Беседа LVIII. О девятом члене символа веры. Понятие о церкви
Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь.
Вы знаете, братие, что Господь наш Иисус Христос Своею крестною смертью примирил нас с Богом Отцем и уготовал нам спасение, и что Дух Святой усвояет и прилагает нам это спасение. Все действия Духа Святого в деле нашего спасения называются, как вы знаете, благодатью, которая и доставляет человеку спасение. Но где же, чрез кого и как мы можем получить благодать Духа Святого? Мы можем получить ее только в Православной Церкви Христовой. Сам Господь, братие, благоволил устроить благодатное царство на земле, которое иначе называется Церковью Христовою. Только в этой Церкви и чрез нее сообщается людям благодать Духа Святого. О вере в нее и говорится, братие, в прочитанном мною девятом члене символа веры. Что же такое есть Церковь Христова?
В наших разговорах мы, братие, нередко называем Церковью известное здание, в которое собираемся для общественного богослужения, и которое иначе называется храмом. Но не эта Церковь разумеется в символе веры. Здесь Церковью называется, как показывает самое слово на греческом языке, собрание людей, но не простое, а Богом установленное. Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных между собою Православною верою, законом Божиим, священноначалием (церковною иерархиею, священством) и Таинствами.
Каждый человек, взятый отдельно, слаб и ограничен, и поэтому может жить только в сообществе с другими. Каждый человек в отдельности не может с удобством удовлетворить всем своим нуждам и защитить себя во всех опасностях, какие только могут представиться в его жизни. Всегда бывает лучше, когда человек действует не один, а в сообществе с другими. Люди не одинаковы по своим силам и способностям: один лучше и сильнее в одном деле, другой в другом; чего не может сделать один, может сделать другой. Отсюда понятно стремление человека жить в сообществе с другими, ему подобными, одной с ним природы. Таким образом, сама природа, братие, требует, чтобы люди стремились к общению между собою. А посему когда появились люди на земле, по необходимости произошли человеческие общества, именуемые государствами. Но как только сошлись между собою несколько человек для совместной жизни, необходимо должны были появиться общие правила, закон, который должен был лечь в основу этой жизни, чтобы люди жили не как-нибудь, не самовольно, а способствовали бы достижению общей цели, не нарушали бы интересов других лиц. Когда появился таким образом закон, необходимо должны были появиться и лица, которые бы истолковывали этот закон для общего блага и следили бы за его исполнением, – словом, должна была появиться государственная власть. Итак, государство, как общество людей, необходимо предполагает закон и власть. Возьмем, братие, еще во внимание другие общества людей, которые возникают уже в самом государстве. Вы сказали, братие, что у нас есть разные общества, учения, созываемые для разработки какой-либо науки, благотворительные, устроенные для вспомоществования ближним, и др. Почему образовались эти общества? Потому что человеку труднее действовать одному, а в сообществе с другими легче, и цель скорее может быть достигнута. Но как составились эти общества? Не как-нибудь: в каждом обществе есть свои правила, своего рода закон. Кроме этого в каждом обществе есть лица, наблюдающие за исполнением этих правил. Итак, братие, вы ясно видите, что в природе человека лежит стремление к общению с другими, ему подобными, и что в каждом обществе необходимо есть закон, власть. Тоже самое братие, нужно приложить и к понятию о Церкви Христовой. И в духовных стремлениях человека необходимо также общение между людьми для удобнейшего развития, при помощи Божией, духовных сил человека, для достижения спасения, необходимо общество с известным строем, законом и властью. Один человек без помощи Божией и без содействия и указания других лиц, по слабости своей духовной природы, не может достигнуть спасения. Церковь Христова и есть это общество, в котором верующие духовно развиваются, возрастают, совершенствуются и, таким образом, достигают общения с Богом, своего спасения.
Для достижения общения с Богом, для достижения спасения, человек, как вы знаете, братие, должен иметь веру в Бога, лишь согласно с этою верою выражать свое благоговение пред Богом, прославлять Его. Церковь и научает человека истинной вере и доброй жизни. Она же помогает ему выражать пред Богом свои религиозные чувствования, помогает ему в его вере и жизни своими молитвами, своими священнодействиями вообще, и в частности таинствами, чрез которые особенным образом подается благодать Духа Святого. Она же и управляет членами своими, руководя их к вечному спасению. Наконец, подобно всякому благоустроенному обществу, для надлежащего порядка и удобнейшего достижения своей цели, Церковь имеет и особых лиц, чрез которых она учит, и совершает священнодействия и управляет своими членами, т. е. церковную иерархию, священноначалие.
Таким образом и выходит, братие, что необходимо существование Церкви Божией на земле, как общества людей, соединенных между собою православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинством. Вы видите теперь всю необходимость, так сказать, всю законность этого общества и притом не с каким-либо иным, а только с указанным нами строем. Если вас спросят, напр., о том, зачем существуют какие-нибудь правила, законы в Церкви и нужно ли их исполнять? Вы можете сказать, что они существуют по необходимости, как во всяком благоустроенном обществе, и должны быть посему самому исполняемы. Спросят вас, зачем существует в Церкви иерархия, священство? Вы можете сказать, что она необходима, потому что без власти немыслимо существование никакого общества.
Будем же, братие, принадлежать к Православной Церкви Христовой с твердым сознанием того, что существование ее необходимо на земле и притом, как общества с известными, определенными законами, с известною, определенною властью. Будем исполнять с усердием и с охотою ее законы, и оказывать должное повиновение власти ее. Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа