Источник

Беседа LX. О девятом члене символа веры. Цель учреждения церкви на земле

Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь.

В прошедшей беседе мы сказали с вами, братие, что Церковь учреждена на земле Самим Господом нашим Иисусом Христом. Побеседуем теперь о том, с какою целью Он учредил ее и кто принадлежит к ней?

Господь основал Церковь с тою целью, с какою Он сам приходил на землю. Как вы знаете, Он приходил на землю для того, чтобы спасти людей, освятить их и воссоединить с Богом. Совершив спасение, Господь все средства, необходимые для получения этого спасения, оставил в основанной Им Церкви, сделав ее как бы сокровищницею благодатных даров Божиих, нужных для освящения людей грешников. Эта цель ясно указана Ап. Павлом в следующих словах: Той, т. е. Иисус Христос, дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения в созидание тела Христова (т. е. Церкви), дондеже достигнем ecu в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф.4:11–13).

В Своей церкви Господь, мы сказали, оставил все средства необходимые для достижения спасения человека. Средства эти те же, какие Он и Сам употреблял. – Как вы знаете, Господь совершил спасение наше, прежде всего, учением Своим. Он принес людям истинное учение о Боге и о спасении рода человеческого, и говорил, что Он на это и послан был Богом Отцем (Лк.4:43). Посему и в Церкви Своей Он оставил после Себя апостолов, пророков, благовестников, пастырей и учителей (Еф.4:11), и заповедал им, чтобы они преподали людям Его учение (Мф.28:19–20). Апостолы действительно передали учение Его людям и, по внушению Духа Святого, часть этого учения записали в книги, так называемые свящ. книги Нового Завета, а часть устно передали христианам. Затем, как вы знаете, братие, Господь принес себя в жертву за грехи мира, спас нас Своею крестною смертью. Для того, чтобы мы могли воспользоваться плодами Его крестной смерти, Он установил в Церкви Своей таинства и вообще священнодействия, чрез которые мы могли бы получать спасительную силу Божию, т. е. благодать, и назначил особых лиц для их совершения, когда преподал Апостолам власть и силу совершать таинства и другие священнодействия (Лк.22:19; Ин.20:22; Мф.28:19), а Апостолы передали эту власть и силу своим преемникам, пастырям и учителям Церкви (1Тим. 2:1–2). – Наконец, братие, как известно, люди, хотя и знают путь к достижению спасения и получают помощь от Бога, могут, по своей греховной наклонности и по своей свободе, уклоняться с истинного пути. Посему нужны для них верные руководители, которые бы наблюдали за ними и направляли бы их на истинный путь. Сам Иисус Христос, во время своей земной жизни, преподавал людям разные законы, указывал побуждения для исполнения заповедей Его, обличал грешников, прощал грехи. Посему и в Церкви своей поставил особых руководителей, в лице Апостолов. Им Он вверил духовное управление, дал им власть пасти Церковь, вязать и решить грехи членам ее, отсекать непокорных от Церкви (Ин. 21:15–17; Мф.18:18; Ин.20:22–23; Мф.18:17), а Апостолы передали эту власть своим преемникам – пастырям Церкви (Деян.20:28;1Тим.5:19–22 и др.). – Итак, братие, вы видите, что Господь основал Церковь на земле для спасения людей. Посему она должна продолжать то же дело, для которого Он и приходил на землю. Она должна хранить и проповедовать Им преподанное учение, освящать членов своих таинствами, воспитывать их, руководить и приготовлять к вечной жизни. Сообразно с этим, братие, и Церковь, как основанное самим Господом и посему благоустроенное земное учреждение, есть общество людей, соединенных между собою православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами.

Из указанного определения Церкви и ее назначения вы ясно можете видеть, братие, кто принадлежит, и кто не принадлежит к ней. Принадлежат к ней все, кто хранит православную веру, принимает закон Божий, подчиняется установленному Богом священноначалию и принимает св. таинства. Не принадлежат же к Церкви Христовой все те, которые не веруют в Иисуса Христа, или неправильно содержат учение Его, не повинуются ей, не принимают священноначалия и св. таинств. Эти лица не принадлежат к Церкви Христовой по ясному указанию Самого Господа: иже не иметь веры осужден будет (Мк.16:16). Повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь (Мф 18:17). Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие (Ин.3:5).

Впрочем, говоря о тех, которые не принадлежат к Церкви Христовой, мы не должны думать, что к ней принадлежат одни только праведники. К ней принадлежат все православно верующие, не одни только праведники, но вместе и грешники. Сам Иисус Христос уподоблял Церковь Свою то полю, в котором, по воле домовладыки, купно растут до жатвы и пшеница и плевелы, то неводу, который извлекает из моря и худые и хорошие рыбы; то другим предметам, указывая, что до второго пришествия Его к Церкви будут принадлежат и праведники и грешники. Сам Господь установил таинство покаяния, в котором верующие могут очищаться от грехов; Сам научил молиться: остави нам долги наша. И вы знаете, братие, что во учении Сына Божия, нет ни одного совершенного на земле человека, что все люди грешны пред Богом. Следовательно, к Церкви Христовой принадлежат все православно верующие и праведники и грешники. Впрочем, есть предел, который если преступят грешники, то или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви.

Итак, братие, Господь основал Церковь Свою на земле для нашего спасения. Будем же принадлежать к ней, и повиноваться ей. Господь поручил ей преподавать вам учение Его, руководить и утверждать нас в благочестивой жизни, и совершать для освящения нашего таинства и вообще священнодействия. Будем же принимать из уст Богопоставленной наставницы спасительное учение Христово, и разуметь его точно так, как разумеет она, постоянно наставляемая от Духа Святого; будем свято исполнять все заповеди ее и с благоговением пользоваться совершаемыми ею спасительными таинствами и всеми другими священнодействиями. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle