сошествия Святого Духа на Апостолов, после проповеди Ап. Петра, уверовало во Христа около 3 тысяч человек, а потом, после чудесного исцеления хромого, еще около пяти тысяч. Посему и день этот можно считать днем, когда началась вообще жизнь Церкви: в лице верующих явилась паства, в лице Апостолов – иерархия, и начали совершаться таинства. Общество верующих росло более и более, к нему обращались не только иудеи, но и язычники. Из верующих в разных местах Апостолы составляли общества, которые именовали Церквами (1Кор. 1:2). Верующие пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян.2:42). Апостолы убеждали их блюсти единение духа в союзе мира – представляя им, что они все образуют единое тело Господа Иисуса, коего суть только разные члены, имеют единаго Господа, едину веру, едино крещение (Еф.4:3–4), и ecu от единаго хлеба причащаются (1Кор.10:17), т. е. имеют все и для внутреннего и для внешнего единства. Из числа верующих они избрали себе особых помощников, епископов, пресвитеров и диаконов, и не просто избрали, но и особым образом посвятили их, именно чрез молитву и возложение рук своих (Деян.6:6). Когда Апостолы приближались к смерти, они передали епископам и подчиненным им пресвитерам и диаконам те же права и обязанности, какие даны были им Иисусом Христом, т. е. учить людей истинной вере, управлять ими и совершать таинства.
Таким образом, братие, Апостолы утвердили Церковь на земле, основание которой положил Сам Иисус Христос. При этом они никогда не приписывали учреждение ее ни себе, ни кому-либо другому, но всегда учили о ее божественном происхождении. Ап. Павел говорит об Иисусе Христе: Того даде главу выше всех церкви, яже есть тело Его (Еф.1:22). Тот же Апостол говорил пастырям Ефесским: внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровью Своею (Деян.20:28). По слову того же Апостола Сам Иисус Христос даровал Церкви Апостолов, Пророков, Пастырей и пр. (Еф.4:11–12). Из приведенных указаний вы ясно видите, братие, что Апостолы учили о божественном происхождении Церкви.
Но и сама Церковь Христова своим существованием указывает, братие, на свое божественное происхождение. В самом деле, кто из людей мог учредить такое общество, которое прожило целые века, пережило многие царства и народы? Человеческие общества, целые государства, разные учения человеческие, не смотря иногда на все усилия человека, меняются, погибают, забываются. Церковь же Христова, – заметьте, братие, несмотря на все невзгоды, на все ухищрения и козни дьявола, – остается непоколебимою. После того, как Апостолы начали свою проповедь о Христе, против них выступили ярые противники в лице первосвященников и старейшин иудейских. Почти все Апостолы покончили жизнь свою мученическою смертью. Не смотря на это, число верующих продолжало увеличиваться. После иудеев на борьбу с Церковью Христовою выступили язычники. Против нее восстали жрецы, оракулы (прорицатели языческие), простой народ, ученые люди и даже правительственная власть в лице императоров. Верующих во Христа притесняли, подвергали насмешкам, оскорблениям и таким мучениям, которых невозможно изобразить. «Если бы у меня», пишет один из современников (Лантанций), были сотни уст и железная грудь; то и тогда я не мог бы исчислить всех родов мучений, претерпленных верующими». «Я сам был очевидцем того», пишет другой современник (историк Евсевий), «как железо притуплялось и ломалось, а сами убийцы, утомившись, поочередно сменяли друг друга». Но вот кончились времена гонений: на престол был император христианин Константин Великий. Казалось бы, наступили мирные времена для Церкви. Нет! Дьявол воздвиг новых врагов, даже более ужасных, – это еретиков, раскольников, которые своими лжеучениями раздирали Церковь Христову. Среди церковных смут и волнений, многие из христиан с сожалением вспоминали даже о временах гонений, потому что тогда подверглось истязаниям тело человека, а теперь душа страдала. Впрочем, иногда исповедникам православной веры приходилось и телесно страдать от еретиков. Но, не смотря на все это, Церковь Христова оставалась непоколебимою. И ныне есть не мало врагов в Церкви Христовой, которые своими неповиновениями и лжеучениями враждуют с ней, но и теперь она остается непоколебимою и в первоначальной чистоте сохраняет свое учение и устройство, имея членов своих, – послушных чад во всех частях света, во всех концах земли. Не указывает ли это, братие, на то, что Церковь учреждение не человеческое, а Божие? – Господь Сам говорил, что Он устроит Церковь, и никакие силы ада не одолеют ее, и что Он Сам пребудет с нею до скончания века (Мф.16:18,28,20). Мы уже говорили с вами, что и во времена антихриста, когда особенно сильно распространится нечестие и неверие между людьми, будет существовать Церковь Христова, будут пастыри и будет продолжаться совершение таинств.
Итак, братие, всегда и твердо помните, что Церковь Христова, – именно, как общество людей, соединенных между собой Православною верою, Законом Божиим, священноначалием и таинствами, – основана Самим Господом нашим Иисусом Христом, есть от Бога установленное общество, а посему любите ее и повинуйтесь ей во всем. Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа